Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Моргунова Светлана Викторовна. morgunova-lana@list.ru. Конспект урока литературы. Группа 4 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных машин Курс 1. Презентация к уроку . Ход урока. Мотивационный модуль.. Основная часть.. План изучения



Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока литературы

Дата 28.05.20, 29.04.20

Группа 4 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных машин Курс 1

Тема урока: Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: ознакомиться с национальным своеоб­разием и связью с мировым литературным про­цессом современной русской литературы; дать понятие о массовой и элитарной литературах, представить предположительную классифика­цию литературы этого периода; сформировать представление об основных направле­ниях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры

Основные понятия:

Используемая литература: Т.Ф. Курдюмова. Литература 11класс, часть 2, 2018 г.,

Презентация к уроку  

Интернет – ресурсы:

 Ход урока

  1. Организационный этап.

Мотивационный модуль.

1). Какую литературу можно считать современной?

     2). Назовите со­временных, с вашей точки зрения, отечественных авторов

2.Основная часть.

План изучения

  1. Каковы же основные тенденции и общие закономерности российской литературы последнего десятилетия?
  2. Характерные черты современной литературы.

 

Информационные революции и причины, обусловившие их

происхождение.

➢ Характеристика индустриального общества.

➢ Характеристика информационного общества.

➢ Информатизация и компьютеризация общества

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

 

 

Найдите в предложенной вам таблице несоответствие.

 

 

Направление Основные черты Представители
Романтизм Использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. В.В. Маяковский, И.  Северянин
Реализм Культ будущего и дискриминация           прошлого вместе с настоящим. А.А. Блок, В.Я. Брюсов
Символизм Исключительная личность в исключительных обстоятельствах. С.А. Есенин, А. Мариенгоф
Футуризм Образность, метафора, часто метафорические цепи. Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой
Имажинизм Типическая личность в типических обстоятельствах. В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов

 

 Лекция учителя.

Глобальный переворот, произошедший за последние десятилетия в культурной жизни России, не мог не отразиться на русской литературе, которая должна отражать нашу реальную, нами переживаемую действительность. Началом современной русской литературы принято считать 1991 год, который помимо грандиозных социальных перемен, ознаменовался расколом союза писателей.

Остановимся на характерных чертах современной литературы. На следующих уроках мы рассмотрим их уже на конкретных произведениях.

Абсолютная свобода - писатель творит в бесцензурном про­странстве. Это обернулось, особенно в начале 1990-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» - обращением к запрет­ным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.). Переходность, переклички с литературой Серебряного века - «сегодня литература живёт по законам «рубежа веков», так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности».

Жанровые трансформации, поиски нового слова - писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр - фаворит - рассказ.

Диалог культур - проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречён быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века»

Многоголосие - отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература - это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков.

Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники (В. Аксёнов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 1970-х годов. (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В.Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 1990-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. CToroff, Е. Радов, Б. Ширянов, И.Денежкина и др.).

Поиск нового героя - одна из ключевых проблем смены эпох. Особенно остро она стоит в прозе молодых авторов: А. Уткина, Е. Радова, С. Шаргунова, И. CToroffa и др.

В их творчестве целый комплекс философских, научных, эстетических направлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как хаоса, а текста – как интертекста, представляющего собой новую ткань, сотканную из старых цитат.

Для литературы постмодернизма характерно критическое отношение к идеологии, ирония (нет табу и запретов), цитатность, интертекстуальность (аллюзии, связанные с известными произведениями).

Если у романтиков, символистов в текстах присутствует двоемирие, то постмодернисты создают свой виртуальный мир, иллюзию.

Как правило, их произведения окрашены в мрачные тона, герои не живут, а выживают, персонажи часто представители маргиналов: бомжи, алкоголики,

наркоманы. Их жизнь пуста, выхода из нее писатели не показывают.

Таким образом, постмодернизм абсолютно новый тип сознания, для которого характерен кризис всех ценностей. Главное в содержании такой литературы – утверждение идеи равноправия всех элементов Вселенной, т.е. нет «духовного» и «материального», «высокого» и «низкого», «души» и «тела». Эту мысль можно проиллюстрировать словами героини повести Нарбиковой «Равновесие света дневных и ночных звезд», которая говорит так: «Мы любим друг друга как: собаку, картошку, маму, море, пиво, смазливую девицу, трусы, книжку, плейбоя, Тютчева.

По-своему понимают постмодернисты мир. Мир как текст: мир непознаваем, а дан нам лишь как описание. Следовательно, мир состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом. Человек может воспринимать только текст (описание мира), а его сознание есть также сумма текстов. Любое произведение (и любое сознание) - часть этого бесконечного текста. Отсюда идея полицитатности как нормы (нет смысла в делении на свое и чужое), эксперименты с началом/концом текста (оба понятия относительны, так как текст бесконечен), игры с читателем (мир-текст анонимен, а потому автора не существует, читатель – в той же степени автор, как писатель).

Показывая мир в состоянии кризиса, писатели вскрывают пороки современного общества и заставляют читателей задуматься о необходимости изменений в себе и обществе.

 

IV Рекомендации на «золотую» полку.

Она у каждого своя. Сколько на ней книг? Какие они? Это зависит от многого. Будет замечательно, если рекомендация, данная вашим ровесникам, вам покажется убедительной, и вы после сегодняшнего урока поставите на свою полку книгу из литературы постмодернизма. (Форма представления материалов учащиеся выбирают самостоятельно).

 

V Домашнее задание.

Используя материалы урока, составить общую характеристику современной литературы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.