|
|||
Учебная дисциплина: ЛитератураУчебная дисциплина: Литература Учебная группа: все группы 1 курса Преподаватель: Тихомирова Н.Ф. E-mail: tichom57@gmail.com Тема: Литература начала XX века Россия в XX веке пережила три революции (1905-1907 г.г., Февральскую и Октябрьскую 1917г.) и предшествующие им войны – Русско-японскую (1904-1905), Первую мировую (1914-1918). В бурное и грозное время противоборствовали три политические позиции: сторонников монархизма, защитников буржуазных реформ, идеологов пролетарской революции. Возникли неоднородные программы кардинальной перестройки страны. Одна – «сверху», средствами «самых исключительных законов». Другая – «снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией». Русскому искусству всегда были чужды идеи любого насилия. Не принимались они и теперь. Спасение усматривалось не «сверху» и не «снизу», а «изнутри» - в нравственном преображении. Но в кризисную эпоху значительно ослабла вера в возможную гармонию. Вот почему «сознательному анализу» заново подвергались вечные проблемы: смысла жизни и духовности людей, культуры и стихии, искусства и творчества. Классические традиции развивались в новых условиях разрушительных процессов. В 1933г. были введены понятия и термины, широко признанные в наше время. Эпоху Пушкина, Достоевского, Толстого (т.е. XIX столетие) назвали отечественным «золотым веком». Последовавшие за ним три десятилетия именовали Серебряным веком (пишется без кавычек, с большой буквы). Общими процессами в искусстве начала века объяснялось и размежевание литературных кругов, и внутреннее их сближение. Группа символистов провозгласила свое полное неприятие современного им реализма, началось противоборство двух художественных направлений. Модернисты подозревали чуждых себе писателей в неспособности проникнуть в сущность явления, в сухо-объективистском отражении жизни. Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощренные формы новейшей поэзии. В произведениях появились следующие герои: «средней руки» интеллигенты, офицеры низших чинов, солдаты, крестьяне, босяки. Предельно разрослось «авторское начало» в повествовании. Многие прозаики тяготели к «рассказу в рассказе», когда повествователь вступает в диалог с лицом, передающим свою историю. Сложное мироощущение писателей не укладывалось в структурах последовательного реализма. Интерес к микросостояниям души вызвал повествование, которое Б.Зайцев назвал творчеством в «импрессионистическом» духе. Одновременно прозе начала века было свойственно укрупнение, символизация образов и мотивов. Молодые писатели испытывали страстное влечение к классическому наследию России. Реалистам рубежа веков была дорога сущность русской литературной классики, потому так свободно объединились разные ее традиции в их творчестве.
Литература Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 [Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина]; под. ред. В.П. Журавлева. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 399 с.
|
|||
|