|
|||
Книга как источник получения знаний ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Книга как источник получения знаний Книга имеет свои преимущества перед другими источниками информации: она позволяет сделать процесс овладения знаниями обратимым, т.е. постоянно возвращаться к непонятным, вызвавшим затруднения местам текста; дает возможность каждому осваивать материал своим индивидуальным темпом; использовать приемы (выписки, подчеркивания) и т.д., ускоряющие процесс овладения содержательной стороной читаемого материала. Уроки русского языка позволяют осуществить комплексный подход, а именно: через формирование комплекса умений, необходимых для получения информации из книги и через формирование культуры умственного труда по данному источнику. Понятие «умение работать с книгой» включает в себя конкретные умения: ü умения первой группы отражают аналитико-синтетическую работу мышления и составляют основу овладения содержательной стороной читаемого текста: при выделении ведущих идей как в процессе чтения, так и после чтения; при соотнесении новых понятий с уже имеющимися; при постановке и ответах на вопросы; умении делать выводы, выделять неясные, непонятные места в читаемом тесте. ü вторая группа умений, не исключая теоретических действий, вскрывает внутреннюю логику читаемого материала, фиксирует ее, помогая значительно глубже познать "архитектонику" текста. Эта группа включает: фиксацию главных мыслей текста, составление плана, ведение рабочих записей, написание аннотаций.
В работе с книгой можно выделить четыре группы взаимосвязанных проявлений компонентов культуры умственного труда: личностные, интеллектуальные, организационно-технические, гигиенические. Главным выступает личностное отношение, оказывающее влияние на все остальные компоненты. Интеллектуальные умения при работе с книгой обслуживают операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение содержательной стороной материала. Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение читаемым материалом.
Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.
|
|||
|