Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ



ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ

Дорнах, 1 января 1924 г.

Мы собрались сегодня в последний раз на наши собрания, которые должны сообщить мощный, значительный импульс антропософскому движению. Поэтому позвольте мне так построить последнюю лекцию, чтобы она, с одной стороны, внутренне соответствовала общей перспективе данного лекционного курса, а с другой, так сказать, эмоциональной стороны, была бы ориентирована на будущее антропософии.

Когда мы взираем сегодня на мир, то нашему взору предстает множество разрушительных сил, действующих уже на протяжении ряда лет; они действуют так, что можно только догадываться, в какую пропасть катится западная цивилизация. Но хочется при этом сказать следующее. Когда мы глядим на тех людей, кто во внешней жизни осуществляет духовное руководство различными ее областями, то замечаем, что эти люди повсеместно погружены в глубочайший сон. Возможно, что совсем недавно большинство из них мыслило так: вплоть до XIX века человечество по своим взглядам и воззрениям было по-детски примитивно. Затем в самые разные сферы жизни пришла новейшая наука, и она культивируется там в качестве вечной истины.

Люди такого рода чудовищно высокомерны, однако не знают об этом. Но в современном человечестве в противовес этому иногда рождается подозрение, что дело обстоит отнюдь не так, как это представляется большинству.

Некоторое время тому назад я читал в Германии лекции (эти лекции были организованы бюро Вольфа), привлекшие такое множество слушателей, что кое-кто уже подметил, что антропософия, собственно, оказывается востребованной. Среди многих нелепо звучащих враждебных голосов оказался один, который хотя высказывался и не умнее других, тем не менее, выдавал некое характерное предчувствие. Оно было зафиксировано в газетной заметке, посвященной лекции, которую я читал в Берлине. Вот что произнес газетный голос. В лекции обращается внимание на то, что нечто происходит не только на Земле, но и во всем Космосе (я цитирую заметку приблизительно). И это призывает людей к некоей иной духовности, чем была прежде. Сейчас так называемые космические силы (а не просто земные импульсы) чего-то требуют от человека. И это - нечто вроде космической революции, результатом которой станет именно стремление к новой духовности.

Этот голос действительно примечателен, ибо истина состоит в следующем. В течении этих дней я обосновывал с разных точек зрения, что импульс, сообщаемый исходящей из Дорнаха духовности, порождается не Землей, а духовным миром. Нам надо развить здесь способность следовать импульсам из духовного мира. Поэтому я говорил во время этого рождественского собрания о разнообразных импульсах, присутствующих в развитии, - говорил о них, чтобы сердца смогли воспринять те духовные импульсы, которые вливаются в земной мир, но которые невозможно воспринять из самого земного мира. Ибо все то правильное, что ранее приносил земной мир, произрастало из духовного мира. И если мы хотим сделать что-то полезное, плодотворное для земного мира, импульсы для этого нам надо взять из духовного мира.Мои дорогие друзья, это побуждает нас заявить: то вдохновение, которое мы получили на этих собраниях для внесения его в нашу дальнейшую деятельность, следует соединить с великой ответственностью.

Давайте посвятим несколько минут той великой ответственности, что налагается на нас участием в этих собраниях. В последние десятилетия духовные наблюдения над некоторыми личностями вызывали горькое чувство относительно ближайших судеб земного человечества. Можно было в духе как бы проходить мимо этих людей, наблюдая, как они во сне оставляют свое физическое и эфирное тела и пребывают со своим "я" и астральным телом в духовном мире. В последние десятилетия во время сна "я" и астральное тело человека находились в странствиях; новые опыты свидетельствуют о тяжкой ответственности того, кому знакомы подобные вещи. Души, которые покидали свое физическое и эфирное тела на время сна, от засыпания до пробуждения, - эти души, как было видно, впоследствии чаще оказывались перед Стражем Порога.

Этот Страж Порога - порога в духовный мир - представал перед человеческим сознанием на протяжении развития человечества многообразнейшими способами. О важнейших вещах в древности сообщалось в форме легенд и саг, а не в форме исторического предания; так вот, многочисленные легенды и саги изображали именно то, как в древние времена та или иная личность встречалась со Стражем Порога и получала от него наставления по поводу того, каким способом ей надлежит вступить в духовный мир и как вернуться оттуда в мир физический. Ибо правильному вступлению в духовный мир всегда должна сопутствовать возможность возвращения в любой момент в мир физический, - затем, чтобы стоять в нем твердо на ногах, как это свойственно практичному, рассудительному человеку, - отнюдь не мечтателю, не мечтательному мистику.

Подобных наставлений ждали от Стража Порога на протяжении всех тысячелетних устремлений человека в духовный мир. Но начиная с последней трети XIX века крайне редко можно было увидеть человека, который достигал бы Стража Порога в бодрственном состоянии. В наше же время, когда на все человечество исторически наложена обязанность в какой бы то ни было форме прийти к Стражу Порога, тем более можно обнаружить при путешествиях по духовному миру, как к Стражу Порога приходят именно спящие души - в виде "я" и астрального тела. Вот исполненная смысла картина, которую можно сегодня наблюдать: серьезный Страж Порога, вокруг которого собрались группы спящих человеческих душ, не имеющих сил прийти к этому Стражу Порога в состоянии бодрствования и поэтому приходящих к нему во сне.

После созерцания разыгрывающейся там сцены приходишь к мысли, которая связана именно с зарождением великой ответственности. Те души, которые достигают таким путем, в спящем состоянии, Стража Порога, требуют доступа в духовный мир, перехода через Порог, в состоянии сна. В состоянии бодрствования это происходит неосознанно или подсознательно. И в бесчисленных случаях слышится голос этого серьезного Стража Порога: "Ты не можешь получить доступа в духовный мир. Ты должен вернуться назад. " Ибо предоставь Страж Порога подобным душам беспрепятственный доступ в духовный мир, они бы перешли Порог и вступили в духовный мир с теми понятиями, которыми их снабдила современная школа, современное воспитание, современная цивилизация, - с теми понятиями и идеями, с которыми человек ныне вынужден жить начиная с шестилетнего возраста и, по сути, вплоть до конца своей земной жизни.

Эти понятия и идеи обладают такой особенностью: если человек вступит с ними в духовный мир (подобно тому, как он совершал с ними свое развитие, становление в пределах современной цивилизации и школы), он окажется в отношении своей души парализованным. И его возвращение в физический мир произойдет тогда в мыслительной и идейной пустоте. Если бы Страж Порога не отбрасывал самым строгим образом души весьма многих современных людей, допусти он эти души в духовный мир, то тогда они, по возвращении назад в бодрственное состояние, испытали бы такое чувство: я не в состоянии мыслить, мои мысли не имеют соприкосновения с мозгом, я вынужден жить без мыслей. Таков мир абстрактных идей, которые человек привязывает ко всему в действительной жизни: с ними можно войти в духовный мир, но выйти из него невозможно. И когда видишь эту сцену, которую многие души сегодня действительно переживают во сне, тогда говоришь себе: о, если бы только удалось оградить эти души от испытания при умирании всего того, что они переживают во сне! Ибо если бы это состояние перед лицом Стража Порога продолжалось достаточно долго, - то есть если бы человеческая цивилизация долго пребывала в том, что сегодня изучают в школах и проносят в качестве предания через цивилизацию, то тогда жизнь возникала бы из состояния сна. Человеческие души входили бы через врата смерти в духовный мир, но уже не могли бы перенести в следующую земную жизнь силу идей. Ибо с сегодняшними мыслями можно войти в духовный мир, но с ними нельзя вновь из него выйти. Вновь выйти можно, лишь испытав паралич души.

Обратите внимание на то, что современная цивилизация может быть обоснована с помощью той формы духовной жизни, которая культивируется уже столь долго, но жизнь не приемлет подобных обоснований. Эта цивилизация сможет просуществовать еще некоторое время. Души ничего не будут знать о Страже Порога во время бодрствования, а во время сна они будут этим Стражем отброшены, чтобы не подвергнуться параличу; и в конце концов в будущем появится на свет такая порода людей, которые не смогут применить в земной жизни никаких идей, так что мышление, жизнь в идеях, исчезнет с лица Земли. Земля окажется заселенной больной породой людей, обладающих одними инстинктами. Развитие человечества окажется во власти дурных чувств и эмоций, лишившись направляющей силы идей. Да, печальная картина, предстоящая духовному взору наблюдателя, - это не только образ души, стоящей перед Стражем Порога, которой запрещен вход в духовный мир: эта картина имеет еще и другой аспект.

Если мы возьмем такое человеческое существо, которое имеет свои корни не в западной, а в восточной цивилизации, и вовлечем это существо в охарактеризованное выше странствие, при котором мы наблюдаем перед Стражем Порога души спящих людей, - если мы так поступим, тогда в духе мы услышим слова этого существа, брошенные как страшный упрек в адрес западной цивилизации: смотрите, если так будет продолжаться впредь, то наступит время, когда ныне живущие люди появятся на Земле в новых инкарнациях - но Земля уже придет в варварское состояние. Люди будут жить без идей, чисто инстинктивной жизнью. Вот что вас ожидает, ибо вы отпали от древней духовности Востока.

Именно такое представление о духовном мире, как я описал, свидетельствует о великой ответственности за то, что является задачей человека. Дорнах должен стать тем местом, где всем желающим сообщается обо всех значительных и непосредственных переживаниях в духовном мире. Здесь должен возникнуть столь мощный духовный центр, чтобы в нем рассуждали не просто о каких-то слабеньких духовных искрах (используя к тому же искусственный язык диалектики или современной эмпирической науки), но открыто говорили о том, что происходит в духовном мире по мере исторического развития и каковы духовные импульсы, вступающие в природное бытие и подчиняющие себе природу. Если Дорнах выполнит свою задачу, то там можно будет услышать о действительных переживаниях, о реальных силах, о существах духовного мира. Здесь должна работать высшая школа духовной науки. И отныне мы не имеем права отступать перед притязаниями сегодняшней "научности", которая ведет людей к Стражу Порога в состоянии сна, как я это показал. Надо, чтобы в Дорнахе человек получал такую духовную силу, чтобы он мог лицом к лицу встречаться с духовным миром и приобретать там опыт.

Не следует здесь произносить диалектических тирад по поводу ущербности теорий современной науки: мы ведь сосредоточились на том, в каком положении перед Стражем Порога оказывается человек благодаря этим теориям и их использованию в обычной школе. Если во время этих собраний мы примем все сказанное всерьез (имея в виду собственную душу), то тогда эта рождественская встреча станет для наших душ тем мощным импульсом, который необходим для того, чтобы в следующем воплощении люди смогли бы действительно встретиться со Стражем Порога. Это означает, что и цивилизация как таковая сможет предстать тогда перед Стражем Порога.

Сравните современную цивилизацию с цивилизациями прошлого. Во всех предшествующих цивилизациях имелись идеи и понятия, которые поначалу восходили в сверхчувственный мир, к богам, - в тот мир, где совершалось творчество и происходили эманации. А затем с помощью тех же понятий, которые адресовались богам, можно было созерцать земной мир, - чтобы постигать также и его посредством понятий и идей божественного достоинства. Если человек, снабженный идеями, которые были образованы в соответствии с миром богов, оказывался перед Стражем Порога, то Страж говорил ему: "Можешь проходить, ибо ты переносишь в сверхчувственный мир то, что было ориентировано на него уже во время твоей земной жизни в физическом теле. При возвращении в физически-чувственный мир у тебя останется достаточно сил, чтобы не оказаться в параличе от зрелища сверхчувственного мира. " – Ныне человек развивает такие понятия и идеи, которые он, следуя духу времени, может применить только в физически-чувственном мире. Эти понятия и идеи работают во всей области мер и весов и т. п., но бессильны в мире богов. Они не обладают божественным достоинством, божественной ценностью. Поэтому для душ, которые уже целиком подчинены идеям материализма, лишенным божественной ценности и божественного достоинства, когда эти души в спящем состоянии проходят перед Стражем Порога, громом звучат слова: "Не преступай порога! Ты злоупотребил своими идеями ради чувственного мира. Поэтому тебе следует оставаться с ними в чувственном мире: если ты не хочешь оказаться душевно парализованным, ты не должен вступать с ними в мир богов. "

Видите ли, подобные вещи надо говорить не для того, чтобы сообщать пустые сведения: их надо говорить для того, чтобы они пронизывали, пропитывали душу, передавая ей то правильное настроение, которое вы должны вынести из этого столь важного рождественского собрания Антропософского общества. Ибо самое важное из всего того, что мы вынесем отсюда, это то настроение в отношении духовного мира, которое влечет за собой уверенность в том, что Дорнах станет средоточием духовного познания.

Поэтому особенно отрадно было слушать сегодня утром то, что говорил о медицине, которую следует культивировать здесь, в Дорнахе, доктор Цельманс*: ныне уже больше нельзя строить мостов между областью обыкновенной науки и той дисциплиной, которую следует основать здесь, в Дорнахе. На нашей антропософской почве может произрасти некое медицинское знание; но если мы честолюбиво заявим в связи с этим знанием, что, дескать, наши разработки отвечают современным клиническим требованиям, то мы никогда не придем к определенной цели, ибо тогда прочие люди будут говорить: "Ну да, вот новое лекарственное средство. " Получится, что и мы создаем новые лекарственные средства. /*Ф. В. Цельманс ван Эммихофен (1893-1961) - доктор медицины, голландский врач и писатель; написал, в частности, "Рудольф Штейнер. Биография", Штутгарт, 1961 г./

Фактически речь идет о том, что в антропософскую жизнь включается такая область жизненной практики, как медицина. Кажется, я правильно понял сегодня мысль доктора Цейлманса. Ибо он высказывался именно в этом духе, говоря следующее: тот, кто стал сегодня врачом, заявляет: "Я стал именно врачом", но стремится к импульсам из некоей новой области мира. Видите ли, в будущем, очевидно, с медициной в Дорнахе произойдет то же самое, что и с рядом других ответвлений антропософской деятельности, прибывающих пока еще в лоне антропософии: мы с госпожой доктором Вегман*, моей помощницей, сейчас разрабатываем медицинскую систему на основе антропософии, - систему, в которой человечество нуждается и которая вскоре появится. Также я намереваюсь в самом ближайшем будущем установить теснейшие, интимнейшие контакты Гетеанума с клинико-терапевтическим институтом в Арлесхайме, чья деятельность оказалась столь благотворной и процветающей, а в дальнейшем получит действительную антропософскую ориентацию. Это также является целью госпожи доктора Вегман. /*Ита Вегман (1876-1943) - доктор медицины и практикующий врач в Цюрихе до основания ею в 1921 г. Клинико-терапевтического института (ныне клиника Иты Вегман) в Арлесгейме. С Рождества 1923 г. до 1935 г. – сектретарь Правления Всеобщего антропософского общества и руководитель медицинской секции Свободной высшей школы. В 1924/25 гг. лечащий врач Рудольфа Штейнера и соавтор "Основоположений для расширения врачебного искусства на основе духовнонаучных познаний" (ИПН, том 27)./

Но доктор Цейлманс указал лишь в одной области на то, что должно развиться также и во всех областях антропософской деятельности; именно такую задачу должно поставить перед собой правление Дорнаха. В будущем настанет определенность в отношении того, как в действительности обстоят дела. Тогда не будут говорить: "Принесем людям эвритмию; если они, ничего не зная об антропософии, увидят вначале эвритмию, она им понравится. А впоследствии, узнав, что за эвритмией стоит антропософия, они примут также и ее." Другой случай: иногда говорят, что вначале надо продемонстрировать на практике действие лекарственных средств, надо показать людям, что эти средства суть настоящие лекарства, и тогда люди их купят. А затем, позднее, люди однажды узнают, что за этими лекарствами находится антропософия, и они придут также и к антропософии.

Мы должны найти в себе мужество и признать ложным такой образ действий. Только если мы почувствуем отвращение к этому образу действий, антропософия проложит себе дорогу в мире. Именно стремление к истине надо отстаивать в будущем в Дорнахе, - отстаивать без фанатизма, но на основе честной, непосредственной любви к истине. Быть может, пройдя через это, мы станем служить добру там, где в последние годы совершалось столько тяжких грехов.

Мы завершаем наши собрания, которые привели к созданию Всеобщего антропософского общества, этими серьезными, нелегко дающимися размышлениями. Но я думаю, что не следует впадать в пессимизм из-за того, что здесь происходило на Рождество. Хотя мы ежедневно проходим мимо печальных руин Гетеанума, в душе, я думаю, каждого, кто поднимается на холм, где происходят собрания, совершается то самое, о чем здесь у нас шла речь, то, что было принято дружественными сердцами и порождает такую мысль: подобно языкам духовного пламени, из возрожденного Гетеанума произойдет истинная духовная жизнь - как благословение будущего человечества; она возникнет благодаря нашему усердию, нашей самоотверженности. И чем мужественнее мы займемся антропософской деятельностью, уйдя отсюда, тем лучше, значит, мы расслышали то, что в эти дни проносилось над нашим собранием как полное надежды духовное устремление. Ибо та самая сцена, которую я вам изобразил и которую можно так часто видеть, - человек эпохи упадка, спящий перед Стражем Порога, - не имеет, собственно, никакого отношения к кругам продвинутых антропософов. Эти круги нуждаются только в таком призыве: для восприятия голоса из страны духов ты обязан развить в себе крепкое мужество, дабы опознать себя перед этим голосом, - ведь ты начал пробуждаться. Мужество сохранит тебя в бодрственном состоянии; утрата мужества сама по себе ввергнет тебя в сон.

Призыв к мужеству и, далее, к бодрствованию - вот что необходимо для антропософов в условиях современной цивилизации. Не-антропософы слышат следующее: "Оставайся за пределами страны духов, ты пренебрег идеями ради земного, ты не собрал идей, обладающих божественной ценностью и божественным достоинством. Поэтому при возвращении в физически-чувственный мир ты будешь парализован. " - Но антропософским душам будет сказано: "Надо лишь испытать ваше мужество в признании того существа, чей голос вы можете воспринять благодаря определенной душевной и сердечной склонности".

Мои дорогие друзья, вчера была годовщина того самого дня, когда мы взирали на языки пламени, пожирающие старый Гетеанум. Но это пламя не смогло помешать нашей работе на протяжении прошедшего года. Поэтому уже сегодня мы надеемся на то, что физический Гетеанум станет внешним символом нашего духовного Гетеанума, - той идеи, которую мы теперь понесем в мир.

Мы заложили здесь камень основы, краеугольный камень. На этом камне будет воздвигнуто здание, - сложено из камней, которыми станут труды отдельных членов наших групп, рассеянных по миру. Если мы в духе взглянем сейчас на эти труды, то мы поймем ту ответственность, о которой говорилось сегодня. Это ответственность по отношению к современному человеку: он предстоит Стражу Порога, и ему запрещено вступать в духовный мир.

Ничего кроме глубочайшего горя и боли в связи с тем, что произошло год назад, мы, разумеется, испытывать не можем. Но вспомним и о том, что все значительное в мире родилось из страдания. Поэтому, мои дорогие друзья, пускай наше страдание преобразится и из него возникнет - через вашу работу - мощное, светоносное Антропософское общество.

Для этой цели давайте углубимся в те слова, которыми я начал и которыми хочу завершить эти рождественские собрания. Праздник Рождества должен стать для нас не просто началом года, но началом некоего всемирного поворота времен; давайте же посвятим ему нашу

Душа человека!
Ты живешь в членах тела,
Что тебя через мир пространства
Несут к существу духовного моря.
Вспоминай в Духе,
В душевных глубинах,
Где в правящем
Бытии Творца мира
Собственное "Я"
Пребывает в Божественном "Я".
И ты будешь поистине жить
В Человеко-Миро-Существе.
Ибо Дух-Отец высот правит
В глубинах мира бытие рождая.
Серафимы, Херувимы, Троны,
Прозвучать из высот,о, дайте,
Отзовущемуся эхом в глубинах;
Оно гласит:
^ EX DEO NASCIMUR (ИЗ БОГА РОЖДАЕМСЯ).
Это слышат духи элементов
На Востоке, Западе, Севере, Юге:
Могут услышать и люди.

Душа человека!
Ты живешь в биении сердца и легких,
Что тебя через ритм времени
Ведут к чувству собственной душевной сути.
Размышляй в Духе,
В душевном равновесии,
Где волно-деяния
Миростановления
Собственное "Я"
Соединяют с "Я" Мира.
И ты будешь поистине чувствовать
В Человеко-Душе-Деянии.
Ибо воля Христа вокруг правит
В мировых ритмах души одаряя.
Господства, Силы, Власти,
Вспыхнуть с Востока,о, дайте,
Формирующемуся через Запад;
Оно гласит:
^ IN CHRISTO MORIMUR (ВО ХРИСТЕ УМИРАЕМ).
Это слышат духи элементов
На Востоке, Западе, Севере, Юге:
Могут услышать и люди.


Душа человека!
Ты живешь в покоящейся голове,
Что тебе из основ Вечности
Раскрывает мировые мысли .
Прозревай в Духе,
В спокойствии мыслей.
Где вечные цели Богов
Свет мирового существа
Собственному "Я"
Дарят для свободной воли.
И ты будешь поистине мыслить
В Человеко-Духо-Основах.
Ибо мировые мысли Духа правят
В Существах Мира моля о свете.
Архаи, Архангелы, Ангелы,
Испросить из глубин,о, дайте,
То,что в высотах услышат;
Оно гласит:
^ PER SPIRITUM SANCTUM REVIVISCIMUS (ВО СВЯТОМ ДУХЕ ВОСКРЕСАЕМ).
Это слышат духи элементов
На Востоке, Западе, Севере, Юге:
Могут услышать и люди.



На повороте времен
Свет Мирового Духа
Вступил в поток существа Земли;
Тьма ночи
Была преодолена,
Яркий свет дня
В душах людей вспыхнул;
Свет,
Согревающий
Бедные сердца пастухов;
Свет,
Озаряющий
Мудрые главы царей.
Божественный Свет,
Христос — Солнце,
Согрей
Наши сердца;
Просвети
Наши головы;
Чтобы стало во благо,
То, что из сердец оснуя,
Из голов направляя,
Мы хотим привести к цели

(пер. с нем. А.А. Демидова)

Итак, мои дорогие друзья, давайте выйдем отсюда с сердцами, исполненными тепла. В этих сердцах здесь был утвержден краеугольный камень Антропософского общества; так понесем это сердечное тепло в мир и посвятим его усердной деятельности по оздоровлению мира. Ваш ум просвещен той целью, которую ныне все вы хотите достичь; это поможет вам. Давайте примем это сегодня со всем усердием. И тогда мы увидим, что если мы будем достойны, то нами станет руководить добрая звезда. Мои дорогие друзья, последуйте за этой доброй звездой, и вы увидите, куда нас приведут боги с помощью света этой звезды.

Божественный свет,

Христос-Солнце,

Согрей

Наши сердца;

Просвети

Наши головы!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.