Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимир Яковлевич Пропп. Морфология волшебной сказки. Научная ре­дакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство “Лабиринт”, М., 2001. С. 15-16



 

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Филологический Факультет


 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА, МОТИВА, СНОВИДЕНИЯ

2.1. Образ в литературоведении.

2.2. Мотив в литературоведении.

2.3. Сновидение как объект литературоведческого исследования.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Сновидения в романе «Белая гвардия».

3.2. Образ, мотив в сновидениях в  романе «Белая гвардия».

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ.

Выбрав для своей научной работы тему «Образ и мотив в сновидениях в романе Булгакова «Белая гвардия», я руководствовалась, во-первых, своим личным

 

 

Таким образом, в своей курсовой работе я хочу придти к ответам на вопросы:

 


 

2.1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ


 

2.2. МОТИВ В ЛИТЕРАТУРОВДЕНИИ.

Для понимания того, чем является мотив в литературоведении, обратимся к учебному пособию «Введение в литературоведение» под редакцией Л. В. Чернец. Автор статьи «Мотив» Целкова Л. Н. главными характеристиками мотива называет его вычленяемость из полотна текста и повторяемость.

Термин «мотив», пришедший из теории музыки, в которой он являлся образующим для построения композиции произведения, сохранил свои свойства и в литературоведении.

История осмысления данного термина как простейшей повествовательной единицы начинается в работахА. В. Веселовского. В своем труде «Поэтика сюжетов» под мотивом он подразумевает «простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения» [1]. Веселовский утверждает, что мотивы по своей природе универсальны. Он объясняет это тем, что на разных этапах развития человечества, одни и те же мотивы могли появляться у разных народностей и племен по причине одинаковости быта, психологических ситуаций. Таким образом, особенность мотива – это его архетипичность, универсальность.

Мотив по Веселовскому невозможно разложить на более мелкие составляющие. Творчество для него заключается в комбинировании различных мотивов, так как нельзя вычленить новые мотивы из окружающей среды самостоятельно. Они уже существуют в пространстве и составлены «генетически». Писатель при творчестве просто «комбинирует» и составляет вместе различные мотивы.

Главное разногласие при споре литературоведов XX в. с А. Н. Веселовским заключалось в различном понимании мотива как целостной и неделимой повествовательной единицы. В. Пропп утверждает, что мотивы, которые, по мнению А. В. Веселовского, являются неразложимыми – на самом деле раскладываются на более мелкие части и могут быть скомпонованы между собой совершенно по-разному. «Мотив не одночленен, не неразложим. Последняя разложимая единица не представляет собой логического целого».[2]

Современное литературоведение смотрит на мотив как на наиважнейшую составляющую структуры любого произведения. Как говорит Л. В. Чернец, «В современном литературоведении термин «мотив» используется в разных методологических контекстах и с разными целями, что в значительной степени объясняет расхождения в толковании понятия, его важнейших свойств»[3].

Таким образом, становится понятно, что единого определения данного термина очень трудно достичь. Рассмотрим, в каких аспектах описывает мотив Целкова Л. Н.

В большей своей части мотивы выделяются как категории сравнительно-исторического литературоведения. Они могут брать истоки как из древних мифологических представлений, например: мотив блудного сына, гордого царя, договора с дьяволом, так и быть созданными  в гораздо более позднее время.

В различных сюжетах могут фигурировать очень древние мифологические мотивы, которые проходят сквозь века и реализуются в большом количестве различных произведений. Л. Н. Целкова приводит в пример мотив смерти из-за женщины, который реализуется во многихпроизведениях на протяжении XIX-XX веков, начиная самоубийством Вертера в «Страданиях юного Вертера» Гёте, заканчивая смертью Ромашова в романе Куприна «Поединок».

Мотивы могут быть сюжетными, описательными, лирическими. Могут быть как интертекстуальными, проходящими сквозь различные произведения, а могут быть внутритекстовыми.

Знаковость мотива определяется частотностью его повторения, как в различных текстах, так и в одном.

В чем современные исследователи сходятся, говоря об изучении мотива, это в том, что главный его признак - это повторяемость. Б. Гаспаров говорит, что в роли мотива может выступать «любой феномен, любое смысловое «пятно» – событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.» [4] то есть абсолютно всё. Единственным же признаком, по которому можно определить наличие мотива в тексте, является частотность его появления.

Ведущий мотив в произведении, текстах одного автора или деятельности целого творческого направления  имеет название лейтмотива. Обычно он является эмоциональным впечатлением, которым наполнена идея произведения (мотив вишневого сада проходит сквозь всю пьесу «Вишневый сад» А. П. Чехова).

Лейтмотив и мотив – создают тот самый подтекст, подводное течение в произведении, двусмысленность. Также мотив помогает расширить, углубить тему, затрагиваемую в произведении.

Таким образом, мотив в литературе можно обозначить как простейшую повествовательную единицу.  Главное назначение мотива – это через его различную повторяемость достичь развития сюжета и через художественную образность достичь эмоционального влияния на читателя.

2.3.  СНОВИДЕНИЕ  КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Сновидение в литературных текстах рассматривается не только как единица композиции, но и как нечто, выходящее за рамки художественного текста.

Область науки о сновидениях – онейрологии – тесно связана с психологией, в частности, с научными концепциями З. Фрейда, К. Юнга, разработанной ими теорией психоанализа, изучением психики человека на глубинном уровне.

Что является главным в понимании сновидения с точки зрения психологии? Какова природа сновидения и что оно из себя представляет?

В своей книге «Толкование сновидений» З. Фрейд говорит, ссылаясь на А. Шопенгауэра, что сновидение образуется следующим образом: «Раздражители организма из нервной системы, то есть различные впечатления, днём, во время бодрствования, могут влиять на человека, по крайней мере, бессознательно. В то время как ночью он начинает их слышать, так как все отвлекающие его сознание факторы отсутствуют. В этом случае, интеллект человека естественным образом начинает облекать эти раздражители во внешние, образные, временные формы[5].» Таким образом природа сновидений, по мнению Шопенгауэра, состоит из комплекса подсознательно дневных впечатлений, полученных во время бодрствования и далее подспудно переработанных сознанием человека во время сна.

 Сновидение может быть расценено как отрыв человека во время сна от окружавшей его ранее действительности, перенесение его в другой, иррациональный мир. Об этом говорил Л. Штрюмпель: «В сновидении совершенно исчезает память строго упорядоченного бодрственного сознания и его нормальных функций», «Почти полное отделение души в сновидении от осмысленного содержания и течения бодрственного состояния[6].» В сновидении никогда не будет повторяться окружающая его реальность в точных подробностях. 

В то же время существует совершенно противоположная точка зрения, относительно взаимосвязи сна и бодрствования. Большинство ученых-психологов склоняются к мнению, что сновидения есть прямое продолжение нашего состояния активности. «Наши сновидения всегда состоят в связи с представлениями, имевшими место быть незадолго до этого в сознании[7].»

Таким образом, в психологии главной функцией сновидения считается проявление и отображение скрытых в подсознании сильных желаний и стремлений, которые визуализируются в виде необъяснимых, странных снов, на которые действует память, пробиваясь из реальности к сознанию.

Однако в литературе сновидения часто используются авторами как приём, помогающий расширить полотно художественного повествования, дополнить палитру изобразительно-выразительных средств. Сновидения могут стать лучшим способом для раскрытия образа главного героя, зачастую они выступают в роли «двигателя» развития линии сюжета.

Существует проблема анализа сновидений в литературе. Литературные сновидения являются как стандартным психологическим явлением, так и полноценной единицей художественного текста, которую можно изучать по всем правилам литературоведческого анализа. В литературоведении известны некоторые методы анализа литературных сновидений. Наиболее структурировано они выделены в классификации, предложенной Альбертом Бегеном. [8]

В зависимости от того, какую функцию какого-либо сновидения мы хотим проанализировать, Беген предлагает следующие методы работы с ним:

Психологический. Рассматривает сновидение как «медицинскую карту психического состояния» автора или героя. В нём применяются методы психоанализа только для того, чтобы изучить характеристики личности.

Литературоведческий. Сновидение изучается как частный художественный элемент в структурном целом произведения. Рассматривается роль его влияния на последующее развитие сюжета, присутствие или отсутствие в нём характеристики главного героя и пр. Такой метод – инструмент для структурного изучения художественного текста.

Метафизический. С помощью него изучается проблема созданной в произведении реальности. Главный вопрос исследования – какая реальность создана в этом фрагменте сна: «космическая, божественная или просто иллюзорная?».

В своей работе я буду использовать все три (?) предложенных метода анализа литературных сновидений.

Все эти методы отражаются в самом определении сновидения и его функциях. Согласно одной их немногих попыток подобрать точную формулировку к сновидению как объекту литературы, а именно статье М. Дынника в Краткой Литературной Энциклопедии, «Изображение сна, — это описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора[9].»

Несмотря на наличие такого определения, в литературоведении не сложилось исчерпывающего и четкого понимания того, что из себя представляет сновидение как художественный элемент. Также существует проблема выделения сновидения в отдельную художественную категорию. (продолжить о проблеме?)

Если говорить о классификации сновидений, то вариант одной из них представила в своей работе Е. Г. Чернышева. Она предлагает классифицировать сны в литературе при помощи нескольких критериев, на основе которых выделяются различные типы сновидений. В своей работе я буду опираться именно на эту систему, как на самой полную и развёрнутую.

Согласно Е. Г. Чернышевой, сновидение можно классифицировать по:

-его роли в сюжетосложении.

Сон – ретроспекция сновидения; сон – параллельное развивающимся событиям действие; сон – предупреждение и сон – сбывающееся пророчество, повторяющееся далее в сюжете.

-характеру соотношения с образами сверхъестественного.

Сон – часть обычной реальности и служит временным пространством для сверхъестественного; сон – часть художественной реальности, уже имеющей в себе ирреальную наполненность.

-степени ограниченности от условно-художественной действительности.

Сон явственно выделяется в тексте, отмечены границами его начало и конец; зафиксированы только начало/конец сновидения; отсутствуют начало и конец, состояние «пограничного» полусна.

-наличию доминирующего стилистического приёма.

В основе всего сновидения может быть явно выделен какой-то отдельный стилистический приём, фигура речи, троп.

-количественности.

Литературные сны подразделяются на однократные и многократные.

Если говорить о роли сна в общей структуре произведения, то он может служить «иллюстративно-психологическим» элементом, необходимым для изображения психологического портрета героя, а может быть техническим инструментом автора в развитии повествования, необходимым элементом, предвосхищающим последующие , служить «предварением событий», выполнять сюжетную функцию. Чаще всего в произведениях используются обе интерпретации функции сновидения в различной пропорциональности.

Главным маркером сновидения в художественном тексте является наличие какого-либо чёткого указания на погружение героя в состояние сна. Обозначаются границы сновидения, начальная и конечная, чтобы отделить мир сновидения от мира условной художественной реальности в пространстве текста. Между двумя границами и располагается «особый», «дополнительный» текст сновидения. Полотно сна – это особое художественное пространство в тексте. Оно имеет свой сюжет, свои мотивы, своё начало и концовку.

Содержание сна (определенный комплекс мотивов) – находится как раз в полотне текста между двумя границами. Для явного указания на то, что это сон – вводятся детали ирреального.

 

Исследователи выделяют в сновидениях некоторые «типические», инвариантные элементы. Помимо обязательного наличия границ сновидения, к ним относятся так же и мотивы, типичные для большинства сновидений.

Выделяют различные виды мотивов.

-мотив особого времени и особого пространства. Время во сне отличается от условно-реального времени в произведении, так же как и пространство.

-мотив болезни.

-мотив невозможности бегства от какой-либо опасности.

-мотив смерти или превращения во сне.

Таким образом, в понятие сновидения органично входит понятие мотива. Мотив является элементом структуры сновидения как отдельного художественного текста со своим сюжетом, границами.

 


[1] Веселовский Александр Николаевич Собрание сочинений Александра Николаевича Веселовского. : Т. 1-. Т. 2. Вып. 1. – 1913. – 162

[2]Владимир Яковлевич Пропп. Морфология волшебной сказки. Научная ре­дакция, текстологический            комментарий И. В. Пешкова. — Издательство “Лабиринт”, М., 2001. С. 15-16

[3] Введение в литературоведение: Учеб. пособие/Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец.— М.: Высш. шк., 2004. С. 138

[4] Литературные лейтмотивы : Очерки рус. лит. XX в. / Б. М. Гаспаров. - М. : Наука : Изд. фирма "Вост. лит.", 1994. С. 30

[5] З. Фрейд «Толкование сновидений» »: Харвест; 2004 ISBN 985‑13‑1830‑2 с. 24

 

[6] Strümpell L. Die Natur und Entstehung der Traume. Лейпциг, 1877.

 

[7] Haffner P. Schlafen und Traumen. 1884. «Frankfurter zeitgemasse Broschüren».

 

[8] Béguin A. L’âme romantique et le rêve: en 2 vol. Vol. 1. Marseille, 19 37. P. XXIX.

 

[9] Дынник М. Сон как литературный прием // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: в 2 т. Т. 2. М.; Л., 1925. С. 645-649.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.