Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 2001. С. 15-16.



 

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Филологический Факультет

Кафедра истории и теории литературы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

    МОТИВ СНОВИДЕНИЯ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА

«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

 

Студентка очной формы обучения

Волкова Анастасия Сергеевна

2 курс группа Ф10-1-04

Научный руководитель:

к.филол.н. В.Д. Агафонова

Заведующий кафедрой:

к.филол.н. М.В.Пахолкина

 

 

Москва

2020 г.

 

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Раздел 1. Теоретические аспекты изучения мотива сновидения в литературоведении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.1. Мотив в литературоведении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

1.2. Сновидение как объект литературоведческого исследования. . . . . . . 15

Раздел 2. Изучение мотива сновидения в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.1. Сновидения в романе «Белая гвардия» .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.2. Мотив в сновидениях в романе «Белая гвардия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

 

 

Введение

М. А. Булгаков (1891-1940) – русский писатель, автор романа «Белая гвардия», который является одним из его ранних сочинений и первым написанным романом.  В произведении, изданном в 1923 году,  описываются события, происходившие в России, а именно в Киеве в 1918-1919 гг.

Тема нашей работы «Мотив сновидения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия». В данной работе будет изучен мотив в сновидениях, присутствующих в романе.

Целью моего исследования является изучение такого литературоведческого понятия как мотив, а также сновидения в контексте литературоведения и выявление таковых в тексте сновидений романа «Белая гвардия». Объектом исследования является художественный текст «Белая гвардия» М.А. Булгакова. Предметом исследования являются мотивы сновидения романа «Белая гвардия».

В ходе выполнения работы необходимо выполнить ряд задач: изучить литературоведческие термины мотив, сновидение; проанализировать текст романа «Белая гвардия» на предмет выявления в нем сновидений; выявленные сновидения проанализировать на предмет уже изученных литературоведческих терминов – мотива.

Наиболее более полно отражает  отображает данную проблему её исследование Поэтика сна в романе : "Петербург" А. Белого, "Белая гвардия" М. Булгакова, "Приглашение на казнь" В. Набокова : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.08. - Москва, 2003.

Методологической базой для нашего исследования послужили следующие источники:

1. Великая Н.И. «Белая гвардия» М. Булгакова. Пространственно-временная структура произведения, ее концептуальный смысл // Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991. – 233 с.

2. Кульюс С.К. // М.А. Булгаков: pro et contra, антология Личность и творчество М.А. Булгакова в оценках литературоведов, критиков, философов, социологов, искусствоведов. Сер. "Русский Путь". Санкт-Петербург, 2019. – 871-892 с.

3. Лурье Я.С. Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова (М. Булгаков и «Война и мир» Л. Толстого) [Текст] / Я. С. Лурье // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. – М., 1988. – 101-108 с.

4. Федунина О.В. Поэтика сна в романе : "Петербург" А. Белого, "Белая гвардия" М. Булгакова, "Приглашение на казнь" В. Набокова : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.08. - Москва, 2003. – 195 с.

5. Федунина О.В. Система снов в романе М, А, Булгакова «Белая гвардия: сквозные мотивы // Челябинский гуманитарий. 2011. № 2 (15) – С. 42-45

6. Чернышева Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20–40-х годов XIX века / Е.Г. Чернышева. – М.:, 2000. – 143 с.

Работа состоит из теоретической и практической части.

 


 

Раздел 1. Теоретические аспекты изучения мотива сновидения в литературоведении

1.1. Мотив в литературоведении.

Для понимания того, чем является мотив в литературоведении,  также обратимся к учебному пособию «Введение в литературоведение» под редакцией Л. В. Чернец[1]. Автор статьи «Мотив» Целкова Л. Н. главными характеристиками мотива называет его вычленяемость из полотна текста и повторяемость.

Термин «мотив», пришедший из теории музыки, в которой он являлся образующим для построения композиции произведения, сохранил свои свойства и в литературоведении.

История осмысления данного термина как простейшей повествовательной единицы начинается в работахА. В. Веселовского. В своем труде «Поэтика сюжетов» под мотивом он подразумевает «простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения» [2]. Веселовский утверждает, что мотивы по своей природе универсальны. Он объясняет это тем, что на разных этапах развития человечества, одни и те же мотивы могли появляться у разных народностей и племен по причине одинаковости быта, психологических ситуаций. Таким образом, особенность мотива – это его архетипичность, универсальность.

Мотив по Веселовскому невозможно разложить на более мелкие составляющие. Творчество для него заключается в комбинировании различных мотивов, так как нельзя вычленить новые мотивы из окружающей среды самостоятельно. Они уже существуют в пространстве и составлены «генетически». Писатель при творчестве просто «комбинирует» и составляет вместе различные мотивы.

Главное разногласие при споре литературоведов XX в. с А. Н. Веселовским заключалось в различном понимании мотива как целостной и неделимой повествовательной единицы. В. Пропп утверждает, что мотивы, которые, по мнению А. В. Веселовского, являются неразложимыми – на самом деле раскладываются на более мелкие части и могут быть скомпонованы между собой совершенно по-разному. «Мотив не одночленен, не неразложим. Последняя разложимая единица не представляет собой логического целого».[3]

Современное литературоведение смотрит на мотив как на наиважнейшую составляющую структуры любого произведения. Как говорит Л. В. Чернец, «В современном литературоведении термин «мотив» используется в разных методологических контекстах и с разными целями, что в значительной степени объясняет расхождения в толковании понятия, его важнейших свойств»[4].

Таким образом, становится понятно, что единого определения данного термина очень трудно достичь. Рассмотрим, в каких аспектах описывает мотив Целкова Л. Н[5].

В большей своей части мотивы выделяются как категории сравнительно-исторического литературоведения. Они могут брать истоки как из древних мифологических представлений, например: мотив блудного сына, гордого царя, договора с дьяволом, так и быть созданными  в гораздо более позднее время.

В различных сюжетах могут фигурировать очень древние мифологические мотивы, которые проходят сквозь века и реализуются в большом количестве различных произведений. Л. Н. Целкова приводит в пример мотив смерти из-за женщины, который реализуется во многихпроизведениях на протяжении XIX-XX веков, начиная самоубийством Вертера в «Страданиях юного Вертера» Гёте, заканчивая смертью Ромашова в романе Куприна «Поединок».

Мотивы могут быть сюжетными, описательными, лирическими. Могут быть как интертекстуальными, проходящими сквозь различные произведения, а могут быть внутритекстовыми.

Знаковость мотива определяется частотностью его повторения, как в различных текстах, так и в одном.

В чем современные исследователи сходятся, говоря об изучении мотива, это в том, что главный его признак - это повторяемость. Б. Гаспаров говорит, что в роли мотива может выступать «любой феномен, любое смысловое «пятно» – событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.»[6], то есть абсолютно всё. Единственным же признаком, по которому можно определить наличие мотива в тексте, является частотность его появления.

Ведущий мотив в произведении, текстах одного автора или деятельности целого творческого направления  имеет название лейтмотива. Обычно он является эмоциональным впечатлением, которым наполнена идея произведения (мотив вишневого сада проходит сквозь всю пьесу «Вишневый сад» А. П. Чехова).

Лейтмотив и мотив – создают тот самый подтекст, подводное течение в произведении, двусмысленность. Также мотив помогает расширить, углубить тему, затрагиваемую в произведении.

Таким образом, мотив в литературе можно обозначить как простейшую повествовательную единицу.  Главное назначение мотива – через различную повторяемость достичь развития сюжета и через художественную образность достичь эмоционального влияния на читателя.

3. Сновидение как объект литературоведческого исследования

Сновидение в литературных текстах рассматривается не только как единица композиции, но и как некая единица художественного текста, выходящая за его рамки.

Область науки о сновидениях – онейрологии – тесно связана с психологией, в частности, с научными концепциями З. Фрейда, К. Юнга, разработанной ими теорией психоанализа, изучением психики человека на глубинном уровне.

Что является главным в понимании сновидения с точки зрения психологии? Какова природа сновидения и что оно из себя представляет?

В своей книге «Толкование сновидений» З. Фрейд говорит, ссылаясь на А. Шопенгауэра, что сновидение образуется следующим образом: «Раздражители организма из нервной системы, то есть различные впечатления, днём, во время бодрствования, могут влиять на человека, по крайней мере, бессознательно. В то время как ночью он начинает их слышать, так как все отвлекающие его сознание факторы отсутствуют. В этом случае, интеллект человека естественным образом начинает облекать эти раздражители во внешние, образные, временные формы[7].» Таким образом, природа сновидений, по мнению Шопенгауэра, состоит из комплекса подсознательно дневных впечатлений, полученных во время бодрствования и далее подспудно переработанных сознанием человека во время сна.

Сновидение может быть расценено как отрыв человека во время сна от окружавшей его ранее действительности, перенесение его в другой, иррациональный мир. Об этом говорил Л. Штрюмпель: «В сновидении совершенно исчезает память строго упорядоченного бодрственного сознания и его нормальных функций», «Почти полное отделение души в сновидении от осмысленного содержания и течения бодрственного состояния.» В сновидении никогда не будет повторяться окружающая его реальность в точных подробностях.

В то же время существует совершенно противоположная точка зрения, относительно взаимосвязи сна и бодрствования. Большинство ученых-психологов склоняются к мнению, что сновидения есть прямое продолжение нашего состояния активности. «Наши сновидения всегда состоят в связи с представлениями, имевшими место быть незадолго до этого в сознании.»

Таким образом, в психологии главной функцией сновидения считается проявление и отображение скрытых в подсознании сильных желаний и стремлений, которые визуализируются в виде необъяснимых, странных снов, на которые действует память, пробиваясь из реальности к сознанию.

Однако в литературе сновидения часто используются авторами как приём, помогающий расширить полотно художественного повествования, дополнить палитру изобразительно-выразительных средств. Сновидения могут стать лучшим способом для раскрытия образа главного героя, зачастую они выступают в роли «двигателя» развития линии сюжета.

Существует проблема анализа сновидений в литературе. Литературные сновидения являются как стандартным психологическим явлением, так и полноценной единицей художественного текста, которую можно изучать по всем правилам литературоведческого анализа. В литературоведении известны некоторые методы анализа литературных сновидений. Наиболее структурировано они выделены в классификации, предложенной Альбертом Бегеном.

В зависимости от того, какую функцию какого-либо сновидения мы хотим проанализировать, Беген предлагает следующие методы работы с ним:

Психологический. Рассматривает сновидение как «медицинскую карту психического состояния» автора или героя. В нём применяются методы психоанализа только для того, чтобы изучить характеристики личности.

Литературоведческий. Сновидение изучается как частный художественный элемент в структурном целом произведения. Рассматривается роль его влияния на последующее развитие сюжета, присутствие или отсутствие в нём характеристики главного героя и пр. Такой метод – инструмент для структурного изучения художественного текста. Этот метод активно использовался в литературе и, в частности, в русской литературе XIX в. От произведений Пушкина А.С. до Достоевского Ф.М. и других, сновидения играли большую роль в реализации художественных замыслов писателей.

Метафизический. С помощью него изучается проблема созданной в произведении реальности. Главный вопрос исследования – какая реальность создана в этом фрагменте сна: «космическая, божественная или просто иллюзорная?».

В своей работе я буду использовать все три предложенных метода анализа литературных сновидений.

Все эти методы отражаются в самом определении сновидения и его функциях. Согласно одной их немногих попыток подобрать точную формулировку к сновидению как объекту литературы, а именно статье М. Дынника в Краткой Литературной Энциклопедии, «Изображение сна, — это описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора[8].»

Несмотря на наличие такого определения, в литературоведении не сложилось исчерпывающего и четкого понимания того, что из себя представляет сновидение как художественный элемент. Также существует проблема выделения сновидения в отдельную художественную категорию. (продолжить о проблеме?)

Если говорить о классификации сновидений, то вариант одной из них представила в своей работе Е. Г. Чернышева[9]. Она предлагает классифицировать сны в литературе при помощи нескольких критериев, на основе которых выделяются различные типы сновидений. В своей работе я буду опираться именно на эту систему, как на самой полную и развёрнутую.

Согласно Е. Г. Чернышевой, сновидение можно классифицировать по:

-его роли в сюжетосложении.

Сон – ретроспекция сновидения; сон – параллельное развивающимся событиям действие; сон – предупреждение и сон – сбывающееся пророчество, повторяющееся далее в сюжете.

-характеру соотношения с образами сверхъестественного.

Сон – часть обычной реальности и служит временным пространством для сверхъестественного; сон – часть художественной реальности, уже имеющей в себе ирреальную наполненность.

-степени ограниченности от условно-художественной действительности.

Сон явственно выделяется в тексте, отмечены границами его начало и конец; зафиксированы только начало/конец сновидения; отсутствуют начало и конец, состояние «пограничного» полусна.

-наличию доминирующего стилистического приёма.

В основе всего сновидения может быть явно выделен какой-то отдельный стилистический приём, фигура речи, троп.

-количественности.

Литературные сны подразделяются на однократные и многократные.

Если говорить о роли сна в общей структуре произведения, то он может служить «иллюстративно-психологическим» элементом, необходимым для изображения психологического портрета героя, а может быть техническим инструментом автора в развитии повествования, необходимым элементом, предвосхищающим последующие, служить предварением событий, выполнять сюжетную функцию. Чаще всего в произведениях используются обе интерпретации функции сновидения в различной пропорциональности.

Главным маркером сновидения в художественном тексте является наличие какого-либо чёткого указания на погружение героя в состояние сна. Обозначаются границы сновидения, начальная и конечная, чтобы отделить мир сновидения от мира условной художественной реальности в пространстве текста. Между двумя границами и располагается «особый», «дополнительный» текст сновидения. Полотно сна – это особое художественное пространство в тексте. Оно имеет свой сюжет, свои мотивы, своё начало и концовку.

Содержание сна (определенный комплекс мотивов) – находится как раз в полотне текста между двумя границами. Для явного указания на то, что это сон – вводятся детали ирреального.

Исследователи выделяют в сновидениях некоторые «типические», инвариантные элементы. Помимо обязательного наличия границ сновидения, к ним относятся так же и мотивы, характерные для большинства сновидений.

Выделяют различные виды мотивов.

-мотив особого времени и особого пространства. Время во сне отличается от условно-реального времени в произведении, так же как и пространство.

-мотив болезни,

-мотив невозможности бегства от какой-либо опасности,

-мотив смерти, превращения во сне и другие.

Таким образом, в понятие сновидения органично входит понятие мотива и образа. Мотив является элементом структуры сновидения как отдельного художественного текста со своим сюжетом, границами. Как и многие писатели, которые использовали феномен сновидения в своих произведениях, для решения определенных художественных задач. Введение в свои тексты сновидений М.А. Булгаковым опирается на богатый опыт использования такого приема в истории литературы писателями и богатое наследие такового. ???

 

 

Раздел 2. Изучение мотива сновидения в романе «Белая гвардия»

2.1. Сновидения в романе «Белая гвардия»

Сновидения занимают большую часть в художественном пространстве романа. Столь частое обращение Михаила Булгакова к таким формам художественной выразительности говорит нам о том, что автор нашел в сновидении удачную для себя форму расширения и дополнения повествовательного текста.

Онейрический мир представлен в романе восемью сновидениями, имеющими сложную структуру и подразделяющимися внутри себя на более сложные части, которые в различной степени явственности проявляются как сны. Иногда они граничат с состоянием бреда, болезни, дрёмы.

Во всех примерах снов романа герои-сновидцы преодолевают границу сновидения. Присутствует  маркер их входа в состояние сна, в каждом случае различной отчетливости. Например, во снеАлексея Турбина «о рае» есть четкое указание на то, что персонаж погрузился в состояние сна «Только под утро он разделся и уснул, и вот явился к нему маленького роста кошмар…»[10]. Или, например, пояснение: “< . . . >спросил Турбин, чувствуя сладостный трепет, которого никогда не испытывает человек наяву».

В то время как, например, о сне Елены читатель может понять только по его включенности в общий комплекс финальных снов персонажей в конце романа, так как в нем отсутствует описание погружения Елены в сон. О том, что это онейрическая ирреальность, мы можем узнать только по присутствию одушевленной «смутной мглы»[11], присутствие которой у Булгакова часто подразумевает именно состояние сна.

Проблематика изучения сновидений в романе М. Булгакова «Белая Гвардия» уже в достаточной мере рассматривалась исследователями. Большая и разносторонняя часть научных работ в этой области принадлежит О.В. Федуниной. В своей статье «Система снов в романе М, А, Булгакова «Белая гвардия»: сквозные мотивы» [12] она выделяет различные функции сновидений в романе.

Во-первых, тесно связанные между собой по образности, содержанию – они объединяют полотно произведения в одно целое, облегчают понимание идеи и образа романа. Булгаков наделяет сновидения героев возможностью оживать и овеществляться.

Во-вторых, сны обладают возможностью предсказывать дальнейшие события, быть «вещими», как их называет сам автор: «Вещий сон гремит, катится к постели Алексея Турбина»[13].

Также связь снов с действием романа осуществляется при помощи параллельных, схожих мотивов. Взаимопроникновение сна и реальности очень ярко выражено. Образы, герои, сюжеты плана реальности присутствуют в пространстве сновидения. Однако, в конце романа, эти два плана совершенно расходятся. Мир людей и мир «вечности», к которому относились и сновидения, теперь находятся непреодолимо далеко друг от друга. К этому нас подводят два заключительных абзаца произведения: пространство «грешной, окровавленной и снежной земли»[14] останется и совершаемые на нем события остановятся. Но ирреальная сторона существования, находившая отражение в сновидениях героев, теперь отделяется от пространства земной жизни, «звезды останутся, когда и тени наших дел не останется на земле»[15].

Н. И. Великая главной функцией снов в романе называет «прозрение»[16]. Переходя из одного сна в другой, одни и те же мотивы развиваются и как бы «предсказывают» последующие события. Так, во сне Алексея вахмистр Жилин, намекая на молодого юнкера, находящегося вместе с Най-Турсом в раю, предсказывает будущую смерть Николки, которая далее подтвердится во сне Елены.

Сновидение каждого героя сопряжено со страданием, мучительностью, кошмарами, ощущением дискомфорта. С.К. Кульюс считает, что причиной таких сновидений героев стала сама жизнь, описываемая в романе. Реальность стала сама «похожа на сон из-за чудовищности происходящих в ней событий»[17]. Во сне Николки его душит паук, Алексею чудится мортира в комнате их квартиры, Василиса видит свиней, уничтожающих заботливо выращенный им урожай.

Мотив смерти, и тумана[18], по мнению О. В. Федуниной, пронизывающие все сновидения в романе, создают определенно напряженное и гнетущее впечатление от этих снов. Так М. Булгаков имеет еще больше возможности показать всю атмосферу того сложного, неустойчивого, полного неопределенности и жестокости времени.

Единственным сновидением, отличающимся от остальных и, главное, не содержащим в себе мотива смерти, трагизма, является финальный сон мальчика Петьки Щеглова. Я. С. Лурье в своей работе «Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова» сопоставляет сон Петьки со сном Пьера Безухова в «Войне и мире. Этот сон дает им обоим ощущение простой и безграничной радости, которая возникает из-за созерцания похожего образа шара, состоящего из капель. Противопоставление «простого и радостного»[19] сна Петьки сну Алексея, а так же указание на то, что это – сон ребенка и то, что «детские ноги резвы и свободны»[20], в отличие от ног взрослого, создает смысловое заключение всего романа.

 

2.2. Мотив сновидения в романе «Белая гвардия»

Как уже было сказано выше, главным мотивом, пронизывающим все сновидения романа, является мотив смерти. Он присутствует во всех снах героев, за исключением финального сна маленького Петьки, которым оканчивается роман.

Мотив смерти как переход границ присутствуеткак в контексте снов Алексея Турбина и Елены, так и в каждом сновидении, отражая мотив смерти.

Сон Алексея о рае имеет большое количество упоминаний потусторонней реальности, в которой оказываются люди именно после смерти. Образ рая представляется людьми как уже умершими (вахмистр Жилин), так и находящимися в раю «по предсказанию», как, например, полковник Най-Турс, который прямо говорит  спящему Алексею, что «умигать – не в помигушки иг´ать»[21]. Уже умершие люди прозрачно намекают и на скорую кончину Николки, «юнкерка».

Кошмар Николки его «душит», не дает нормально дышать, «уселся на груди < . . . > Так и задохнешься»[22] (умрешь), если не выберешься из него. Молодой Николка, юнкер, «надежда России», так же как и все, хоть и подсознательно, страдает от опутывающего его ужаса. Кошмар в виде паука – это отголосок общего кошмара всей страны, который подсознательно живет в каждом взрослом человеке, понимающем весь ужас и трагизм реальности, в которой они существуют.

В сновидении Карася, рисующем образ конницы Петлюры, мотив насилия сопрягается с мотивом смерти: «разрезав черную реку народа», «броневики, гудя, разламывали толпу», «лежал Страшкевич < . . . >  с дырочкой во лбу»[23]. Петлюра здесь – это неведомая сила, надвигающаяся на Город, предвозвещаемая «знамениями», сила, которая предвозвещает «кому-то умирать»[24].

Сон Турбина в 20 главе прямо и явно соотносится с  мотивом смерти. Алексей Турбин «пытался бежать» от тех, кто стрелял, но «ноги прилипали к тротуару,  <…> и погибал во сне Турбин»[25].

Мотив смерти оказывается причастным к сну Василисы в трансформированном, пародийном виде»[26]. Василиса наблюдает гибель своего «зыбкого счастья»[27], уютно созданного безопасного мирка. Мотив смерти трансформируется в мотив разрушения и хаоса.

Сон часового у бронепоезда может показаться всего лишь намеком на очевидную смену правящей власти Города, предвозвестием «прихода «красных» вместо «белых», однако, мотив смерти в описании Марса, «красного, пятиконечного», явно видится читателю по причине наличия в нем семантического значения войны, и, как следствие, значения смерти в названии этой планеты. Слова «пятиконечная» и «Марс», разбросанные по тексту рядом с этим сновидением, говорят нам о том, что близится некая страшная сила, которая навсегда изменит привычную жизнь Города и каждой семьи в нем.

Елена видит в своем сне Николку с венчиком на голове, говорящего: «а смерть придет, помирать будем»[28]. «Елена сразу подумала, что он умрет»[29].

 Только во сне Петьки Щеглова нет никакого упоминания о смерти. Петька – еще ребенок, и в своем состоянии чистоты и безмятежности он «не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном < . . . > а  сон привиделся ему простой и радостный: как солнечный шар»[30]. Так же явные эсхатологические мотивы, которые играют одну из главных ролей в романе, Они присутствуют во сне Алексея, в котором описывается предвозвестия прихода злой силы в Город - армии Петлюр. как во сне Карася: Во время парада Петлюры, превратившегося в страшный ритуал-процессию, «солнце окрасило в кровь главный купол Софии»[31], «было солнце так велико, как никогда еще никто на Украине не видал, и совершенно красиво, как чистая кровь»[32]. Так и Итак, главным мотивом в сновидениях романа является мотив смерти как переходного состояния. Каждый персонаж, видящий сон, так или иначе, связан с темой смерти. Как правило, это либо смерть собственная, либо смерть близкого человека, либо смерть как общее явление, относящееся абстрактно ко всему человечеству.добавить про идею романа

 

Заключение

Таким образом, задачи, поставленные нами, были выполнены. Мы исследовали  в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» присутствует большое количество таких элементов композиции текста, как сновидение. Сновидения в данном романе составляют единое полотно содержания благодаря образам и мотивам, в них присутствующим, и это содержание помогает объединить весь текст еще большим количеством смысловых, образных связей.

Художественными образами в сновидениях в романе являются яркие и отчетливые фрагменты снов главных героев, полные смысловых нагрузок и различных семантических оттенков. В большинстве своём все они связаны с негативной коннотацией, наполнены состояниями трагичности, жестокости, насилия, хаоса, идеей которых наполнен весь роман. Среди образов романа были выявлены изученные в работе: образ Города в первом сне Алексея Турбина,  образ паука во сне Николки и образы крестного хода и военного парада во сне Карася.

В романе «Белая Гвардия» были выявлены различные мотивы, главным и доминирующим из которых является мотив смерти, присутствующий почти во всех сновидениях персонажей романа. Также в романе присутствуют мотивы, связанные с тематикой конца времен.

Таким образом, в понятие сновидения органично входят понятия мотива и образа. Мотив и художественный образ являются элементами структуры сновидения как отдельного художественного пространства текста со своим сюжетом и границами.

В романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» сновидение каждого героя сопряжено с ощущениями страдания, мучительности, присутствия кошмаров, ощущением дискомфорта, которые, в свою очередь, являются выражением лейтмотива всего произведения – мотива смерти. Смерти как физической, так и  духовной смерти человека и, в то же время, смерти исторической памяти, культуры, эпохи. 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     Источник:

1. Булгаков М. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы/Предисл. В. И. Сахарова. – мн.: Маст. Лiт., 1988. – 16-270 с.: ил.

 

Научная литература:

2. Акатова О.И. Поэтика сновидений в творчестве М.А. Булгакова. Саратов, 1006. 228 с.

3. Березина Н.В. Образ «города» в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Вестник ОГПУ. 2005. №4. С. 31-34.

4. Бражников И. Л. Русская литература XIX-XX веков: историософский текст : монография / Бражников И. Л. ; "Московский пед. гос. ун-т". М., 2011. 239 с.

5. Великая Н.И. «Белая гвардия» М. Булгакова. Пространственно-временная структура произведения, ее концептуальный смысл // Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991. 239 с.

6. Веселовский А.Н. Собрание сочинений Веселовского А.Н. М., 1913. Т. 2. 148 с.

7. Гаспаров Б.М.  Литературные лейтмотивы / Очерки рус. лит. XX в. М., 1994. С. 303 с.

8. Дынник М. Сон как литературный прием // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: в 2 т. Т. 2. М., Л., 1925. 645 с.

9. Зимнякова В.В. Роль онейросферы в художественной системе М.А. Булгакова. Иваново, 2007. 182 с.

10. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. – Куйбышев, 1990. С. 112–129.

11. Кульюс С.К. // М.А. Булгаков: pro et contra, антология Личность и творчество М.А. Булгакова в оценках литературоведов, критиков, философов, социологов, искусствоведов. Санкт-Петербург, 2019. 871-892 с.

12. Лесскис Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия»; «Записки покойника»; «Мастер и Маргарита»: комментарии. М.,1999. 432 с.

13.  Лурье Я.С. Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988. 101-108 с.

14. Орлова О.А. Небесные образы-символы в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Литература в школе. №8. 2007. С.17-20.

15. Орлова О.А. Эсхатологические мотивы в творчестве М.А. Булгакова (на материале романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита»). М., 2008. 233 с.

16. Пояркова Н.С. Символика образа дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Вестник РУДН. 2003-2004. №7-8. С. 40-48.

17. Пропп. В. Я. Морфология волшебной сказки. М., 2001. 143 с.

18.  Рапопорт А. Сон как семиотический объект: попытка описания // Рус. Филология. 8. Тарту, 1997. 228с.

19. Рашидова З.М. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. №1(10). С. 101-106.

20.  Савельева В.В. Архетип сновидения в русском романе (от А. Пушкина до В. Сорокина) // Культура и текст. 2005. №10. С. 124-132.

21.  Славина О.Ю. Поэтика сновидений: (на материале прозы 1920-х годов).СПб., 1998. 160 с.

22. Федунина О.В. Поэтика сна в романе : "Петербург" А. Белого, "Белая гвардия" М. Булгакова, "Приглашение на казнь" В. Набокова. М., 2003. 195 с.

23. Федунина О.В. Система снов в романе М, А, Булгакова «Белая гвардия: сквозные мотивы // Челябинский гуманитарий. 2011. № 2 (15) С. 42-45

24.  Федунина О.В. Форма сна и художественная память в романе XX века («Белая гвардия» М.А. Булгакова) //Новый филологический вестник. М., 2005. C. 56-59

25. Фрейд З. Толкование сновидений. М., 2004. 348 с.

26.  Ходасевич В. Смысл и судьба «Белой гвардии» / В. Ходасевич // Лит. Обозрение. 1991. №5 С. 43-44.

27. Целкова Л.Н. Мотив / Введение в литературоведение: Учебное пособие. М., 2004. С. 136-140.

28. Чернец Л.В., Хализев В.Е.  Введение в литературоведение: Учебное пособие. М., 2004. 679 с.

29. Чернышева Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20–40-х годов XIX века. М., 2000. 143 с.

30. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова / М.О. Чудакова. – М.,1988. 492 с.

31. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова / Е.А. Яблоков. М, 1997. 199 с.

 


[1] Чернец Л.В., Хализев В.Е.  Введение в литературоведение: Учебное  пособие. М., 2004. С. 15-16.

[2] Веселовский А.Н. Собрание сочинений Веселовского А.Н. М., 1913. Т. 2. С. 162.

[3]Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 2001. С. 15-16.

[4] Чернец Л.В., Хализев В.Е.  Введение в литературоведение: Учебное  пособие. М., 2004. С. 138.

[5] Целкова Л.Н. Мотив / Введение в литературоведение: Учебное пособие. М., 2004. С. 138.

[6] Гаспаров Б.М.  Литературные лейтмотивы / Очерки рус. лит. XX в. М., 1994. С. 30.

[7] Фрейд З. Толкование сновидений. М., 2004 С. 24.

 

[8] Дынник М. Сон как литературный прием // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: в 2 т. Т. 2. М., Л., 1925. С. 645.

[9] Чернышева Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20–40-х годов XIX века. М., 2000. С. 46.

[10] Булгаков М. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы/Предисл. В. И. Сахарова. – мн.: Маст. Лiт., 1988 С. 55.

[11] Там же, С. 269.

[12] Федунина О.В. Система снов в романе М, А, Булгакова «Белая гвардия: сквозные мотивы // Челябинский гуманитарий. 2011. № 2 (15) С. 42-45.

[13] Булгаков М. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы. С.67.

[14] Там же, С. 270.

[15] Там же, С. 270.

[16] Великая Н.И. «Белая гвардия» М. Булгакова. Пространственно-временная структура произведения, ее концептуальный смысл // Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991. С. 45.

[17] Кульюс С.К. // М.А. Булгаков: pro et contra, антология Личность и творчество М.А. Булгакова в оценках литературоведов, критиков, философов, социологов, искусствоведов. Санкт-Петербург, 2019. С. 873.

[18] Федунина О.В. Система снов в романе М, А, Булгакова «Белая гвардия: сквозные мотивы // Челябинский гуманитарий. 2011. № 2 (15) С.43-44.

[19] Лурье Я.С. Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С. 190.

[20] Булгаков М. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы. С. 270

[21] Булгаков М. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы. С. 71.

[22] Там же, с. 164.

[23] Там же, с. 231-232.

[24] Там же, с. 73.

[25] Там же, с. 265.

[26] Федунина О.В. Поэтика сна в романе : "Петербург" А. Белого, "Белая гвардия" М. Булгакова, "Приглашение на казнь" В. Набокова. М., 2003. С. 108.

[27] Булгаков М. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы. С. 265.

[28] Там же, с. 269.

[29] Там же, с. 269.

[30] Там же, с. 269.

[31] Там же, с. 233.

[32] Там же, с. 233.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.