Кутлузаманова Э.И. ПНК-20. Конспект урока внеклассного занятия. по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Ход урока
Кутлузаманова Э.И. ПНК-20
Конспект урока внеклассного занятия
по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
Тема:«Уважение к старшему поколению».
Класс:2.
Цель:формирование понятия важности уважительного отношения к окружающим людям.
Задачи:
1) Образовательные: сформировать понятия важности уважительного отношения к окружающим людям.
2) Развивающие: способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
3) Воспитывающие: воспитывать чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам).
Оборудование и материалы:
— рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»;
— жетоны;
— медаль «Самый вежливый»;
— заповеди Божия;
— дерево мудрости с листочками;
— ручки;
— магнитики.
Ход урока
Этапы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Орг. момент
Постановка темы урока
| -Добрый день, ребята. Нашу сегодняшнюю беседу я хотела бы начать с прочтения рассказа Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек». Стал дед очень стар. У него ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать ему за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он захотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить его за то, что он им в доме всё портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и видят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь?» А мальчик и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.
-Какие эмоции у вас вызвал рассказ?
-За что стало стыдно мужу и жене?
-Кто помог им изменить своё отношение к дедушке?
-Чему учит нас этот рассказ?
- Попробуйте назвать тему нашей беседы.
| Приветствуют учителя.
Готовят свои рабочие места.
Слушают рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
-Жалко старка.
-Обижали старика.
-Сынишка.
-Уважать и почитать старших.
-Уважение к старшему поколению.
| 2. Основная часть
| - Предлагаю вам послушать такие слова: «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».
- Может кто-то слышал эти слова?
- Это пятая заповедь Божия. Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.
- О чем идет речь в этой заповеди?
- А что, по-вашему, значит слово «почитай»?
- Ребята, вы теперь узнали про 5 заповедь Божия и я уверена, что вы будете соблюдать эти правила.
Работа с викториной
- Сейчас проведем викторину. За правильный ответ получаете жетон.
- Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?
- Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?
- Как вести себя при разговоре со старшими?
- Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»?
- К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?
Итог викторины: подсчитать жетоны, наградить победителей медалями «Самый вежливый».
Физкультминутка
- Когда тебя окружают вежливые люди, то и настроение радостное. Давайте улыбнемся друг другу и выполним упражнение
«Солнышко».
Солнце выглянуло рано.
Улыбнись, становись прямо,
Раз - хлопок и два - хлопок!
А теперь присядь, дружок!
-Ребята, а расскажите, какие глаза у вашей мамы?
-Бывают они грустными?
-А усталыми?
-А ещё, какими бывают глаза ваших мам?
-Как сделать, чтобы глаза ваших мам не были грустными и усталыми?
-Да, проявлять к маме больше внимания и заботы о ней. В чём это может выражаться?
-Видите, это выражается и в делах и в словах.
-Подумайте, чему будет рада ваша мама?
-Закончите предложение: «Для мамы радость – это…».
- И много других добрых дел, которые вы сами догадались сделать без напоминания!
- Как мы должны относиться к старшему поколению?
|
Слушают пятую заповедь Божия.
- Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.
-Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.
-Остановиться, поздороваться первым.
-Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.
-Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.
«Солнышко»
руки вверх, потянуться,
руки на пояс, поворот головы
улыбка, хлопки друг другу
приседание на корточки.
Звучат ответы детей.
Почистить обувь; покормить котёнка; заправить свою кровать; сходить в магазин за продуктами; помогать накрыть на стол; вымыть посуду; подмести пол; полить цветы; подать бабушке воды запить лекарство; принести дедушке домашние тапочки и т.д.
-Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям.
| 3. Итог урока.
Рефлексия
| - Возьмите листики, они с нашего «дерева», напишите на них, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким, что вы хотели бы, исправить в себе или пообещать самому себе, никогда не совершать в жизни. Начать можете со слов: обещаю, постараюсь, я хочу, буду…
-Кто желает прочитать, что он написал?
- Спасибо, ребята! Когда придете домой, обнимите своих родных и скажите им добрые слова и помогите им. Я уверена, что вы теперь будете внимательнее и добрее к старшим. Берегите близких и относитесь уважительно к пожилым людям.
|
Дети зачитывают и крепят листики к «дереву мудрости» магнитиками.
|
|