Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Правосудие»

 

Контрольная работа

по дисциплине «Основы оперативно-розыскной деятельности»

на тему «Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен»

ПГУ 1.114040062.04.001

Специальность – 40.05.02 Правоохранительная деятельность

                   Выполнил студент: _____Коледова Н.С.

                                 Группа:                               17ЮДОП7  

                                                                                 

                                           Руководитель

                                   к.ю.н., доцент:   _____ Канунник А.И.

                            Работа защищена с оценкой _____________

                            Преподаватель                  _____________

                            Дата защиты                      _____________

Пенза 2020


 

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

Основные понятия…………………………………………………..4

Проблемные аспекты проверочной закупки………………………7

Заключение…………………………………………………………11

Список используемой литературы………………………………..13


 

Введение

В судебной системе Российской Федерации в настоящее время окончательно утвердились требования, предъявляемые к порядку, а также условиям осуществления и надлежащей фиксации результатов оперативно-розыскной деятельности  формированию которых в значительной степени способствовала практика рассмотрения жалоб по уголовным делам Европейским Судом по правам человека.

Вместе с тем данный вопрос все еще остается актуальным в правоприменительной практике оперативных подразделений, в том числе при проведении ФСКН России и МВД России проверочной закупки наркотических средств и психотропных веществ (далее — проверочная закупка).

Так, с учетом негласного характера проведения названного оперативно-розыскного мероприятия, а также использования конфиденциальных источников информации существуют различные трактовки понятия достаточности оснований для проверочной закупки, допустимости и пределов использования ее результатов. Это обстоятельство зачастую влечет признание недопустимыми доказательств на стадии досудебного производства и при рассмотрении уголовного дела в суде.

Указанные недостатки свидетельствуют об отсутствии единой методики и должной эффективности прокурорского надзора за законностью осуществления ОРД.


 

 

Основные понятия

Проверочная закупка — это осуществляемая в процессе ОРД закупка товаров, предметов или веществ в целях проверки соблюдения правил торговли, ведения финансовой, хозяйственной или предпринимательской деятельности, а также выявления фактов распространения, сбыта предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещен (драгоценных металлов, наркотических средств, оружия, боеприпасов, радиоактивных веществ, ядов и др.).

Объектами мероприятия выступают лица, обоснованно подозреваемые в сбыте предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота, либо похищенных ценностей, а также лица, занимающиеся мошенническими действиями на потребительском рынке.

Целями данного ОРМ являются: документирование противоправных действий лиц: приобретение предметов для проведения их исследования и подтверждения факта незаконного сбыта; фиксация фактов торговли запрещенными предметами, похищенным имуществом; документирование криминальных действий лиц, занимающихся мошенничеством в сфере потребительского рынка, и др.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ и по смыслу Закона об ОРД проверочную закупку можно производить только при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ

По содержанию проверочная закупка является мнимой сделкой купли-продажи, совершаемой со стороны правоохранительных органов лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия. Эти обстоятельства необходимо учитывать при планировании данного ОРМ и гражданско-правовой оценке возможных последствий, так как его проведение в ряде случаев требует значительных финансовых затрат, которые необходимо возмещать.

Проверочная закупка считается законченной после передачи товара покупателю и получения продавцом средств расчета. В зависимости от конкретных целей факт купли-продажи может быть легализован незамедлительно либо фиксироваться в течение определенного времени при необходимости сбора всех фактических данных о противоправной деятельности подозреваемых лиц и установления их криминальных связей.

В связи с этим выделяют два вида проверочных закупок: гласную и негласную. Гласная закупка осуществляется путем совершения сделки купли-продажи предметов, веществ, с последующим объявлением целей и проверкой приобретенных объектов (соответствие качеству, стандартам и др.). Негласная (необъявляемая) закупка проводится в следующих случаях: а) приобретения товара, вещества в целях его последующего негласного исследования (единичной дозы вещества для лабораторного исследования и подтверждения его отношения к наркотическим средствам; спиртных напитков для подтверждения их фальсификации); б) документирования действий, носящих систематический характер, для установления всех лиц, участвующих в противоправной сделке.

Субъектами, осуществляющими проверочную закупку, являются непосредственно оперативные работники или лица, действующие по их заданию (внештатные и конфиденциальные сотрудники, работники контролирующих органов).

Организационно-техническое обеспечение проверочной закупки включает в себя письменное оформление решения на ее проведение. Обычные предметы закупаются на основании рапорта оперативного сотрудника с обоснованием необходимых финансовых затрат на проведение закупки и утверждается руководителем. При закупке предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, Законом об ОРД предусматривается вынесение постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Результаты проверочной закупки оформляются актом. В нем указываются время, место, приобретаемый товар, обстоятельства совершения сделки купли-продажи, лица, участвующие в ней.

Проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен (оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства и др.), проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.


 

Проблемные аспекты проверочной закупки.

Проверочная закупка сыскала большую критику в научном мире, в этом оперативно-розыскном действии усматривают подстрекательство и провокацию.

Значительное количество рассматривае­мых в судах уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в преступлениях коррупцион­ного характера или в сбыте наркотических средств, возбуждаются в результате опера­тивно-розыскных мероприятий – преиму­щественно оперативного эксперимента или проверочной закупки. И каждый раз, когда в качестве доказательств по уголовному делу используются результаты оперативно-розыск­ной деятельности, перед органами предва­рительного следствия и судами возникает вопрос о возможности использования этих результатов в качестве доказательств по уго­ловному делу, в том числе и об отсутствии провокации преступления.

Алгоритм проверочной закупки представляет собой:

1) выявление достаточных данных полагать, что фигурант занимается незаконным сбытом наркотиков;

2) принятие решения о проведении проверочной закупки и оформление соответствующих документов;

3) подбор лица, согласного участвовать в этом ОРМ, его инструктаж, вручение помеченных денежных средств и при необходимости аппаратуры;

4) проведение ОРМ, а также обеспечивающих мероприятий по документированию факта сбыта и своевременному задержанию

сбытчика;

5) доставление указанных лиц в правоохранительный орган, изъятие наркотиков, денежных средств и аппаратуры;

6) документальное оформление состоявшегося мероприятия.

На третьем этапе сотрудник оперативного подразделения может проинструктировать закупщика настойчиво добиваться реализации наркотиков, таким образом, на четвёртом этапе реально возможна провокация.

Знаменательным прецедентом стало рас­смотрение Европейским Судом в 2005 г. жалобы гражданина Г.А. Ваньяна, в ходе которого суд выявил нарушение части пер­вой ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция). Суд установил, что привлечение гр. Ваньяна к уголовной ответственности и его последующее осуждение явились след­ствием совершенной сотрудниками органов внутренних дел провокации преступления.[1] Следует отметить, что схема, по которой действовали сотрудники в деле Ваньяна, используется повсеместно и по сей день, большинство таких дел заканчиваются обвинительным приговором по ст 228.1 УК РФ.

Российский законодатель отреагировал на решение Европейского Суда по делу Ва­ньяна, и в 2007 г. были внесены изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыск­ной деятельности» (далее – Закон об ОРД) в ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оператив­но-розыскной деятельности»: органам (долж­ностным лицам), осуществляющим оператив­но-розыскную деятельность, запрещается:

– подстрекать, склонять, побуждать в пря­мой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

– фальсифицировать результаты опера­тивно-розыскной деятельности.

Проведение оперативно-розыскных ме­роприятий не в целях выявления, предупре­ждения, пресечения и раскрытия тяжких пре­ступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или со­вершивших, а в целях искусственного созда­ния доказательств совершения преступления либо шантажа влечет уголовную ответствен­ность по ст. 304 УК РФ.

Определение провокации, приведенное Европейским Судом в деле «Раманаускас против Литвы», таково: «Полицейская про­вокация случается тогда, когда задейство­ванные должностные лица, являющиеся или сотрудниками органов безопасности или лицами, действующими по их указанию, не ограничивают свои действия только рассле­дованием уголовного дела по существу не­явным способом, а воздействуют на субъект с целью спровоцировать его на совершение преступления, которое в противном случае не было бы совершено, с тем чтобы сделать возможным выявление преступления, то есть получить доказательства и возбудить уголов­ное дело...»[2]

Европейский Суд свои позиции по данно­му вопросу излагал в решениях по жалобам против России, когда лица привлекались к уголовной ответственности за незаконный сбыт наркотиков (дела Худобина,[3] Лагутина и др.,[4] Банникова[5], Веселова и др.[6]).

На основании анализа решений Европей­ского Суда можно выделить основные требо­вания к проведению оперативно-розыскных мероприятий, которые позволяют отличать законные действия сотрудников правоохра­нительных органов от провокационных.

При провокации отсутствуют основания для проведения оперативно-розыскных ме­роприятий, предусмотренные ст. 7 Феде­рального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» к чи­слу которых относится в том числе наличие сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступле­ния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

К сожалению, ни в законе, ни в ведомственных норматив­ных актах, регламентирующих организацию и тактику оперативно-розыскных меропри­ятий, не раскрывается понятие сведений о признаках преступного поведения, которые можно признать достаточными для принятия решения о проведении проверочной закупки или оперативного эксперимента, и не опре­деляются их источники. В оперативно-розыскной практике пер­вичные сведения о признаках преступлений могут поступать от лиц, оказывающих кон­фиденциальное содействие. Оценивая до­статочность таких сведений для принятия решения о проведении оперативно-розыск­ных мероприятий, оперативные сотрудники должны исходить из возможности проверки их достоверности, полноты и объективности в уголовном судопроизводстве. В практике, к сожалению, имеют место примеры, когда ссылки на секретную инфор­мацию при проверке в процессе предвари­тельного расследования и в суде не находят подтверждения. Более того, вскрываются случаи прямой фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности, вы­ражающейся в составлении оперативны­ми сотрудниками сообщений от негласных источников, не соответствующих действи­тельности.

При провокации инициатива получения предмета взятки либо наркотических средств соответствующим субъектом исходит от самих сотрудников, а при оперативном экспери­менте или проверочной закупке она должна исходить от лица, могущего быть субъектом преступлений.


 

Заключение

Многогранность проблемы обоснован­ности и связанной с ней правомерности проверочных закупок заставляет задуматься: кто и каким образом должен проводить соот­ветствующую оценку этих мероприятий? Так как проверочная закупка должна оценивать­ся с точки зрения наличия оснований для ее проведения отдельно и многоэтапно, в первую очередь ее обоснованность должны оценивать руководители оператив­ного подразделения и органа, уполномоченного на осуществление ОРД, на этапе санк­ционирования мероприятия.

В дальнейшем правомерность провероч­ной закупки должна оцениваться на стадиях документирования преступной деятельности до возбуждения уголовного дела и реализа­ции результатов ОРД руководителем следст­венного органа (следователем). Параллельно этому уполномоченные прокуроры, осу­ществляя надзор за ОРД, должны оценивать правомерность и связанную с ней обоснован­ность проведения проверочных закупок.

Кроме того, в рамках судебного про­цесса при рассмотрении уголовного дела, в котором фигурируют материалы провероч­ной закупки, судьей в обязательном порядке должна даваться соответствующая оценка до­казательствам, построенным на результатах каждой проверочной закупки, в том числе определяя их допустимость через обоснован­ность проведения ОРМ.

Все вышеизложенное позволяет заклю­чить, что на сегодняшний день сложился раз­рыв между положениями Закона об ОРД, упрощенно регламентирующего основания для проведения ОРМ, и требованиями ЕСПЧ и сложившейся отечественной судебной практикой.

В большинстве государств предусмо­трена исключительная или частичная ответ­ственность судебных органов за процедуру получения санкции на проведение оператив­но-розыскных действий, таких как провероч­ная закупка или оперативный эксперимент. В некоторых странах в подобном случае решение принимается прокурором, админи­стративными органами или руководителями полицейских служб.

В ряде стран предусмотрено участие про­курора или суда, или обоих в зависимости, например, от вида операции или, как более общего критерия, стадии разбирательства.

Европейский Суд в своей практике разра­ботал не только само понятие полицейской провокации, но и систему критериев, позво­ляющих выявить ее признаки в конкретном деле, а также оценить справедливость судеб­ного разбирательства по такому делу в целом.

Европейский Суд выделяет необходимые процессуальные гарантии проведения опе­ративно-розыскных мероприятий, позволяю­щие не допустить провокации, а также про­цессуальные гарантии разбирательства дела в суде при рассмотрении довода о провокации («процессуальный тест провокации»), обеспе­чивающие соблюдение принципа справедли­вости судебного разбирательства в контексте ст. 6 Конвенции.


 

Список используемой литературы

Нормативные источники

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ)//СПС «Консультант Плюс».

2. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

3.  "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"

5. Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 (ред. от 10.04.2013) "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность"

Основная:

1. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 477 с.

2. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 301 с.

Дополнительная:

1. Помелов А.А. К вопросу о санкционировании проверочной закупки наркотических средств // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sanktsionirovanii-proverochnoy-zakupki-narkoticheskih-sredstv

2. Помелов Александр Афанасьевич Основания для проведения проверочной закупки наркотических средств и критерии ее обоснованности // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-dlya-provedeniya-proverochnoy-zakupki-narkoticheskih-sredstv-i-kriterii-ee-obosnovannosti

3. Помелов А.А. К вопросу о санкционировании проверочной закупки наркотических средств // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sanktsionirovanii-proverochnoy-zakupki-narkoticheskih-sredstv

4. Железняк Николай Семенович, Леонтьева Юлия Вадимовна О побуждении к совершению противоправных действий в процессе проверочной закупки наркотиков // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2019. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pobuzhdenii-k-soversheniyu-protivopravnyh-deystviy-v-protsesse-proverochnoy-zakupki-narkotikov

5. Нина Артемовна Сальникова Оперативный эксперимент или провокация // Закон и право. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/operativnyy-eksperiment-ili-provokatsiya

6. Гаврилов Б.Я. Проверочная закупка и оперативный эксперимент: грань между оперативно-разыскным мероприятием и провокацией преступления // Труды Академии управления МВД России. 2018. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proverochnaya-zakupka-i-operativnyy-eksperiment-gran-mezhdu-operativno-razysknym-meropriyatiem-i-provokatsiey-prestupleniya.

7. Кольцов Д. В. Требования прецедентной практики Европейского суда по правам человека к проведению оперативно-розыскных мероприятий «Проверочная закупка» и «Оперативный эксперимент» // Труды Академии управления МВД России. 2019. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-pretsedentnoy-praktiki-evropeyskogo-suda-po-pravam-cheloveka-k-provedeniyu-operativno-rozysknyh-meropriyatiy

6. Ведров С. Ю., Коноплев И. А. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий // Пенитенциарная наука. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-provedeniya-operativno-rozysknyh-meropriyatiy-1


[1] Дело «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации» : постановление ЕСПЧ от 15.12.2005 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. – 2006. – N№ 7.

[2] Дело «Раманаускас (Ramanauskas) против Литвы» (жалоба N№ 74420/01) : постановление ЕСПЧ от 05.02.2008 // СПС КонсультантПлюс.

[3] Дело «Худобин (Khudobin) против Российской Федерации» : постановление ЕСПЧ от 26.10.2006 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. – 2007. – N№ 11.

[4] Дело «Лагутин и другие (Lagutin and Others) против Российской Федерации» : постанов­ление ЕСПЧ от 24.04.2014 // Прецеденты Евро-пейского суда по правам человека. – 2014. – N№ 3 (03).

[5] Дело «Банникова (Bannikova) против Российской Федерации» : постановление ЕСПЧ от 04.11.2010 // СПС КонсультантПлюс.

[6] Дело «Веселов и другие (Veselov and Others) против Российской Федерации» (жалобы N№ 23200/10, 24009/07 и 556/10) : постановление ЕСПЧ от 02.10.2012 // СПС Консультант­Плюс.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.