|
|||
Цель и задачи урока ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель и задачи урока Цель занятия— формирование ответственного отношения школьников к водным богатствам России и активной гражданской позиции в решении экологических проблем. Задачи: ●познакомить с историей освоения Поволжья; ●определить ценность Волги для всех жителей России; ●изучить понятие «экосистемные услуги» и узнать, что люди теряют, нарушая экологический баланс; ●установить связи между составляющими благополучия людей и состоянием окружающей среды; ●поразмышлять об истинном богатстве и невозможности купить за деньги жизненно важные ресурсы; ●мотивировать на участие в экологических акциях, способствующих сохранению и восстановлению экологического баланса Волжского бассейна.
Вы сегодня и ученики и учителя. Ваши действия: 1. Ознакомьтесь с уроком, почитав текст и посмотрев презентацию. 2. Теперь у Вас есть такие три пути: - Найдите слушателей /в лице Ваших братьев и сестёр, мам, пап, бабушек и дедушек/ и проведите урок для них. Сделайте совместное фото на фоне презентации. - Если Вы, увы, один, нарисуйте рисунок, показывающий красоту Волги, одной из мер защиты её. Сделайте фото Вас и Вашей работы на фоне презентации. - На альбомном листе оформите красочный кластер всего сегодняшнего урока. Можно с использованием элементов урока в распечатке. Сделайте фото Вас и Вашей работы на фоне презентации. Отправьте эти фото учителю. По результатам урока будут выданы сертификаты.
Подстрочный текст учителя для демонстрации слайдов презентации
Слайд 1. Титульный
Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня наш урок посвящен реке, которую в народе называют матушкой, — Волге-матушке. Как вы думаете, чем река могла заслужить такое ласковое имя? Почему люди ее так называют?
Учащиеся отвечают.
Слайд 2
Учитель: Спасибо вам за интересные предположения. Давайте выясним несколько фактов о Волге, которые, возможно, подтвердят и дополнят ваши версии. Вам нужно будет правильно расставить числа в инфографике. Для начала определим, сколько процентов продуктов питания, необходимых жителям России, производится на приволжской земле. Как вы думаете?
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, на слайде появляется верный ответ.
Учитель: Примерно половина сельскохозяйственной продукции производится в бассейне Волги. Предположите, какой процент промышленных предприятий сосредоточен на Волге.
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, на слайде появляется верный ответ.
Учитель: Около 45 процентов промышленной продукции производится в бассейне Волги. А какой процент населения проживает на берегах этой реки?
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, на слайде появляется верный ответ.
Учитель: Правильный ответ — около 40%. Это при том, что площадь волжского бассейна составляет только 8% территории России. Речная система Волги включает в себя множество рек, речушек, ручьев и каналов. Как вы думаете, сколько?
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, на слайде появляется верный ответ.
Учитель: Более 151 тысячи водотоков окружает Волгу. Выберите следующее число, которое покажет, сколько субъектов Российской Федерации или регионов России, находятся в Волжском бассейне.
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, на слайде появляется верный ответ.
Учитель: 39 из 85 регионов, почти половина. А сколько городов?
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, на слайде появляется верный ответ.
Учитель: На территории Волжского бассейна расположено 445 городов. Всего городов в России около 1100. Вас впечатляют эти цифры? Достойна ли такая река своего звания?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Волга является великой не только по своим физическим параметрам как крупнейшая река Европы, но главным образом по своему значению для судеб народов, населявших ее берега в течение многих тысячелетий. Давайте заглянем в историю и посмотрим, как Волга помогала людям решать важнейшие проблемы жизнеобеспечения.
Слайд 3
Учитель: Я буду рассказывать о том, как осваивалась Волга, а вам нужно будет подобрать иллюстрацию к каждому периоду ленты времени.
Первые стоянки на берегах Волги появились в 10–9 тысячелетии до нашей эры в районе Казани, Волгограда и в Заволжье. А к первому веку нашей эры Волга была уже хорошо известна византийским и арабским историкам и географам благодаря активному освоению ее берегов.
Какая иллюстрация подходит для изображения этого периода?
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, иллюстрация занимает свое место на линии времени.
Учитель: К восьмому веку Волга становится важнейшим торговым путем между Востоком и Западом. Из Арабского халифата везли ткани и металлы, а из славянских земель — пушнину, воск, мед, мечи, кольчуги, лен, а также рабов. Но в десятом веке появляются другие торговые пути, в том числе знаменитый путь «из варяг в греки», и торговля ослабевает. На берегах Волги в то время располагаются города-крепости и стоянки кочевников, а оседлых поселений практически нет. В тринадцатом веке часть волжского бассейна завоевывает Золотая Орда, а в пятнадцатом веке здесь образуются Казанское и Астраханское ханства.
Какая иллюстрация подходит для изображения этого периода?
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, иллюстрация занимает свое место на линии времени.
Учитель: В шестнадцатом веке Иван Грозный покоряет эти ханства, Волжская речная система объединяется под эгидой России, и торговый путь возрождается и расцветает. Огромную значимость приобретают города Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. Возникают новые крупные города: Самара, Саратов, Царицын (будущий Волгоград). Появляется большой речной флот и организуются артели бурлаков, которые тянут на бечеве суда с грузами против течения и в безветренную погоду.
Есть ли здесь подходящие иллюстрации?
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, иллюстрации занимают свое место на линии времени.
Учитель: C восемнадцатого века начинаются инженерные преобразования естественных водоемов. При Петре I Волгу соединяют с Невой с помощью искусственных каналов и плотин. С помощью плотин разных конструкций, расчистки и углубления участков реки удается повысить судоходность Волги. Развиваются лесное и сельское хозяйство, рыболовство. Появляются первые судоремонтные предприятия, текстильные фабрики, мукомольные и зерноперерабатывающие заводы.
С конца девятнадцатого века на берегах Волги начинается активная индустриализация. Начинают работу машиностроительные,
металлургические, химические и лесоперерабатывающие производства, развивается строительство и использование теплоходов. С тридцатых годов двадцатого века в Поволжье стали добывать нефть.
Какие картинки подходят для изображения этого периода?
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, иллюстрации занимают свое место на линии времени.
Учитель: В результате реализации проекта «Большая Волга» на реке появился Волжский каскад: огромный комплекс гидротехнических сооружений, включающий в себя систему плотин, шлюзов, каналов, водохранилищ и 8 гидроэлектростанций. Строительство этой системы продолжалось около 50 лет и позволило улучшить судоходство, обеспечить дешевой энергией промышленность, сельское хозяйство и города, оросить засушливые земли и повысить их плодородие.
Как можно проиллюстрировать этот период?
Учащиеся отвечают.
Учитель нажимает клавишу Enter, иллюстрация занимает свое место на линии времени.
Учитель: К концу двадцатого века Волга сильно изменилась, превратившись из реки в каскад водохранилищ. Естественный гидрологический режим реки был необратимо нарушен. Поступление большого количества отходов неблагоприятно сказалось на качестве воды, а также на флоре и фауне волжского бассейна. В двадцать первом веке стало очевидно, что Волга-матушка серьезно больна, и, не желая ее потерять, ученые стали разрабатывать проекты по спасению реки. Что ждет реку в будущем, зависит и от нас с вами в том числе. Ведь мы все участвуем в создании истории.
Какую иллюстрацию для двадцать первого века и последующих веков вам хотелось бы видеть в этой ленте времени? Опишите, какой вы хотели бы видеть Волгу.
Учащиеся отвечают.
Учитель: Давайте выясним, чем людям так дорога Волга. Что именно она давала им на протяжении тысячелетий и дает сейчас? Как она помогает человеческой цивилизации жить и развиваться?
Учащиеся отвечают.
Слайд 4
Учитель: Да, река — это не просто источник воды. Так же, как и лес не просто источник древесины. В двадцать первом веке люди серьезно задумались о своих отношениях с природой, о том, в какой мере можно использовать ее для своих нужд, чтобы не потерять жизненно важные ресурсы. Как человеку пользоваться природой так, чтобы не это не привело к необратимым последствиям? И можно ли оценить в деньгах, заменить или купить то, чем обеспечивает человека природа?
Было придумано такое понятие, как «экосистемные услуги». Так называют многочисленные и разнообразные блага, которые люди бесплатно получают от окружающей среды и правильно функционирующих экосистем. Напомню, что экосистема — это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания и системы связей, обеспечивающей обмен веществ и энергией между ними.
Сейчас я раздам вам карточки с названиями различных экосистемных услуг. Рассмотрите их и выберите те, которыми, на ваш взгляд, обеспечивает людей Волга.
Учитель раздает каждой группе набор карточек. Учащиеся выполняют задание.
Учитель: У кого-то получились «лишние» карточки? К чему река не имеет отношения?
Учащиеся отвечают.
Слайд 5
Учитель: Оказывается, «лишних» карточек нет. Мы не всегда видим и понимаем сложные связи, которые есть в природе. Однако многие явления тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Экосистемные услуги объединяют в следующие группы в соответствии с их функциями: снабжение, регуляция, поддержка, культура. Распределите ваши карточки по этим четырем группам.
Учащиеся выполняют задание. Нажатие клавиши Enter.
Учитель: Сверьте ваши ответы со слайдом.
Слайд 6
Учитель: Итак, в природе все очень тесно связано. Важно не забывать, что человек — тоже часть этой системы. Он не может существовать отдельно от природы. Человек как вид фундаментально зависит от потока экосистемных услуг. Как говорил известный географ Николай Николаевич Баранский, «из природы нельзя выпрыгнуть». Это означает, что изменения в экосистемных услугах безусловно воздействуют на благополучие человека.
Благополучие включает в себя множество составляющих, среди которых: безопасные и приемлемые условия жизни, неизменная обеспеченность достаточным количеством пищи, кровом, одеждой и доступом к благам потребления; здоровье, включая хорошее самочувствие и наличие здоровой физической среды, чистый воздух и доступ к чистой воде; нравственные социальные отношения, подразумевающие социальную сплоченность, взаимное уважение, способность помогать другим и заботиться о детях; безопасность, включающая безопасный доступ к природным и другим ресурсам, личную безопасность и защищенность от природных и антропогенных катастроф, а также свободу выбора и действия, включая возможность для индивидуума быть тем, кем он хочет, и заниматься тем, чем он хочет.
Сейчас я раздам вам еще по одному комплекту карточек, на которых вы найдете составляющие благополучия человека. Попробуйте найти связи между экосистемными услугами и благосостоянием людей. Соедините экосистемные услуги с элементами благосостояния, которые они обеспечивают.
Учащиеся выполняют задание. После выполнения каждая группа по очереди рассказывает о том, какие связи она обнаружила.
Учитель: Теперь вы хорошо понимаете, почему людей тревожит состояние Волги. Нарушая экологический баланс, человек становится отнюдь не всесильным, а, наоборот, более уязвимым. Бассейны рек неразрывно связаны с развитием цивилизаций — именно здесь они зарождались, развивались и умирали, если вмешательство человека в естественные процессы приводило к деградации природных комплексов (как это было с цивилизациями Нижней Халдеи, Средней Азии). Трудно себе представить, что будет с нами, если сердце Волги перестанет биться, если мы потеряем то, что она дает нам.
Что происходит с Волгой сейчас? Может, вы знаете или можете предположить, что с ней не так?
Учащиеся отвечают.
Слайд 7
Учитель: Начнем с того, что после строительства Волжского каскада Волга перестала быть рекой. Она почти не течет и существует уже по другим экологическим законам — как водная система, состоящая из 10 водохранилищ и 550 малых и средних озер.
В эту водную систему постоянно попадают сточные воды от предприятий коммунального хозяйства и промышленности, стоки с сельскохозяйственных полей и животноводческих ферм, необорудованных полигонов и свалок. Таким образом в воду попадает огромное количество веществ, нарушающих экологический баланс Волги.
Например, избыток азота и фосфора приводит к цветению водоема, или эвтрофикации. Эти вещества служат удобрением для водных растений, которые бурно разрастаются на поверхности воды. В результате от недостатка света гибнут донные растения и организмы, которые ими питаются или находят в них убежище. Разросшиеся водоросли активно поглощают из воды кислород, что приводит к гибели организмов, которым перестает его хватать. Отмирая, растения погружаются на дно и при разложении образуют ядовитые вещества, например, фенолы и сероводород, а также газ метан.
В результате процесс эвтрофикации уничтожает большую часть видов флоры и фауны водоема, практически полностью разрушая или очень сильно трансформируя его экосистемы, и сильно ухудшает санитарно- гигиенические качества воды, вплоть до ее полной непригодности для купания и питьевого водоснабжения.
Широкий спектр других загрязняющих веществ меняет химический состав воды. В результате не только в самой реке, но и на ее берегах гибнут растения, животные, мутируют рыбы, меняется течение реки и ее режим.
Интенсивное строительство на берегах не только увеличивает количество поступающих в воду загрязняющих веществ, но и приводит к разрушению зон самоочищения реки. Способность к самоочищению зависит от наличия и благополучия особой растительности и животных. Например, крошечный моллюск может фильтровать до 15 литров воды в сутки. Но если среда обитания таких естественных фильтров разрушена, водоем теряет эту
способность. На сегодняшний день Волга не способна к самоочистке от всего того объема загрязнений, которые в нее поступают.
Кроме того, Волга сильно обмелела, и каждый год появляются новые мели на разных участках. Одна из причин — добыча нерудно-строительных материалов из русла реки и по берегам. Вырубка лесов и осушение болот также негативно сказались на полноводности реки. Ведь леса и болота помогают удерживать и равномерно распределять воду. Особенно важно их наличие для берегов малых рек, которые несут свои воды в Волгу.
Давайте снова вернемся к нашим карточкам с экосистемными услугами и посмотрим, какие из них Волга больше не может оказывать или оказывает с трудом.
Учащиеся отвечают.
Учитель: Что вы чувствуете, когда слышите о том, что случилось с Волгой- матушкой? Волнует ли вас это и возникает ли желание что-то изменить?
Учащиеся отвечают.
Слайд 8
Учитель: Состояние Волги тревожит сегодня самых разных людей: государственных деятелей, бизнесменов, ученых, представителей общественных организаций и местных жителей.
Известный российский ученый Валентин Васильевич Найденко писал:
«Сегодня великая Волга нуждается в помощи людей, в восстановлении и сохранении ее былой чистоты, уникальных природных комплексов, биоразнообразия, в создании благоприятных экологических условий на территории бассейна. К Волге в России особое отношение, ее называют матушкой, кормилицей, это доброе отношение народа вселяет надежду, что проблемы ее экологического оздоровления будут успешно решаться».
С 2008 года 20 мая в России отмечается праздник «День Волги». Главная цель праздника Волги — привлечение внимания к экологическим проблемам реки и призыв к людям охранять от загрязнений волжские воды. Эта дата помогает объединить усилия самых разных людей для решения общей проблемы. На государственном уровне разрабатываются и реализуются программы по восстановлению утраченных свойств водных экосистем для преодоления экологического кризиса в Поволжье и формирования комфортных условий для проживания и хозяйствования населения.
Успешность таких программ определяется не только государственной политикой, но и заинтересованностью местных администраций, собственников земли и землепользователей, местных жителей, которые ценят свою малую родину, хотят сохранить ее для своих детей. Участие каждого действительно важно, и мы с вами, обычные люди, тоже можем многое сделать.
Слайд 9
Учитель: Чтобы позаботиться о Волге, неравнодушные люди создают экологические десанты и устраивают субботники на берегах водоемов.
Грамотное обращение с отходами также крайне важно для сохранения малых рек, русла которых часто забиты мусором. Чтобы победить мусорную проблему, нужно не просто не оставлять его на берегах, но сокращать количество свалок. Для этого важно развивать и поддерживать систему раздельного сбора и переработки отходов.
Расскажите учащимся о празднике «Экодвор», который Вы можете устроить в школе.
Учитель: Также каждый из нас может участвовать в посадках леса, ведь теперь мы знаем, насколько важен лес для здоровья рек.
Важно заботиться и о родниках: следить за чистотой воды в них, оберегать от источников загрязнений, удобно обустраивать для использования и предотвращать замусоривание прилегающих территорий. Ведь родники питают Волгу.
Не менее важно делиться знаниями и привлекать внимание людей к общей проблеме. В честь Волги можно провести яркое просветительское мероприятие. Это могут быть игры, лекции, конкурсы, выставки, фестивали и даже рок-концерты. Любой способ подходит для того, чтобы показать свое неравнодушие к проблеме и объединить людей для ее решения.
Оказывается, что такие маленькие экологические инициативы приносят большую пользу. И сделать полезное дело — позаботиться о том месте, где он живет, — может любой человек, вне зависимости от возраста и профессии.
Я предлагаю вам подумать, что наш класс мог бы сделать в честь Дня Волги. Обсудите в группах и предложите свои идеи. Что было бы интересно сделать конкретно каждому из вас?
Учащиеся проводят обсуждение в группах и делятся с классом своими предложениями. Пусть класс проголосует за одну или несколько идей (учащиеся могут объединиться в несколько групп по интересам, чтобы реализовать предложенные мероприятия).
Слайд 10
Учитель: Ребята, я благодарю вас за отличные идеи и желание позаботиться о Волге-матушке. Будем надеяться, что река рада будет еще послужить нам, а мы постараемся сделать все возможное, чтобы позаботиться о здоровье нашей труженицы и кормилицы. Ведь наше истинное богатство не в деньгах, за которые нельзя купить жизненно важные ресурсы, чем обеспечивает нас природа. Нам важно помнить о том, что качество нашей жизни и благополучие зависит от состояния окружающей среды, и если мы будем заботиться о нем, то всегда будем обеспечены всем необходимым.
|
|||
|