|
|||
Ищенко Елизавета. ИсторияИщенко Елизавета МД19-1 История 1.Совершавшие заграничный поход воины своими глазами увидели, как живут в «загнивающих буржуазных демократиях», разрыв со «счастливым» социализмом был разительным. А главное, народ-победитель не хотел снова превращаться в винтики государственной машины. Не боявшиеся смерти в битве люди меньше боялись руководства в мирной жизни. Не хотели жить по довоенному и полководцы Великой Отечественной, а их любили бывшие солдаты, то есть значительная часть населения страны, к тому же умевшая обращаться с оружием. Призывы к демократизации, доносившиеся из этой среды, являлись реальной угрозой для партийного руководства.
2.Примеры: · Сталин санкционировал арест маршала авиации А. А. Новикова, генералов П. Н. Понеделина, Н. К. Кириллова, ряда сослуживцев маршала Г. К. Жукова; · по одному только «ленинградскому дело» было арестовано около 2 тысяч человек.
3. Примеры: · 14 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) с осуждением журналов «Ленинград» и «Звезда» (особенно критиковались опубликованные там произведения М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой), в результате первый из журналов закрыли, руководство второго претерпело кардинальные перемены; · 26 августа того же года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»; · 4 сентября 1946 года ЦК ВКП(б) занялся кинематографом со столь же катастрофическими для последнего результатами; · полностью разгромлена была генетика, что предполагало также осуждение на длительные сроки многих её представителей.
4.Среди самих учёных шла борьба за благосклонность руководства страны (в виде правительственных премий и распределения весьма ограниченных ресурсов). Номенклатура, тем более органы НКВД мало разбирались в научных Вопросах. Потому в отраслях, прямо не относившихся к области разработки вооружений, они ориентировались не на суть проблемы, а на то, кому в развернувшейся дискуссии они больше доверяют. С довоенных времён в биологии, в частности, они доверяли академику Т.Д. Лысенко, генетиком данный академик не был, потому боролся с генетиками как с прямыми конкурентами. Похожая ситуация наблюдалась и в других отраслях науки.
5.Сразу после войны казалось, что между странами-победительницами установились партнёрские отношения. Сталин стал популярной фигурой на Западе. Но эти иллюзии быстро рассеялись, вновь появилась конфронтация, началась Холодная война. Однако международное положение СССР изменилось по сравнению с довоенными годами. В 1930-е годы СССР был практически один в коммунистическом блоке (не считая Монголии), но в мире в целом было три блока, СССР мог лавировать между двумя оставшимися. После Второй мировой войны СССР стал главой большой группы социалистических стран, но в мире осталось всего два противостоящих друг другу блока и пространства для манёвра не осталось.
6.В начале в странах, которые освобождала Красная Армия были проведены демократические реформы, потом социалистические. На этом этапе СССР был советчиком и помощником. Вскоре в правительствах этих стран стали преобладать коммунисты, были приняты новые конституции, прошло несколько волн чисток. Начиная с этого времени данные страны стали полностью подчинять руководству КПСС в Москве.
7. Продолжения прежней политики репрессии и чрезмерного партийного контроля над всеми сферами жизни не хотел уже никто в руководстве СССР. Потому перед страной открылась перспектива тихого реформирования. Формально всё могло остаться по-прежнему, с прежними идеологическими установками, но стали бы меньше забирать в лагеря. Действительность с «оттепелью», развенчанием «культа личности» и реабилитациями была лучше этой альтернативы.
8.В сложившихся условиях нужно было продолжать жёсткий контроль над жизнью в стране, либо могла возникнуть критика репрессий «снизу», в самом народе, что неизбежно переросло бы в критику режима в целом. Когда же признание ошибок исходило от самой партии, его вполне можно было ограничить лишь культом личности Сталина, доказав, что он извратил изначально благие коммунистические идеи.
9.Данный доклад был официальным осуждением культа личности со стороны партии, произнесённое лидером партии. А также ознакомление с преступлениями времён культа личности более широких кругов партии, нежели её руководства. Многие коммунисты именно в этом докладе впервые услышали осуждение «отца народов» И.В. Сталина и были потрясены, для многих весь мир перевернулся.
10. Эти годы остались в истории под названием «оттепель». · Прокатилась волна реабилитаций: люди не только возвращались из лагерей, но и восстанавливались в партии. · Союзные республики получили больше полномочий в экономической и правовой сферах. · Отраслевые министерства заменили советами народного хозяйства. · Права первичных профсоюзных организаций были расширены, сокращён аппарат центрального профсоюзного правления. · XXII съезд КПСС (октябрь 1961 года) принял новый устав, где впервые разрешались внутрипартийные дискуссии.
11. Реформа в целом потерпела неудачи и не только имела не учтённые разработчиком негативные последствия, но и не достигла поставленных разработчиком целей. Опиралась она в основном на административные методы, кроме того разрабатывалась без учёта рекомендаций специалистов по сельскому хозяйству. Ярким примером может служить «кукурузная эпопея». В выращивании кукурузы одним из основных советчиков Н.С. Хрущёва был американских фермер Росуэлл Гарст. Когда этот самый Гарст увидел, как выращивают кукурузу в СССР (конкретно на Кубани), он кричал, что так делать нельзя, так можно только загубить урожай. Однако Н.С. Хрущёв уверил его, что по-другому в СССР не получиться. После этого не удивительно, что ни кукуруза не дала должного урожая, ни реформа в целом не принесла искомых плодов. Положительные стороны: · вырос уровень благосостояния колхозников; · у колхозников появилось больше прав, в частности, им выдали паспорта. Отрицательные стороны: · урожайность в целом снизилась, впервые пришлось закупать продовольствие в других странах; · не окупились значительные средства, вложенные в освоение целины (материальные и людские); · не окупились значительные средства, вложенные в «кукурузную эпопею»; · во время расформирования МТС были потеряны опытные кадры механизаторов.
12. Причины: · значительная часть этих достижений была связана с разработками вооружений, где и внедрялись; · руководство понимало, что внедрение результатов научно-технической революции в производство приведёт к сокращению рабочих мест, соответственно, учитывая также повышенную рождаемость первых послевоенных лет, к неминуемой безработицы, которая была недопустима в стране победившего пролетариата; потому было принято решение не внедрять достижения науки слишком широко.
13. · В сельском хозяйстве вначале был взят курс на повышение уровня жизни колхозников и заинтересованность их в труде, но вскоре большая часть этих мер была свёрнута, их место снова заняли административные меры принуждения; · активно развивались наука и техника, но их достижения внедрялись очень медленно и осторожно (за исключением оборонной промышленности); · жилищная политика наделила многие семьи отдельным жильём, но в целом значительно снизила качество земельного фонда; · реформа управления народным хозяйством ликвидировала недостатки предыдущей эпохи, но вызвала дальнейшее увеличение армии управленцев; · «оттепель» привнесла надежды на общественные свободы, но оставила их лишь надеждами, не привела к действительной демократизации общества – результатом стало появление так называемых шестидесятников, часть которых стала «диссидентами», а вторая часть в итоге привела СССР к развалу в ходе «перестройки».
14. В случае реализации таких мер уровень жизни населения действительно мог бы вырасти, но Холодная война почти наверняка была бы проиграна уже в 1950-е годы. Не думаю, что это стало бы столь значительной бедой (такой проигрыш не означал бы иностранных войск на улицах советских городов). А народной поддержкой реформаторы времён перестройки пользовались именно из-за обещаний поднять уровень жизни. Потому выбор между успехами в борьбе с Америкой и повышением уровнем жизни в пользу уровня жизни вполне мог оказаться правильным.
|
|||
|