![]()
|
|||
История богословского образования (1 курс, 2 семестр)История богословского образования (1 курс, 2 семестр) Н. Ю. Сухова Вопросы к зачету 2018/19 учебный год
1. Периодизация античного образования; примеры образовательных моделей архаического периода. 2. Основные принципы и уровни античной образовательной системы классического периода (на примере образовательных программ Платона и Исократа). 3. Образование в эллинистическую эпоху: структура, задачи и образовательные принципы каждой ступени; идеал античного образования. 4. «Восточная альтернатива» классическому античному образованию; «культура писцов» на Древнем Востоке. 5. Основные периоды истории богословского образования древнего христианства; понятие «богословская школа»; христианское просвещение до появления определенно выраженных богословских школ. 6. Александрийская богословская образовательная программа: основные элементы, принципы, учителя, особенности; отношение к «эллинской мудрости»; вклад в христианское богословие. 7. Антиохийская богословская традиция: основные черты, учителя, особенности; вклад в христианское богословие. 8. Эдесско-Нисибинская богословская образовательная программа: основные элементы, принципы, учителя, особенности. 9. Отцы-Каппадокийцы: личный пример образования; теоретическая и практическая деятельность в области христианского просвещения. 10. Богословское образование на христианском Западе в IV-VI вв.; блаженный Августин о христианской учености и подготовке клира. 11. Судьбы общего и богословского образования в Византиив конце VI–XI вв.; восточные отцы этого периода о христианском познании. 12. Христианское образование на Западе в конце V–XI вв.; западные учители этого периода о христианском познании (кроме «каролингских»). 13. «Каролингское возрождение» и его значение для христианского богословского образования; главные составляющие и деятели этого процесса. 14. Концепция средневекового университета: истоки; привилегии и права; учащие и учащиеся; место и значение богословия; наиболее значимые университеты XII-XIV вв. 15. Фома Аквинский и его вклад в становление «высокой схоластики». 16. Образовательные принципы Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. 17. Иезуитская модель образования; богословие в иезуитской академии (коллегии). 18. Формирование нового понятия науки в XVI-XVII вв.; основные деятели и их вклады в этот процесс. 19. «Модернизация» университетов в эпоху Просвещения в XVIII в.; образовательные идеиФилиппа Якова Шпенера и Августа Германа Франке; новые черты университета в Галле. 20. Гёттингенский университет как вершина «модернизации» университетской модели. 21. Реализация модели «университета исследования» в Берлинском университете; роль Фридриха Шлейермахера в формировании системы нового университетского богословия. 22. Образование в братских школах Юго-Западной Руси конца XVI – начала XVII в. 23. Киево-Могилянская коллегия: история, модель, структура, принципы образования; основный богословские достижения. 24. «Поиски школы» в Московской Руси в XVII в.; школа братьев Лихудов; преобразование 1701 г. 25. Вопрос образования и просвещения в «Духовном регламенте; место богословия в научно-образовательной системе в России в первой половине XVIII в. 26. Основные тенденции в российских епархиальных школах во второй половине XVIII в.; поиски новых образовательных моделей. 27. Значение образовательной реформы эпохи Александра I (с подтверждением конкретными положениями реформы). 28. Развитие «школьного» богословия в России в 1820-1850-е гг.; новые области богословия. 29. Идеи, введенные в российское среднее духовное образование в 1867 г. (проследить связь этих идей с проблемами 1850-х гг.) 30. Идеи, введенные в российское высшее духовное образование в 1869 г. (проследить связь этих идей с тенденциями европейского образования конца XVIII – XIX в.) 31. Вопрос о «церковности» духовной школы в 1880-1890-х гг.; возрождение «ученого» монашества и его взгляды на духовное образование. 32. Главные тенденции и проблемы в богословском образовании в России в начале XX в.; поиски их решения в новых концепциях богословского образования. 33. Место и значение богословия в российских университетах в XIX – начале XX в.: ключевые моменты и проблемы.
|
|||
|