Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие №2.



 

 19.06.20. Зарубежная литература ХХ века. Новейший период. 1 пара, 2 пара. Практические занятия.

 ТЕМА: Филологическая проза в литературе ХХ1 века.

1. Понятие филологической прозы.

 

Термин филологическая проза восходит к явлениям русской литературы 20 века. В. Новиков в статье, посвященной этому субжанру современного романа, исследует истоки его возникновения и пути развития. Такой тип романа появляется, когда филолог становится героем, а его профессия определяет основу сюжета произведения. Но возможны инварианты: роман – это форма дневника, статьи или записок, а герой – филолог, ведущий записи. «Филологические» тексты В. Шкловского, Ю. Тынянова, В. Каверина могут служить образцами такой прозы.

Значение филологического романа не только втом, что он делает объектом изображения собственно литературу, но и в возвращении ценностной доминанты классического жанра.Филологический роман рассматривают как «неканонический» жанр, «промежуточный» (Л.Я. Гинзбург), «непроявленный» (А.А. Ахматова). 

«Структурализм и деконструкция убедили нас в исчезновении автора, филологический роман позволяет его — автора — вновь отыскать.

Именно этим жанр филологического романа созвучен времени. Истощив абстракциями свою любознательность, мы интересуемся не набором идей, одинаковых, как карты в колоде, а уникальностью их расклада, узором, образованным причудливым расположением общих идей в сознании автора. Чтобы проникнуть в него, мы должны прибегнуть к попятному чтению, возвращающему строку не только к моменту рождения, но и к обстоятельствам зачатия. Книга для филологического романа — улика, ведущая литературу к ее виновнику.

Когда речь идет о подсознательной, неведомой самому автору глубине его творений, обычно имеется в виду что-то неприятное, вроде классовых интересов или сексуальных комплексов. Однако всякий сильнодействующий анализ — редукция, вроде той, что считает главным в вине алкоголь, с непоправимыми для хорошего вкуса последствиями. В отличие от фрейдизма или марксизма, филологический роман не вымогает у автора его темные секреты, а помогает ему их открыть. Призванный восполнить врожденные дефекты речи, филологический роман компенсирует пристальностью чтения бессилие письма.

Задуманная книга шарообразна, написанная — линейна. Она двумерная проекция объемного замысла. Филологический роман — попытка восстановить непостроенный храм. Это опыт реконструкции, объединяющей автора с его сочинением в ту естественную, органическую и несуществующую целостность, на которую лишь намекает текст». (Генис, 2009)

Филологическая проза действительно переходит грань между филологией как наукой и художественным текстом. Эта проза становится романом только в одном случае, когда появляется романный герой, выразитель авторской рефлексии, выстраивающей, в свою очередь, метатекстуальный уровень чтения. Такую возможность получает романистика эпохи постмодернизма, позволяющей объединить художественный и научный дискурс. Так, в русской литературе ХХ века к писателям этого направления относят С. Довлатова и А. Битова. 

    В творчестве английских писателей 20 века, таких как Д. Фаулз, А. Мердок, Дж. Барнс, П. Акройд прослеживаются жанровые черты филологической прозы. Кризис «литературы вымысла» (по выражению А. Гениса) порождает стремление писателя к созданию поискового текста как интеллектуального «приключения», не менее увлекательного, чем псевдодетективная интрига. Тем более, что центром этого «научного», часто граничащего с мистификацией исследования, становится задача восстановления утраченной истины о предмете: тексте, событии, личной тайне.

Этот развивающийся жанр привлекает в наше время и современных писателей, и широкого читателя.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Прочитайте статью В. Новикова о филологической прозе и ответьте на вопрос о содержании этого понятия и возможности его применения к характеристике явлений зарубежной прозы.

2. Определите сущность термина «филологический роман»: «второе пришествие формалистов».

Литература:

1. Новиков В.И.  Филологический роман. Старый новый жанр на исходе столетия. / Новый мир. 1999, №10. С. 193-205. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/10/novik.html

2. Разумова А.О. «Филологический роман» в русской литературе ХХ века./Реферат канд. дисс…, М. 2005. URL:http://cheloveknauka.com/filologicheskiy-roman-v-russkoy-literature-xx-veka

3. Генис А. Довлатов и окрестности. Филологический роман. М., 1999.

4. Бочаров С. Лирика ума или пятое измерение после четвертой прозы. /Новый мир. №11. 2002.

5. Разумова А. Путь формалистов к художественной прозе. / Вопросы литературы. 2004. Вып.3.

6. Ладохина О.Ф. Фантом или реальность русской литературы ХХ века? М. Водолей, 2010.

Практическое занятие №2.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.