Используя материалы учебника Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с: Часть 1
составить сводную таблицу "Вклад учёных-методистов в развитие методики преподавания литературы"(только тех учёных, которые обозначены в таблице), и выучить материал. Всё готовим к экзамену.
Учёный-методист. ФИО., годы жизни
| Основные научные труды
| Основные методические идеи
|
Фёдор Иванович Буслаев 1818 -1897
| О преподавании отечественного языка (1884)
| Определил место методики в ряду педагогических и филологических наук как новой области знаний;
Ввел отличие между понятиями "метод" и "приём" в методике;
Отстаивал филологический анализ текста.
|
Василий Иванович Водовозов (1825-1886)
| Тезисы по русскому языку (1861) Словесность вобразцах иразборах (1868)
| Принцип реального изучения литературы; Выступал против насилия в воспитании;
Был сторонником разумного воспитания, строящегося на гуманном отношении к личности ребенка;
Считал необходимым воспитывать у детей чувство товарищества и дружбы, трудолюбие и настойчивость достижения поставленной цели;
Углубленный разбор. |
Владимир Яковлевич Стоюнин
| О преподавании русской литературы (1864)
| Предлагал изучать не «отвлеченную теорию», а сами «литературные произведения»; Призывая уделять время биографиям авторов;
Выступал против
механического
перенесения школьного
опыта ;
Большую роль отводил
народным учителям;
Отмечал важность
взаимосвязи
умственного,
нравственного,
эстегического,
физического
|
Виктор Петрович Острогорский (1840-1902)
| Беседы опреподаваниисловесности (1884) | Выступал заэмоциональноевосприятие литературы; Сторонниквсестороннего развитияшкольника; Создатель методики выразительного чтения;
Внеклассное чтение – необходимая часть литературного образования.
|
Цезарь Павлович Балталон (1855-1913)
| Воспитательное чтение (1908)
| Одним из первых применил метод эксперимента;
Предлагал отказаться от изучения теории литературы;
Противник учебников – хрестоматий;
Отстаивал нововведение внеклассных часов.
|
Иннокентий Фёдорович Анненский (1885-1909)
| Письменные работы и устное преподавание
| Принадлежит попытка европеизации школы;
Отстаивал развитие творческих способностей учеников в процессе литературного образования.
|
Мария Александровна Рыбникова (1885-1942)
| Очерки по методике литературного чтения (1941)
| Изложила систему о литературе в средних классах;
Выделила 3 основных фактора: природа учебного предмета, цели обучения, особенности детского восприятия;
Предлагала систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка.
|
Василий Васильевич Голубков (1880- 1968)
| Методика преподавания литературы (1938)
| Разработалтеоретические основыметодики преподаваниялитературы;Разработал систему обучения методов; Разработал виды уроковлитературы. |
Николай Иванович Кудряшёв (1904-1981)
| Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы (1981)
Теоретические основы методики литературы (1971)
| Выделил методы обучения в литературеМетоды творческогочтения: эвристическоеисследовательское,репродуктивное; разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета. В классификацию входят: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи;
|