Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СООБЩЕНИЕ. Русская церковь в XV-XVI веках



 

СООБЩЕНИЕ

По предмету: История России

На тему: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XV- НАЧАЛЕ XVI в.

 

Выполнил:

Ученик 6 класса

Яни Константин

Русская церковь в XV-XVI веках

В первой половине XV в. происходят важные события, которые изменили положение не только русской православной церкви, но и формирующегося Московского государства.

В 1439 г. на соборе православного и католического духовенства во Флоренции была заключена уния двух христианских церквей, которые пребывали с 1054 г. в состоянии раскола. Согласно унии, греки сохраняли свой церковный обряд, но признавали католические догматы и главенство паны.

Византийский император и константинопольский патриарх пошли на заключение унии в надежде, что прекращение распри двух ветвей христианства будет способствовать объединению сил Запада и Востока в борьбе с турками-османами, угрожавшими Византии.

Патриарх константинопольский в период подготовки к собору назначил Исидора митрополитом Руси. Исидор принял участие во Флорентийском соборе, где выступил в качестве сторонника объединения православия и католичества. В 1441 г. он возвратился в Москву и объявил о соглашении с Римом. Однако в Москве это соглашение не приняли, Исидор был взят под стражу, но ему удалось бежать.

В 1448 г. митрополитом московским без санкции константинопольского патриарха был избран рязанский епископ Иона, и именно с этого момента московская митрополия становится автокефальной, т.е. самостоятельной.

В конце XV в. русскую церковь раздирали богословские споры. Появлялись различные ереси. Одна из наиболее известных из них – ересь жидовствующих. Ее так называли по причине, возможно, мнимого сходства с иудаизмом. Сторонники этого течения, вероятно, отрицали церковную иерархию, иконы, Троицу. Ересь зародилась в 1470-х гг. в Новгороде, она стала популярной и в Москве. Ее сторонниками были люди, близкие к Ивану III: например, дипломат Федор Курицын.

Имело место еще одно направление в православии, неприемлемое для официальной церкви, – нестяжатели. Их лидером был старец Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский. Нестяжатели выступали за бедную церковь, против накопления ею мирских богатств и вмешательства ее в государевы дела. Их оппонентами были новгородский архиепископ Геннадий и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Его сторонники получили наименование иосифляне.

На церковном соборе 1490 г. иосифляне добились осуждения жидовствующих, в Новгороде были организованы публичные казни еретиков. Однако Иосиф Волоцкий и его соратники на этом не останавливались. В 1503 г. церковный собор осудил нестяжателей, а в 1504 г. вновь были совершены массовые казни еретиков. Среди сожженных был и Федор Курицын.

Еще одной важной вехой в укреплении позиций русской православной церкви стало принятие патриаршества в январе 1589 г. Первым русским патриархом стал Иов.

После падения в 1453 году Константинополя выборы митрополита стали внутренним делом Русской православной церкви. Она перестала зависеть от греческой и получила полную самостоятельность. Авторитет Русской православной церкви возрос. Но эти события имели ещё одну сторону: отныне Русскую церковь возглавлял не посланник из Византии, а подданный русского государя, что уже само по себе допускало возможность его вмешательства в церковные дела. В подборе кандидатуры митрополита великие князья играли активную роль.

Таким образом, Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного (центра Русского государства). Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.