Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для ответов.. Ход исследования.



 

Задание:

Каждый выбирает в соответствии с номером в списке группы по 1 вопросу каждой темы и кратко отвечает на эти вопросы.

Лабораторные работы выполняются каждым обе, оформленные работы с выводами прислать на проверку.

Тема: Зрительная сенсорная система.

 

1. Основной закон Вебера-Фехнера выражается формулой ∆I / I = k, либо как ∆I = kI, где ∆I – изменение раздражителя, необходимое для обнаружения едва заметного различия (ЕЗР) в стимуляции;I– величина раздражителя и k – константа, зависящая от вида ощущений. Конкретное числовое значение k называют отношением Вебера.

Как Вы думаете, в каком случае ∆I больше: приIравном 2 или 10? Во сколько раз отличается∆I во 2-м случае? Объясните свою точку зрения.

 

2. Почему при повреждении правого зрительного нерва выпадает часть зрительного поля справа, и часть слева, а при повреждении правого зрительного тракта не воспринимается поле зрения слева? Проиллюстрируйте свое объяснение.

     

3. Как изменится зрительное восприятие, если в левом полушарии повреждена зрительная область затылочной доли? Можно ли при этом получить изображение от 2-х глаз? Что это будет за изображение?

 

4. Почему различение деталей предмета резко ухудшается, если его изображение попадает в часть сетчатки за пределами центральной ямки? Объясните свою позицию.

 

5. Почему при очень слабой освещенности невозможно, во-первых, различать цвета объектов; во-вторых, нет четкости изображений? Объясните свою позицию.

 

6. Что такое «слепое пятно» и как можно продемонстрировать наличие слепого пятна в простом опыте (опыт Мариотта)? Можно ли с помощью этого опыта определить расстояние между центральной ямкой и слепым пятном? Что надо при этом выяснить?

 

7. Какое значение имеет бинокулярное зрение для восприятия глубины пространства (стереоскопический эффект восприятия)? Каковы принципы стереоскопического эффекта специальных картинок для его имитации?

 

8. У некоторых людей восприятие цветов нарушено в той или иной степени (дальтонизм). С какими особенностями сетчатки глаз связано это нарушение?

 

9. Что такое ориентировочный рефлекс и почему он осуществляется неосознанно? С какими структурами ЦНС связан ориентировочный рефлекс на зрительные сигналы?

 

10. Перечислите отделы зрительного анализатора, указав названия и расположение его элементов. Что происходит в каждом из отделов?

 

Тема: Акустическая и соматосенсорная система (семинар и лабораторная работа)

 

Вопросы для ответов.

1. Известно, что наша акустическая система способна воспринимать звуки частотой от 20 до 20000 гц. В какой части этого диапазона восприятие лучше всего? Как Вы думаете, почему?

 

2. Какова роль кортиева органа в восприятии звуков? Чем отличаются части этого органа, расположенные на разных участках основной мембраны с точки зрения восприятия звуков разной тональности?

 

3. От кохлеарных ядер, получающих сигналы через волокна VIII пары черепно-мозговых нервов (вестибулокохлеарного), сигналы направляются в ядра верхней оливы. Причем, и правое и левое ядра оливы получают сигналы и от правого, и от левого кохлеарных ядер. Какое значение имеет то, что часто при одном и том же источнике звука, в каждом ядре верхней оливы сигналы возникают дважды и с некоторыми различиями во времени?

 

4. Почему человек может хорошо слышать, но при этом не распознавать речь?

 

5. Почему даже при небольшом возбуждении вестибулярного аппарата (например, при повороте головы или туловища) происходит перераспределение мышечного тонуса?

 

6. Почему прикосновение к двум точкам кожной поверхности на пальце руки, распознается, как два прикосновения, при расстоянии между ними в 1-3 мм, тогда как для такого же ощущения (двух прикосновений), на предплечье или плече требуется гораздо большее расстояние (15-30 мм)?

 

7. Что такое «мозговой гомункулюс» и почему при раздражении одной части кожной поверхности вызванные потенциалы возникают в одной части коры больших полушарий, при раздражении другой – в другой части? Пропорциональны ли размеры участков коры, анализирующие сигналы от разных частей тела и соответствуют ли они участкам кожной поверхности?

 

8. Как можно объяснить, что сигналы, идущие по путям Голля и Бурдаха вызывают ощущение прикосновения к определенной точке тела, а идущие по спинно-таламическому – нет. А для чего нужны эти сигналы?

 

9. Как Вы думаете, почему у человека, потерявшего руку в результате несчастного случая, возникают сильные боли в несуществующей руке?

 

10. Подержите руки: одну в холодной, другую в горячей воде, (порядка 42о и 10 – 15о С). Перенесите теперь обе руки в сосуд с водой промежуточной температуры (теплой). Какие возникли ощущения? Почему?

 

Практическая работа. Определение дифференциальных порогов различения двух точек прикосновения (эстезиометрия)

Оборудование: циркуль с двумя немного затупленными концами, линейка.

Ход исследования.

Экспериментатор прикасается к руке исследуемого ножками циркуля, не надавливая на кожу.

1. Эксперимент проводится в 2 серии.

Примечание:можно провести 1 серию

1. Экспериментатор, постепенно увеличивая расстояние между ножками циркуля, прикасается к коже руки затупленными иглами. Увеличение расстояния задается минимальное (≈ 1–2 мм) от 0 мм до того момента, когда испытуемый ощутит впервые 2 прикосновения. Расстояние, на котором испытуемый впервые ощутит 2 прикосновения, замеряется линейкой и заносится в таблицу

2. Экспериментатор сокращает расстояние между ножками циркуля, начиная от заведомо большого (3–4 см), на котором испытуемый чувствует 2 прикосновения, заканчивая сведение ножек циркуля тогда, когда испытуемый впервые перестает ощущать 2 прикосновения иголок. Полученное расстояние замеряется и заносится в таблицу.

Требования к проведению:

1. Испытуемый не должен видеть ход эксперимента.

2. Рука испытуемого должна иметь упор в локтевом суставе (это необходимо для устранения напряженности).

3. Обе серии опыта проводятся на следующих участках кожи руки: кончике пальца, ладони (подушечке большого пальца - тенаре), предплечье, плече.

Заполните таблицу.

Поверхность кожи Порог различения (мм) Вывод
Палец  

 

Ладонь  
Предплечье  
плечо  

2. Лабораторная работа «Температурный контраст»

Информация о температуре окружающей среды воспринимается терморецепторами, расположенными в коже, на роговой оболочке глаза и в слизистых оболочках.

Цель работы.Наблюдение адаптации терморецепторов кожи и явления температурного контраста.

Оборудование, материалы и объект исследования. Сосуды с водой различной температуры (комнатной, 10 и 40° Цельсия), термометр, секундомер.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.