Возраст
| Характеристика
| Особенности
| Проблемы и пути их решения
| Советы
|
7-8
лет
| - Высокая подвижность;
- Подражательность;
- Естественный авторитет взрослого;
- Большая впечатлительность;
- Неумение долго концентрировать внимание.
| - Высокий уровень активности;
- Понимание различий пола;
- Стремление получить время на самостоятельные занятия (свободное время);
- Стремление к общению вне семьи.
| - Слезы, тоска по дому (переключить внимание, дать поручение, занять делом);
- Копирование поведения, подражание (не подавать дурного примера);
- Потеря интереса, рассеянное внимание (частая смена деятельности).
| - Частая смена видов деятельности;
- Постановка конкретных задач;
- Больше подвижных игр, вовлекать детей в творчество.
|
9-11 лет
| - Стремление к активной практической деятельности;
- Хотят ощущать за собой ответственность, доверие;
- Неудача вызывает резкую потерю интереса;
- Высокая эмоциональность;
-Склонность к соревнованиям.
| - Энергичность, настойчивость, инициативность;
- Нуждаются в постоянной деятельности;
- Шумны, спорят;
- Чувствительны к критике, боятся поражения;
- Частая смена интересов.
| - Обидчивость (внимательность, выявление причин поведения детей);
- Непослушание, действие «наперекор»
(сотрудничество, вникать в интересы детей)
- Шалости, появление тайн (знать секреты детей, хранить их и разумно использовать);
- Замкнутость, одиночество (давать поручения с необходимостью общения).
| - Далекие цели, неконкретные поручения НЕУМЕСТНЫ
- Дети нуждается в похвале, поощрении;
- Подробно отвечайте на многочисленные вопросы детей.
|
12-14 лет
| - Высокое значение коллектива (стремление завоевать авторитет);
- Стремление к самостоятельности;
- Интерес к собственной личности;
- Формирование самооценки;
- Склонность к творчеству, спорту.
| - Склонны к групповому поведению ;
- Антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
- Мнение сверстников важнее мнения взрослых (страдает дисциплина);
- Сопротивление критике.
| - Курение, употребление алкоголя и взрослого лексикона, игра в карты, использование косметики (проведение разъяснительной работы с привлечением специалистов, показ соответствующих кинофильмов, стремление приучить детей к выполнению разумного режима дня);
- Неподчинение взрослым (понять причины, тактично направлять детей);
- Проявление чрезмерной самостоятельности (предоставлять возможность подконтрольной самостоятельности);
- Конфликтность, упрямство (выяснить мотивы, сотрудничать с детьми).
- Несбывшиеся мечты, болезненная/безответная влюбленность (рефлексия).
| - Примите на себя роль «старшего члена коллектива» - действуйте «изнутри»;
- Гендерное распределение задач.
|
15-17 лет
| - Способность противостоять влиянию окружающих, отвержение требований;
- Болезненно относятся к расхождению между словами и делами вожатого;
- Половое созревание, возникновение интимных отношений;
- Сознательное достижение целей;
- Готовность к большому количеству задач, сложным целям.
| - Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше;
- Возникают комплексы, беспокойство о своей внешности;
- Возникновение первой любви, сексуального влечения;
- Растет социальная активность; - Проявляются крайности в поведении, например «я сам все знаю!»;
- Любят дебаты и споры, максимальное самовыражение.
| - Учитывайте половозрастные особенности детей;
- Руководите коллективом без излишнего вмешательства;
- Как можно реже изменяйте свои решения, будьте настойчивы, а также
серьезны и искренны.
|