|
|||
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В. Никольского» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
План-конспект внеурочного мероприятия (технологическая карта) Тема: «Детям о Конституции» Подготовили: Васильева Александра, Крутова Анастасия , Семенова Снежана, студентки 3 курса, группы ПНК(к) -1-17, специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах _______ ______________ ______ (отметка) (расшифровка подписи) дата
Руководитель: Ратьева Ольга Юрьевна _______ ______________ ______ (отметка) (расшифровка подписи) дата Чебоксары 2020 Цель: формирование у детей представлений о понятиях: «Конституция», «Право», «Обязанность». Задачи: Образовательные: формировать представления детей о Конституции РФ, гражданских правах и обязанностях; познакомить детей с некоторыми гражданскими правами и обязанностями; Развивающие: развивать умение рассуждать и высказывать свое мнение; развивать познавательный интерес к своей стране и ее законам; Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, долга, гордость за свою страну; воспитать умение работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли. Планируемые результаты: Предметные: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; стимулирование познавательного интереса к истории своей страны. Метапредметные: Познавательные: развитие умения отвечать на поставленные вопросы, решать проблемные задачи; ознакомление с понятиями Конституция, законы, права, обязанности, государственные символы. Регулятивные: выявление цели урока, проведение контроля, оценивание учебных действий. Коммуникативные: формирование навыка вступать в диалог с одноклассниками, с учителем; развитие правильно доносить свою позицию до других: оформление своей мысли в устной речи; формирование навыка слушать собеседника и признавать существования различных точек зрения. Личностные: формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; формирование представления о законах страны, происходит ассоциация себя со своей страной и её гражданами, формирование чувство долга и ответственности за будущее своей страны. Оборудование: брошюра, таблички.
Ход мероприятия: Звучит песня «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Ведущий: Велика и прекрасна наша страна Россия. Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура все это наша Россия. Ученик: Нет на свете Родины красивей Боевой страны богатырей. Вот она по имени Россия, От морей простерлась до морей. Прибавляет силы год от года, Вся красуясь в славе молодой И живут в содружестве народы. Под её державною звездой. Ведущий: Наша страна – самая большая в мире. На территории России могут уместиться, например, 31 Франция, или 560 Бельгий. И каждое государство: маленькое, как, например, Бельгия или Люксембург, или такое большое, как Россия, живет по определенным законам, все граждане государства имеют определенные права и обязанности, которые записаны в Конституции. Знаете ли вы, какое называние нашей страны закреплено в Конституции? (Ответы детей). В статье 1 Конституции обозначено, что наше государство имеет два равнозначных наименования: Россия и Российская Федерация. Ученик: А что такое права и обязанности гражданина, как они появились? Библиотекарь: Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди, и у них появились вопросы: - Что люди могут делать и чего не могут? - Что они обязаны делать и чего не обязаны?
Для чего же нужны правила? Вспомните, как вы играете, например, в прятки. В игре существуют правила игры: один водит, отвернувшись, ждет, когда остальные спрячутся, а потом ищет. Подумайте, если никто из играющих не будет выполнять правила, что получится? (Ответы детей). Полная неразбериха! Так и для всех людей должны быть правила жизни. В древности никаких правил не было. Кто был сильнее, тот всегда оказывался прав: захотел и все забрал у слабого, и никто не поможет, если у слабого нет сильного защитника. Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы. Если в точности соблюдать все, что в них записано, то и будет порядок на земле. А чтобы соблюдать законы, нужно, по крайней мере, знать их. Что же это такое – законы? (Ответы детей). Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны. Законы бывают разные, но главный основной закон нашей страны - это Конституция. Ведущий: Итак, Конституция Российской Федерации (показывает брошюру) – это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Мы с вами жители России и обязаны знать Конституцию. Ученик: Когда и как была принята Конституция России? Библиотекарь: Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум, то есть всенародное голосование. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство
граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Ученик: Какие правила устанавливает наша Конституция? Ведущий: В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя. Ученик: Права есть у взрослого и у ребенка: Играть и учиться, мечтать и трудиться. Помочь старику и погладить котенка, И чистой водой на рассвете умыться («Права есть у взрослого и у ребенка»). Библиотекарь: Какие же права есть у нас? (Ответы детей). По Конституции нашей страны, мы все имеем право на жизнь, имеем право на образование, право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь и другие. Какое, на данном этапе вашей жизни, для вас самое главное право и ваша главная обязанность? (Ответы детей). Право учиться в школе и получать образование – это важное право. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...». Как вы думаете, что должно сделать государство, чтобы обеспечить вам право на образование? (Ответы детей). Вы имеете право учиться в школе, получать бесплатное образование. В каждом городе есть школы, которые посещают все дети. А какие обязанности вытекают из этого
права? (Ответы детей). Каждый гражданин обязан получить среднее образование. Ведущий: Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. Приглашаю в гости к героям сказки «Приключения Буратино». Во время игры «В гости к Буратино» мы узнаем, какие герои сказки нарушают права других героев, унижают и обижают их. Дети разбиваются на 2 группы, каждой раздаются карточки, на которых написано: − Право на образование. − Право на свободный труд, защита от безработицы. − Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно. − Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться. − Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. − Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. − Право на жизнь. Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке. Я опишу ситуацию, а вы поднимите табличку с правильным ответом: 1. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы.) 2. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на образование.) 3. Разбойники подвесили Буратино, на дереве. Какое право они нарушили? («Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться»). 4. Когда Буратино болел, к нему вызывали докторов. (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).
5. Мальвина принялась учить Буратино письму и математике. (Право на образование).
6. Какое право нарушил Карабас, когда подвесил Буратино в кладовке на гвоздь? (Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность). 7. Какое право нарушили полицейские, когда бросили Буратино в пруд? (Право на жизнь). 8. Какое право соблюдалось, когда Мальвина лечила Артемона? (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание). 9. Какое право нарушено, когда полицейские с Карабасом ворвались в каморку папы Карло? (Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно). Ученик: Права ребенка надо знать, Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить. Библиотекарь: Ребята, чтобы более подробно узнать о правах детей в нашей стране, предлагаю игру «Права детей».
Ведущий: Ребята, эта игра заключается в следующем. Я начинаю предложение, а вам надо его продолжить, выбрав один из четырех вариантов ответа. Пример из игры: Продолжите высказывание: В нашей стране детьми по закону считаются... Только граждане, которым ещё не исполнилось 6 лет. Только граждане, обучающиеся в школе Только граждане, которым ещё нет 18 лет
Только граждане до 14 лет, у которых ещё нет паспорта (Правильный ответ выделен жирным шрифтом с подчеркиванием). Ведущий: Ребята, а вы как пользуетесь своими правами – как отдыхаете, играете? (Ответы детей.) Каждому можно заниматься творчеством. Что дает возможность реализовать право заниматься творчеством? (Музыкальные школы, Дома детского творчества.) Право на охрану здоровья? (Поликлиники, больницы.) Право на защиту от посягательства на жизнь, жилье? (Полиция, суд.) А также каждый имеет право на пользование культурными учреждениями. Ребята, какие культурные учреждения вы можете посещать? (Библиотеки, музеи, цирки, театры, кинотеатры, Дворцы культуры.) Библиотекарь: Знаете ли вы, что любой гражданин России, и взрослый, и ребенок, где бы он ни оказался – в своем родном городе, у бабушки в древне, в далекой Африке или даже на северном Полюсе, - находится под защитой своей страны и Президента? А Президент обязан всегда и везде заступаться за граждан России и выручать их из беды! В Конституции сказано, что Президент – глава нашего государства. Государство создано гражданами для того и только для того, чтобы защищать и охранять права своих граждан. Никаких других целей и задач у государства нет и быть не может. Поэтому, всё, что делает Президент, как глава государства, должно делаться для того и только для того, чтоб права и свободы граждан не нарушались. Если Президент добивается, чтобы у нашей страны была сильная армия, то это для того, чтобы какие-нибудь враги не пришли к нам и не нарушили права и свободы мирных граждан. Если Президент настаивает, чтобы полиция ловила преступников, то это потому, что ещё не наказанные преступники могут нарушить права и свободы честных граждан. В специальной статье Конституции сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у
Президента очень много. Одних только глаголов (сказуемых) отвечающих на вопрос «Что делает?» целых тридцать шесть штук. А чтобы узнать, чем занимается Президент, какие у него обязанности, предлагаю вам сыграть в игру «Что делает Президент?»-дети называют, кем Президент является, что вносит и т.д., затем необходимо «кликнуть» на глагол и увидеть правильный ответ на вопрос «Что делает Президент?».
Ученик: А почему дети не могут участвовать в выборах Президента? Почему у нас нет такого права? Библиотекарь: Вспомните, ребята: пока вы были совсем маленькими, вы ничего себе не выбирали. Какой шарфик купили родители – такой и носили. Какую игрушку дали – с той и играли. Но чем старше вы становитесь, тем чаще выбираете то, что нравится именно вам. И, наконец, когда вы станете совсем взрослыми гражданами, то получите право участвовать в главных выборах – выборах Президента. Ведущий: Кроме прав, у граждан России есть и обязанности, которые тоже записаны в Конституции, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из нас есть права и обязанности. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно – гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей. Библиотекарь: Какие же обязанности у школьника? (Ответы детей) Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей
(взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы. Как вы думаете, Конституция ограничивает права и свободы граждан? Да, ограничивает. Конституция провозглашает права и свободы человека, но она же их и ограничивает. Главное понять: любые права и свободы другого – это ограничения твоих собственных прав и свобод. В Конституции сказано: «Каждый имеет право на жизнь». В Конституции сказано: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Это значит, что никто никого не имеет права мучить и унижать. Ведущий: Давайте вспомним пример из сказки про Незнайку. Незнайка имеет право заниматься творчеством, что он и делал – писал стихи, рисовал, играл на трубе. Но и остальные коротышки имеют право на отдых, поэтому нельзя нарушать общественный порядок, шуметь, мешать другим. И хотя когда Незнайка рисовал и стихи писал, никакого беспорядка не устраивал, но он забыл про право: «Никто не может умалять достоинство другого человека». Это значит, что никто не должен смеяться над другим человеком, издеваться, унижать и обижать его. А рисунки и стихи Незнайки были очень обидными для коротышек. Ведущий: Ребята, сегодня мы познакомились с основным законом нашей страны - Конституцией, с некоторыми правами и обязанностями граждан России. А сейчас давайте откроем сайт «Президент России – гражданам школьного возраста» и посмотрим, что там сказано о Конституции Российской Федерации.
|
|||
|