![]()
|
|||
ПАРСУНА - название произведений русской портретной живописи XVII - начала XVIII веков.
Актуальность данной работы заключается в том, что жизнь и деятельность Симона Ушакова является , без которой невчозможно представить культуру Петровского времени. Живя и работая в эпоху перехода от церковного искусства к искусству светскому, являясь одной из самых значительных фигур в , Симон Ушаков сам способствовал появлению жизнеподобия в доселе неводомом иконописи, придавшего ликам объём и эмоции, обратившись к искусству зарубежных мастеров, С. Ушаков является ключевых, одним из краеугольных камней, лёгших в основу нового для России – светского искусства. ПОДПИСИ. Его деятельность . интерес к русской иконе, единожды возникнув, никогда более не ослабевал. Напротив, количество публикаций исследований, посвящённых русской иконописи, год от года растёт, свидетельствуя об огромном интересе и значении иконы в русской культуре, .являясь одним из ярчайших воплощений русского духа, не только русским, но и мировым достоянием. Иконы Андрея Рублёва и Дионисия, Закономерным завершением пути, является тврчество симона Ушакова, словно подводящего итоги , и открывая новое искусство. СИМОН УШАКОВ(1626-16) Симон Ушаков – в миру Пимен Фёдорович Ушаков, является лицом Государев человек, и поэтому ему осталось много документов. Царский изограф. Подписи на иконах. Творчество Симона Ушакова, являющееся краеугольным камнем в новом изобразительном искусстве, ознаменовало переходный период в истории русского изобразительного искусства. Впервые в иконописном и светском творчестве обратившись к светскому искусству в иконописном изображении. Жизнь Симона Ушакова Подобно тому, как иконы андрея рублёва воплотили собой о единении русской земли, о грядущем возрождении, творчество Симона Ушакова, воплощением идей сподвижник Петра Объект исследования – русская культура 2-й половины XVII века. Предмет исследования – жизнь и деятельность Симона Ушакова.
Цель Задачи (названия глав) 1.Культуру и искусство 2.Творчество Симона 3.Преподавательская деятельность Симона В 1658 году иконописец Иосиф Владимиров посвятил Ушакову трактат «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу». Несколько раз они совместно работали над росписями церквей, много общались и дискутировали об искусстве. Владимиров поддерживал изменения, которые Ушаков вносил в существовавший иконописный стиль. В своем трактате он критиковал художников, которые подражали старым мастерам, копировали их стиль — использовали темные цвета для изображения ликов, не прорабатывали детали. На их иконах отсутствовал объем, лица выглядели одинаковыми. Владимиров писал: «В старописании многие обретаются неистовства от неискусных иконописцев». По мнению живописца, иконы должны были напоминать реальность, быть «живоподобными». Именно к этому стремился Симон Ушаков. Спустя два года, в 1659-м, Симон Ушаков совместно с художниками Яковом Казанцем и Гаврилой Кондратьевым создал икону «Благовещение с акафистом» для церкви Грузинской Божией Матери в Москве. Ушаков работал над лицами, живописец использовал естественные краски, тщательно прорисовал детали и добился реалистичного изображения. Другая работа Симона Ушакова этого периода — Владимирская икона Божией Матери 1662 года. Ее заказал игумен Московского Сретенского монастыря Дионисий. В ней Ушаков вновь попытался достичь «живоподобия». Искусствовед Екатерина Гладышева писала: «Несмотря на использование прориси, линия обводки ликов приобретает мягкость, в ней заметны типичные для рисунка художника неровность и неравномерность нажима кисти — видимо, мастер пытался передать ощущение живости, трепета формы». В 1664 году Симона Ушакова перевели на работу в Оружейную палату. В конце XVII века она считалась центром художественной жизни России. Здесь работали лучшие мастера того времени, которые изготавливали оружие, ювелирные изделия, церковную утварь, предметы быта для знати. Нередко они расписывали храмы, дворцы и поместья. Работы Ушакова стали образцом для других художников. Вокруг него начала формироваться школа иконописцев. Специально для своих воспитанников он написал одну из первых работ по теории живописи в русской истории — трактат «Слово к люботщательному иконного писания». В нем он призывал художников сосредоточиться на «прославлении Бога», заниматься церковной живописью. Кроме того, Ушаков утверждал, что иконы должны быть «зеркалом» реального мира — быть правдоподобными. Одним из первых он написал и об ответственности живописца перед обществом и церковью
В 1663 году Симон Ушаков создал одно из самых известных своих произведений — икону «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», или «Древо Государства Российского», для церкви Троицы в Никитниках. Большую часть работы занимает дерево, которое растет из Успенского собора. На его ветвях Ушаков изобразил портреты 20 московских святых, а в центре, в медальоне, образ Богоматери Владимирской. Художник уделил внимание лицам и позам святых. Особенно тщательно Ушаков проработал образы Алексея Михайловича и его супруги с детьми. Композиция, фон и портретное сходство героев с реальными прототипами на этом произведении оказались новыми для русской иконописи. Искусствоведы Софья Свердлова и Дмитрий Суховерков писали об этой работе иконописца: «В отличие от более ранних списков с Владимирской, выполнявшихся по единой прориси в меру и подобие, при создании «Древа» мастер не был связан с образцом и мог позволить себе более свободную трактовку образа, что видно не только по «вольности» рисунка, но и по новому принципу личного письма, уже никак не соотносимого с особенностями оригинала». В иконе Ушакова исследователи нашли и прославление русских правителей и святых. В идеологическом смысле эту икону можно рассматривать как «полемический трактат, вобравший в себя важнейшие публицистические идеи времени и служивший церковно-религиозным обоснованием политики царского правительства в период становления российского абсолютизма. Историк Людмила Сукина об иконе Симона Ушакова «Древо Государства Российского» В 1685 году Ушаков создал свое последнее произведение — икону «Тайная вечеря» для Успенского собора Троице-Сергиева монастыря. Через год, в июне 1686 года, он умер. Похоронили иконописца недалеко от Знаменского монастыря в Москве. За свою жизнь Симон Ушаков создал больше 50 икон, которые признаны памятниками культуры и искусства и выставляются сегодня в музеях России — Третьяковской галерее, Русском музее. Авторство части его икон спорно. Искусствоведы полагают, что над ними могли работать ученики живописца. К концу жизни у Ушакова было много подражателей. Среди его воспитанников — продолжатели традиций русского искусства XVII века: Василий Кузмин, Михаил Милютин, Афанасий Семено ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА (Оружничая палата, Оружейный приказ) - центральное государственное учреждение в России в XVI-XVIII веках, ведавшее изготовлением, покупкой и хранениемогнестрельногои холодногооружия, ювелирных изделий, произведений иконописи и живописи; один из старейших российских музеев (с 1806 года). Впервые упомянута в источниках в 1547 году. Располагалась в Московском Кремле, на Казённом дворе между Архангельским и Благовещенским соборами (в 1737 году здание сгорело, спасённые ценности перенесены в Теремной дворец). Возглавлялась первоначально оружничим (до начала XVII века и в 1647-1690 годах), затем, как правило, боярами и окольничими (последовательно князьями Б.А. Репниным, Г.Г. Пушкиным, Б.М. Хитрово, И.М. Языковым, П.В. Шереметевым, М.Т. Лихачёвым, Ф.А. Головиным и др.). Руководила приказами, которые после упразднения включались в её состав, - Бронным (действовал в последней трети XVI - начале XVII веков), Иконным (1621-1638 годы), Соборного дела (1642-1643, 1653-1654 годы), Ствольным (1647-1695 годы), Мушкетного дела (1653-1654 годы), а также Серебряной (1613-1700 годы) и Золотой (1633-1700 годы) палатами, занимавшимися изготовлением ценных предметов для царского и патриаршего дворов. В подчинении Оружейной палаты находились оружейные [в Бронной слободе Москвы, в слободах Тулы, Устюжны Железопольской (ныне город Устюжна), Серпухова и др.], ювелирные, иконописная, живописная, золотописная и др. мастерские. В разные годы при Оружейной палате состояли оружейники Г.Н. и А.Г. Вяткины, Н. Давыдов, И. Просвит, иконописцы и художники И.А. Безмин, И. Владимиров, К.И. Золотарёв, Ф.Е. Зубов, Н.Е. Павловец, С.Ф. Ушаков, гравёры Л.К. Бунин, А.Ф. Зубов, И.Ф. Зубов, ювелиры, серебряники и эмальеры Г.О. Овдокимов (Евдокимов), И. Попов, Д. Осипов и др., а также иностранные мастера (Г. Якуб, Д. Вухтерс, С. Лопуцкий, Б. Салтанов и др.) (всего около 40 штатных мастеров в 1610-е годы, свыше 450 в 1680-е годы). Оружейная палата организовывала работы по росписи, а также реставрации соборов Московского Кремля, Грановитой палаты, строений во многих монастырях и городах, по оформлению и благоустройству царских дворцов в сёлах Воробьёво, Измайлово и Коломенское близ Москвы (ныне все в черте города) и пр., с 1712 года - по изготовлению знамён для кавалерийских и пехотных полков. Обучала художественным ремёслам, иконописи и живописи. Контролировала клеймение изделий из драгоценных металлов (1651-1711 годы), изготавливала гербовую бумагу, ставя специальные клейма (с 1699 года), передавала её для продажи в Бурмистерскую палату (Ратушу), а с 1714 года - напрямую в губернии, получала гербовый сбор при оформлении сделок на этой бумаге (1699-1722 годы). Управляла Школой математических и навигацких наук (с 1701 года), способствовала подготовке Л.Ф. Магницким первого отечественного учебника по математике. Участвовала в организации в Москве торжественного празднования победы России в Северной войне 1700-1721 годов. Указом Сената от 24.8(4.9).1722 года функции Оружейной палаты по производству оружия переданы Военной коллегии, по клеймению гербовой бумаги - Мануфактур-коллегии, по получению гербового сбора - Штатс-конторе. Указом Верховного тайного совета от 23.12.1726(3.1.1727 года) Оружейная палата объединена с Мастерской палатой, передана в управление князя В.Ю. Одоевского наряду с Казённым приказом (смотри в статье Казна) и казной Конюшенного приказа. Подчинялась Сенату. Получала для хранения коронные ценности (например, императорские регалии Петра II в 1728 году), «курьёзные», золотые и серебряные вещи (с 1732 года), дорогие конские уборы (мундштуки, узды, сёдла) и ружья (с 1736 года), конфискованные ценные предметы (с 1738 года). В 1755 году советник Мануфактур-коллегии А.М. Аргамаков предложил проект музеефикации Оружейной палаты, предусматривавший строительство нового здания для открытия в нём публичного музея (сооружено в 1756-1764 годах рядом с Благовещенским собором по проекту архитектора Д.В. Ухтомского, однако в 1770-х годах снесено для возведения Кремлёвского дворца, который планировалось построить по проекту архитектора В.И. Баженова). Указом императора Александра I от 10(22).3. 1806 года по проекту главноуправляющего Экспедицией Кремлёвского строения П.С. Валуева Оружейная палата была преобразована в дворцовый императорский музей, для которого было построено новое здание на Сенатской площади (архитектор И.В. Еготов, 1806-1812 годы, не сохранился). С 1851 года и доныне музей располагается в здании у Боровицких ворот (1844-1851 годы, архитектор К.А. Тон), построенном в русско-византийском стиле и являющемся частью комплекса Большого Кремлёвского дворца. Хранит памятники декоративно-прикладного искусства и материальной культуры. На протяжении XIX-XX веков собрание Оружейной палаты пополнялось коллекциями П.Ф. Карабанова (1851), М.П. Погодина (1852), археологическими находками. В 1914 году, с началом 1-й мировой войны, в Оружейную палату перевезены коронные драгоценности Российской империи. После Октябрьской революции 1917 года в Оружейную палату передавались предметы из частных коллекций, монастырей и храмов, из Патриаршей ризницы и соборов Московского Кремля. В 1960 году Оружейная палата вошла в состав Музеев Московского Кремля. В коллекции Оружейной палаты находятся предметы русского, византийского, западноевропейского и ближневосточного искусства IV-XX веков, она включает в себя собрания оружия и доспехов, воинских трофеев, памятников воинской славы, государственные регалии, предметы парадного церемониала, светские и церковные одеяния и ткани (с XIV века), так называемые посольские дары, экипажи и конское убранство. Среди экспонатов: шапка Мономаха, троны первых царей династии Романовых (в том числе единственный в мире двойной трон), парадные кареты императрицы Екатерины II, ювелирные изделия Фаберже и др. С 1962 года действует филиал Оружейной палаты в Патриарших палатах Московского Кремля - Музей прикладного искусства и быта XVII века. С 1967 года на 1-м этаже Оружейной палаты находится постоянная выставка «Алмазный фонд». Дополнительная литература: Арсеньев Ю.В. Оружейный приказ при царе Михаиле Федоровиче. СПб., 1903; Богоявленский С.К. Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946; Оружейная палата. М., 1964; Михайловский Л.А. О деятельности белорусских мастеров в Оружейной палате Московского Кремля во второй половине XVII в. // Вопросы истории. Минск, 1968; Шмидт С.О. Первое упоминание об Оружейной палате и миниатюры Царственной книги // Московский Кремль. Музей. Материалы и исследования. М., 1976. Вып. 2; Молева Н.М. Первые русские живописцы-профессионалы (XVII в.) // Вопросы истории. 1982. № 3; Писарская Л.В., Мартынова М.В. Оружейная палата. 6-е изд. М., 1987; Павлович М.К. К изучению биографий мастеров Оружейной палаты XVIII в. // Генеалогические исследования. М., 1994; Павленко А.А. Живописное и иконописное дело в Оружейной палате во второй половине XVII в. // Новодевичий монастырь в русской культуре. М., 1998. © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) Литература · Левыкин А.К. Оружейная палата в XVI столетии // Московский Кремль. Музей. Материалы и исследования. М., 1998. Вып. 11 · Селезнева И.А. Золотая и Серебряная палаты. М., 2001 · Гончаренко В.С., Нарожная В. И. Оружейная палата: Путеводитель. 6-е изд. М., 201
РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 2-Й ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА ТОЧКА БИФУРКАЦИИ, ТОЧКА ПЕРЕЛОМА. НЕВОЗВРАТА Если для риторич искусства Феофан Прокопович, для театра Сумароков, для науки – Нартов???? и , для музыки - ???7, для литературы - ????, военного дела???Петр, Шувалов, то для изобразительного искусства Симон (Пимен) Фёдорович (1626-1686). Происхождение С. Ушакова родился в Москве,
ПАРСУНА - название произведений русской портретной живописи XVII - начала XVIII веков. Термин предложен в середине XIX века. И.М. Снегирёвым. До XVIII века для обозначения портрета использовалось слово «персона». Парсуны лишь условно передавали портретное сходство, по стилистическим особенностям были тесно связаны с иконописью: сохраняли идеальность и каноничность образов, статичность позы, плоскостное узорное письмо, наличие атрибутов и надписей, позволяющих идентифицировать изображённого. Большая часть парсун до начала XVIII века выполнялись на дереве в технике темперы. Персонажами парсун были цари, князья, военачальники (в том числе Ермак), дворяне, церковные иерархи (патриархи, епископы, римские папы). Сохранились надгробные парсуны: царя Фёдора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского (обе XVII век, ГИМ), двойная парсуна царей Михаила Фё- доровича и Алексея Михайловича (1678 год, художник Ф.Е. Зубов, ГИМ). Во 2-й половине XVII века развитие парсуны шло по двум направлениям. Первому было присуще ещё большее усиление иконного начала: черты реального персонажа как бы растворялись в идеальной схеме лика его святого патрона (парсуна царя Фёдора Алексеевича, 1686 год, предположительно художник Богдан Салтанов, ГИМ; тафтяной портрет патриарха Никона, 1682 год, предположительно иконописец И.А. Безмин, ГИМ). Представители второго направления, испытавшие влияние работавших в России иностранных художников, искусства Украины, Польши, Литвы и Нидерландов (в 1667-1668 годы в Москве работал голландец Даниил Вухтерс), постепенно усваивали приёмы западно-европейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм; вместе с тем сохранялись традиционная застылость поз, плоскостность письма и условность трактовки одеяний (парсуны: князя И.Б. Репнина, ГРМ; стольника Г.П. Годунова, 1686 год, Л.К. Нарышкина, 1690-е годы, стольника В.Ф. Люткина, 1697 год, все - ГИМ). Как правило, парсуны создавались живописцами Оружейной палаты - С.Ф. Ушаковым, Ф.Е. Зубовым, И. Максимовым, Богданом (Иваном) Салтановым, К.И. Золотарёвым, И.А. Безминым, Г.Н. Одольским (Адольским), И.П. Рефусицким, М.И. Чоглоковым и другими. Но большая часть парсун не подписана. Наиболее ранняя подписная и датированная парсуна - портрет патриарха Иоакима работы Золотарёва (1678, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, смотреть иллюстрацию к статье Иоаким). Среди редких работ иностранцев этого времени - групповой портрет патриарха Никона с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (начала 1660-х годов, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»). Написанные под влиянием европейского портрета масляными красками на холсте, иногда с натуры, многие парсуны допетровского (конные портреты царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, парсуна «Царь Алексей Михайлович в большом наряде», все - 1670-80-е годы, ГИМ) и петровского (портреты так называемой Преображенской серии, 1692 - начало 1720-х годов, Гатчинский дворец, ГРМ, ГТГ) времени показывают переход от парсуны к портрету европейского типа. В русской провинции черты парсунности сохраняются в портрете до начала XIX века (портрет епископа Вениамина Багрянского, художник М.А. Васильев, 1807 год, Художник музей, Иркутск). Иногда термин «Парсуна» распространяется на аналогичные явления в живописи Украины и Белоруссии. © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) Литература · Исследование и реставрация парсуны патриарха Никона. М., 2006 · Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2006 · Лаврентьев А. В., Шведова М.М., Корнюкова Л. А. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2004 · Черная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. М., 1999 · Портрет в русской живописи XVII – первой половины XIX в. / Авт.-сост. А. Б. Стерлигов. М., 1986 · Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII в. М., 1955
Августин (Никитин Д.Е.). Симон Ушаков – «царский изограф». М., 2001. · Ананьева Т.А. Симон Ушаков. Л., 1971. · Бекенева Н.Г. Симон Ушаков, 1626-1686. Л., 1984. · Копировский А.М. Изображение света в иконах Симона Ушакова // Страницы: Богословие. Культура. Образование. Т. 5. Вып. 3. М., 2000. · Копировский А.М. Иконы Симона Ушакова в храмах и музейных экспозициях Троице-Сергиевой лавры. СПб., 2013. · Липатова С.Н. Проблемы изучения наследия Симона Ушакова: историографический обзор. Ярославль, 2012. · Пуцко В.Г. Ранние иконы письма Симона Ушакова // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. № 1(59). Март/2015. · Саенкова Е.М. Симон Ушаков. Древо государства Московского: (похвала иконе «Богоматерь Владимирская»). М., 2015.
|
|||
|