|
|||
Урок 15. Мат «по линеечке»Урок 15. Мат «по линеечке» С термином мат по «линеечке» мы знакомились, когда ставили мат одинокому королю двумя ладьями или ферзем и ладьей. На этом уроке рассмотрим четыре примера такого мата. 1 2
Диаграмма 1. Для успешной игры в шахматы важно, чтобы руки не опережали голову! При первом взгляде на позицию хочется, конечно, забрать ладью – 1.Ф:f8? Но что это, забыли своего короля: 1… Фd1+! 2.Лg1 2.Фf3+, и белому королю не спрятаться от вечного шаха. Включив голову, мы можем увидеть простой линейный мат: 1.Фh4X. Диаграмма 2. Белый король зажат на первой горизонтали. После 1… Лс1+ у короля только одно отступление – 2.Крh2, но тогда еще один линейный шах 2… Лh8+ cтавит белых в безвыходное положение. 3 4
Диаграмма 3. В данной позиции оба короля в опасном положении, обоим грозит мат. Если бы ходили первыми черные, то следовал бы ход 1…. Лf1X. Но, ход за белыми. После 1.Ла8+ Ла7 2.Л:а7Х. Диаграмма 4.Классическая ситуация для линейного мата – пешки f7, g7 и h7 зажали короля на 8-й горизонтали. В таких случаях говорят, что у черного короля нет форточки. «Открыть форточку» означает двинуть пешку h7, ход g7 напоминает окно (открыть окно), а ход f7 – похож на дверь, но все это шахматисты называют форточкой. Но форточки нет, и белые, пожертвовав ферзя, добираются до неприятельского короля: 1.Ф:а8! Л:а8 2.Ле8+ Л:е8 3.Л:е8Х. Не помешает белым и ответ черных 1... Ф:е3 2.Ле8+ Л:е8(после 2… Фf8 3.Л:f8 Л:f8 4.Ле8 и черные много не протянут)3.Л:е8+ Фf8 4.Л:f8.
И теперь вашему вниманию 9 шахматных заданий: Гр.СОГ2 - №№ 1, 2; НП2 - №№ 2, 3, 4; НП3 - №№ 3, 4, 5, 6; УТ1 – 5, 6, 7, 8, 9. Как бы ты сыграл? №1 №2
№3 №4
№5 №6
№7 №8
№9
|
|||
|