Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЛАН-КОНСПЕКТ. ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ПОЛЕВЫХ СБОРАХ.. Ход занятия.



ПЛАН-КОНСПЕКТ

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ПОЛЕВЫХ СБОРАХ.

Занятие 15-16. Тактическая подготовка.  т.  3. «Солдат в обороне.  Солдат в наступлении».

 

Цели: – Ознакомить студентов с действиями солдата в обороне и наступлении;

– развивать умение студентов действовать в обороне и наступлении;

– воспитывать у студентов уверенность в своих силах при действиях в обороне и наступлении.

 

Учебные вопросы:1.Солдат в обороне.

2.Солдат в наступлении.

 

Время:90 минут.

 

Место:Кабинет НВП.

 

Метод:Рассказ, показ.

 

Учебный материал:1. Плакат «Действия солдата в обороне и наступлении»; 2. Учебник для 10 классов общеобразовательных школ «Начальная военная подготовка» под общей редакцией М.К. Алтынбаева, Алматы, «Мектеп», 2010 год, глава III, параграф 7,8, стр. 125 – 130.

 

Ход занятия.

Вводная часть (15 мин.).Построение взвода. Принятие доклада о готовности к занятию, осмотр внешнего вида (5 мин.). Контроль усвоения материала предыдущего занятия (10 мин.). Объявление темы и цели занятия.

 

Основная часть (70 мин.).Освещение учебных вопросов.

 

1 вопрос. Солдат в обороне.

Солдат в обороне действует в составе своего отделения. Основная задача его состоит в том, чтобы, умело используя свое оружие, мест­ность, окоп и траншею, а также инженерные заграждения, совместно с другими солдатами уничтожить как можно больше наступающей пехоты и танков противника, отразить их атаку и удержать зани­маемую отделением позицию. Солдат может оставить свое место в обороне только по приказу командира. В обороне каждый солдат должен знать, где находится противник и что он предпринимает, ориентиры, задачу отделения и взвода, где находятся соседние под­разделения и в каком направлении они ведут огонь, сигналы опове­щения и целеуказания, когда следует открывать огонь самостоятельно, а когда по команде командира, местонахождение командиров отделения и взвода.

 Получив от командира отделения задачу, солдат уясняет ее и располагается в указанном месте так, чтобы просматривалась впередилежащая местность и можно было вести прицельный огонь по противнику с дальних расстояний в указанном командиром направ­лении. Прежде чем приступить к рытью окопа, солдат из положения лежа изучает условия местности для наблюдения и ведения огня, затем роет окоп для стрельбы лежа. Если позволяет обстановка, он углубляет окоп для стрельбы с колена и стоя. Для стрельбы с колена окоп необ­ходимо углубить до 60 см (рис. 25), для стрельбы стоя — до 110 см (рис. 26).

 


 

Рис. 26. Одиночный окоп - для стрельбы стоя (размеры указаны в сантиметрах)

 

Еще в светлое время суток солдат подготавливает оружие к стрельбе ночью и приборы ночного видения. Для ведения огня из автомата ночью в бруствере вырезается желобок для того, чтобы положенный в него автомат был наведен в указанном направлении, и забиваются колышки-ограничители (деревянные рогатки) — по два у цевья и у приклада автомата. Положение автомата по высоте можно зафиксировать слоем дерна, доской с вырезами и пр.

Во время рытья и оборудования окопа и в ходе боя солдат непрерывно наблюдает за противником и местностью и обо всём замеченном докладывает командиру. При этом необходимо строго соблюдать маскировку, не подниматься высоко из окопа, передвигаться только по траншее и ходу сообщения, а если их нет, то для передвижения использовать скрытые пути.

До перехода в наступление противник обычно проводит огневую подготовку, а может нанести и ядерный удар. Заметив вспышку ядерного взрыва, необходимо немедленно лечь на дно окопа (траншеи) лицом вниз, а после прохождения ударной волны изготовиться к отражению атаки противника. С началом огневой подготовки против­ника солдат, если он не назначен наблюдателем, по команде (сигналу) командира укрывается в щели, блиндаже, оборудованных на позиции отделения и взвода, или на дне окопа (траншеи) в готовности быстро занять свое место для отражения атаки.

С переходом противника в атаку солдат немедленно изготавли­вается к бою. Огонь по атакующей пехоте противника он открывает по команде командира, а по мере приближения противника на дальность действительного огня своего оружия — самостоятельно.

Если к окопу приближается танк, солдат выжидает, когда он подойдет на расстояние 15—20 м, и, выбрав удобный момент, бросает противотанковую гранату под гусеницу танка. Если танк не подбит и подошел к окопу, солдат ложится на дно, а когда танк минует окоп, быстро вскакивает и бросает противотанковую гранату в наиболее уязвимую его часть. Подбив танк, солдат огнем из своего оружия уничтожает следующую за ним пехоту. Экипаж подбитого танка при попытке исправить гусеницу или покинуть машину уничтожается огнем из автомата.

Надо помнить, что вблизи, на расстоянии 25—30 м, танк не пред­ставляет большой опасности. Его экипаж не может вести прицельный огонь из пушки и пулемета на близкое расстояние. Стенки окопа после прохода танка не обваливаются.

С подходом пехоты противника к окопу на расстояние 30—40 м солдат забрасывает ее гранатами и уничтожает из своего оружия в упор. Если отдельным солдатам противника удается ворваться на передний край обороны, солдат уничтожает их огнем, гранатами, а также штыком или прикладом.

Пехоту противника, ворвавшуюся на позицию соседа, солдат уничтожает огнем во фланг и тыл. Для удобства ведения огня по обходящему противнику или атакующему с тыла он может занять запасной окоп или ячейку в проходе сообщения.

 

2 вопрос. Солдат в наступлении.

В наступательном бою солдат действует в составе отделения. Успех действий солдата во многом зависит от того, как он подготовится к наступлению.

По заданию командира солдат должен чётко представить себе объект атаки отделения и взвода и действия противника, направление наступления, порядок преодоления заграждений и выступления в атаку. Затем солдат проверяет исправность оружия и подготовлен­ность его к бою; наличие боеприпасов (при необходимости пополняет их запас); наличие и исправность индивидуальных средств защиты и снаряжения. При подготовке к наступлению ночью солдат, кроме того, изучает местность в направлении наступления, запоминает местные предметы, которые могут служить ему ориентирами ночью, и изучает направление движения по азимуту. Солдаты, имеющие автоматы и пулеметы с ночными прицелами, проверяют их. Для корректировки огня в темное время магазины снаряжаются дополнительно патронами с трассирующими пулями. Снаряжение подгоняется так, чтобы оно не стесняло движений и не производило шума.

Если наступление начинается из окопа или траншеи, т. е. из положения непосредственного соприкосновения с противником, солдат может подготовить себе приспособление для быстрого выскакивания. Для этого устраиваются ступеньки или углубления в передней крутости окопа (траншеи).

До начала атаки по мере необходимости солдат ведет огонь по про­тивнику. По команде (сигналу) «Приготовиться к атаке!» он дозаряжает оружие. Для этого необходимо присоединить снаряженный мага­зин, дозарядить отсоединенный магазин и уложить его в сумку. Затем солдат присоединяет к автомату штык-нож, устанавливает прицел «П» или «3», подготавливает к действию гранаты и закрепляет предметы снаряжения так, чтобы они не мешали движениям. После этого он ставит ногу на ступеньку и опирается руками о бруствер окопа, чтобы быть готовым быстро покинуть его. При этом наблюдение за противником не прекращается.

По команде «В атаку — вперед!» солдат быстро выскакивает из окопа (траншеи) и начинает передвигаться вперед бегом или ускоренным шагом, равняясь по передним и выдерживая в цепи установленный интервал. Чтобы не дать возможности противнику наблюдать за полем боя и вести прицельный огонь по наступающим, он одновременно ведет огонь по противнику.

Заметив вспышку ядерного взрыва, необходимо, используя складки местности и местные предметы, быстро лечь на землю лицом вниз, головой в сторону, противоположную взрыву (рис. 27). Этим можно уменьшить вероятность поражения ударной волной или совсем избежать его. Кроме того, следует поднять воротник верхней одежды и кисти рук сложить под голову, чтобы не повредить глаза. Сразу же после прохождения ударной волны надо немедленно подняться и продолжать выполнение боевой задачи.

Проходы в заграждениях перед передним краем обороны противника преодолеваются бегом в составе отделения и в порядке, указанном командиром. При этом требуются особая наблюда­тельность, быстрота передвижения, инициатива и решительность.

Приблизившись к траншее, занятой противником, на 25—30 м, солдат перекладывает оружие в левую руку и, не замедляя движения, бросает ручную гранату в траншею; затем стремительным броском с криком «ура» преодолевает оставшееся расстояние. Уцелевшего на переднем крае противника солдат, не спускаясь в траншею, уничтожает огнем, штыком или прикладом и, не останавливаясь, продвигается в глубину обороны врага.

Рис. 27. Действия на открытой местности при вспышке ядерного взрыва

Ведя бой в траншее по приказу командира, солдат умело применяет оружие, гранаты и приемы рукопашного боя. Продвигаться по траншее необходимо быстро. Прежде чем преодолеть изгиб траншеи или войти в блиндаж, надо бросить туда гранату, а затем открыть огонь. Проволочные заграждения (ежи, рогатки) необходимо выбросить из траншеи или подорвать гранатой.

В глубине обороны солдат, уничтожая противника огнем, стреми­тельно продвигается вперед, поддерживая тесное взаимодействие с другими солдатами. В зависимости от интенсивности огня противника и характера местности он использует различные способы продвижения. Попав под артиллерийско-минометный огонь, следует стремительным броском вперед выйти из зоны обстрела и продолжать наступление.

В ходе наступления солдат постоянно наблюдает за полем боя и о замеченном немедленно докладывает командиру. Обнаружив цели, он уничтожает их огнем, в первую очередь расчеты пулеметов, гранатометов, орудий и др. По приказу командира отделения или по собственной инициативе солдат трассирующими пулями указывает танкам цели, мешающие продвижению мотострелков. Солдаты под прикрытием огня сослуживцев обходят огневые средства противника (ПТУРС, пулемет, гранатомет и др.) и, атакуя во фланг и тыл, уничтожают их огнем и гранатами. Для обхода используются складки местности. В случае необходимости солдат-наблюдатель фланговым огнем оказывает помощь соседям. При встрече с танком противника необходимо, используя «мертвое» пространство, приблизиться к нему и поразить гранатой. В ходе Великой Отечественной войны наши отважные воины неоднократно вступали в поединок с огневыми средствами, и танками врага и выходили победителями.

 

Вступая в бой с наземным противником, солдат должен быть готов к ведению огня по его низколетящим самолетам и вертолетам. На открытой местности стрельба по ним ведется из положения лежа, с колена или стоя (рис. 28). В качестве упора используются имеющиеся поблизости местные предметы. Огонь по воздушным целям ведется с прицелом «3» или «П» заградительным и сопроводительным способами. Для стрельбы по самолетам и вертолетам применяются бронебойно­зажигательные и трассирующие пули.

Заграждения в глубине обороны противника солдат преодолевает по проходам. Проволочные заграждения преодолеваются с помощью подручных средств.

В результате применения противником оружия массового пора­жения на поле боя могут образоваться зараженные участки местности. Кроме того, отступающий противник, чтобы задержать наступающих, может специально создать на пути их продвижения участки, заражен­ные отравляющими веществами. Поэтому, наступая, необходимо быть внимательным, чтобы своевременно обнаружить такие участки и доложить о них командиру. Зараженные участки местности преодо­леваются тем способом, который указывает командир.

Если солдат заметил, что противник начал отходить, он должен немедленно доложить об этом командиру. Чтобы закрепиться на захваченном рубеже, солдат располагается в указанном ему месте, используя для укрытия и маскировки местные предметы. При отсутствии укрытий солдат самоокапывается и готовится к отражению контратаки противника.

 

Заключительная часть (5 мин.). Проверка усвоения материала:

1. Расскажите об основной задаче солдата в обороне.

2. Что должен знать солдат в обороне?

3. Какими способами уничтожаются танки и пехота противника?

4. Расскажите о действиях солдата при применении ядерного оружия и с началом огневой подготовки противника.

5.Что должен делать солдат после получения задания от командира?

6.Что проверяет солдат во время подготовки к бою?

7.Расскажите о действиях солдата по команде (сигналу) «Приготовиться к атаке!».

8.Расскажите о действиях солдата по команде «В атаку — вперед!».

9Расскажите о действиях солдата при вспышке ядерного взрыва.

10.Какими способами ведется огонь солдатом по низколетящим самолетам и вертолетам?

 

 Разбор занятия: достигнута ли цель, положительные и отрицательные стороны занятия, оценки.

                                                                                                                  

          Преподаватель НВП                        А. Ермоленко

                                                                                                                  

         

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.