Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход занятия



 

1. Дистанционные задания. Объединение «Милосердие»

Тема: «Тренинг психотехники актера»
Цель занятия: совершенствование психофизического аппарата воспитанников через тренинговые упражнения по системе К.С. Станиславского.
Задачи:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, образное мышление, быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнером, чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию.
- Обучать пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно, снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Воспитывать готовность к творчеству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Предварительная работа: знакомство с основными элементами психотехники актера по системе К.С. Станиславского, выполнение тренингов, направленных на развитие психофизических данных воспитанников, постановка пластического этюда с предметом (палка), знакомство с необходимыми теоретическими понятиями и театральной терминологией, связанной с методикой воспитания актера по системе Станиславского.

«Мало зажить искренним чувством, – пишет Станиславский, – надо уметь его выявить, воплотить. Для этого должен быть подготовлен и развит весь физический аппарат. Необходимо, чтобы он был до последней степени чуток и откликался на всякие подсознательные переживания и передавал все тонкости их, чтобы делать видимым и слышимым то, что переживает артист. Под физическим аппаратом мы подразумеваем хорошо поставленный голос, хорошо развитую интонацию, фразу, гибкое тело, выразительные движения, мимику». Речь идет, как будто, о внешнем сценическом самочувствии, разработка которого происходит в тренингах сценического движения, техники речи и т. д. Но вот Станиславский развивает эту мысль в другом месте. Он пишет о необходимости «сделать физический аппарат воплощения, то есть телесную природу артиста, тонким, гибким, точным, ярким, пластичным, как то капризное чувство и неуловимая жизнь духа роли, которые он призван выражать. Такой аппарат воплощения должен быть не только превосходно выработан, но и рабски подчинен внутренним приказам роли. Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновенного, бессознательного, инстинктивного рефлекса».
Актерский тренинг должен привести творческий аппарат ученика в соответствие с требованиями творческого процесса. Тренинг совершенствует пластичность нервной системы и помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизический инструмент актера, раскрыть все его природные возможности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить коэффициент полезного действия всех нужных из имеющихся возможностей, заглушить и ликвидировать ненужные и, наконец, создать недостающие, насколько это возможно. Это его основные задачи. (К.С. Станиславский)

                                

Ход занятия

Организационный этап
Инструмент актера - его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским «элементами творчества». Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии виртуозного владения всем спектром своих психофизических данных. К элементам актерского мастерства К.С. Станиславский относит элементы переживания и элементы воплощения.

Речь идет о следующих способностях:
внимание, воображение, творческое мышление, память, вера в предлагаемые обстоятельства, снятие зажимов, пластическая выразительность, дикция, действенное слово и др.
Тема нашего занятия: «Тренинг психотехники актера». Мы продолжаем работу по развитию основных элементов психофизического аппарата.

Основной этап

(Примечание: тренинги рассчитаны на работу в группе, поэтому необходима помощь других членов семьи)
Начинаем с тренинга внимания и развития чувства ритма. Первое упражнение «Ритм по кругу».
Одним участником задается ритм. Когда группа «поймала» единый ритм, нужно назвать в заданном ритме по принципу «снежного кома»:
название цвета;
животное;
фамилию поэта.

 Задается новый ритм: щелчок пальцами правой руки, левой, хлопок руками, хлопок по коленям). Упражнение «Японская машинка».

Одновременно со щелчком правой руки начинается упражнение, первый участник произносит свой номер "Ноль". На щелчок левой руки он называет номер следующего участника, который продолжает дальше. Например: "Ноль -два". Далее следует хлопок и удар ладонями по коленям (все молчат).
Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ошибками считаются: 1) сбой темпа, 2) неправильное называние своего номера; 3) неправильное называние номера партнера, 4) приглашение выбывшего участника.

 

Это упражнение, кроме внимания и чувства ритма, тренирует
умение работать с партнером.
Переходим к следующему упражнению «Ассоциации». Что такое ассоциация?
Это связь между понятиями, возникающая сиюминутно и спонтанно.

Создание ассоциаций - процесс творческий, но ничего сложного, а тем более невозможного, в нем нет. Прежде всего, давайте условимся, что есть несколько правил, которые нужно усвоить:
ассоциация должна быть интересна.
ассоциация должна быть необычна.
ассоциация должна быть максимально детализирована.

Один участник называет какой-либо предмет, кидает мяч другому по очереди, нужно называть ассоциации, какие вызывает этот предмет.

Переходим к тренингу пластической выразительности.

 Начинаем с упражнений на снятие физических зажимов. Сосредотачиваем внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Прошу напряжение сбросить, руку расслабить. Проделываем аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. Напрягаем все тело, руки поднять вверх. А теперь поочередно, начиная с шеи, сбрасываем напряжение: кисти рук, локти, плечи, шея, поясница. «Повисли» в положении – наклон вперед. Расслабили мышцы лица, челюсть. По хлопку – расслабляем тело полностью.
Хлопок
Из исходного положения (лежа) по хлопку «превращаемся в огонь».

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде «Огонь» начинаем интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником тренинга произвольно. По команде «Лед» все играющие застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

А теперь я прошу вас почувствовать свое тело в пространстве, прислушаться к себе и вообразить, что вы можете делать в такой позе, в которой вы «застыли» сейчас. Это упражнение называется «Оправдай позу».

 Переходим к упражнениям с элементами акробатики.
Вам необходимо выполнить на мате (ковре) кувырки вперед, назад, через препятствие, демонстрируя владение техникой.


Повторяем приемы сценических падений. Пожалуйста!
По хлопку одного из игроков (ведущего) вы поочередно выполняете падения на мате

Итак, мы знаем, что главное в драматическом театре – это слово. Как должен говорить актер со сцены? - Громко, четко и выразительно. Что такое дикция?- Степень отчетливости произношения.  А от чего зависит дикция? -От работы речевого аппарата, то есть от артикуляции. Начинаем речевую разминку с артикуляционной гимнастики. Упражнения: Тянем язык к носу и подбородку, Колющие движения языком вправо и влево; Круговые движения языком вправо и влево; Цокаем; Покусывание языка; Покусывание верхней и нижней губ; Трубочка – улыбка; Трубочка вправо-влево; Челюсть вправо-влево; Открываем широко рот с препятствием. Переходим к звукоряду: ы-э-а-о-у-ы К каждой гласной добавляем согласный звук, действенную задачу и жест. Б – отбиваем баскетбольный мяч; Т – забиваем гвоздь; ВЗ- сверлим дыру в стене; ТР – обрабатываем дерево рубанком; СК – играем с «попрыгунчиком»; Н – поем протяжно колыбельную; МЛ – подкидываем пушинки.  Переходим к дикционному тренингу. Участвуют двое. Встаньте, пожалуйста, напротив друг друга. Итак, предлагаемые обстоятельства: на базаре, возник спор и пр.( придумывапйте дополнительные обстоятельства или действенные задачи). Каждый игрок доказывает свою правоту с помощью скороговорок. Какой важный элемент системы Станиславского мы тренировали в процессе дикционного тренинга, помимо непосредственной работы над сценической речью? -Умение работать с партнером на сценической площадке.  И в завершении выполним упражнение, где соединяются навыки владения словом, действием и дыханием. Чтобы голос был в порядке, Проведем сейчас зарядку. Вправо, влево – поворот, А теперь – наоборот, А теперь прыжки на месте: Прыгну хоть сто раз, хоть двести На одной и на другой, Нет отдышки никакой! Прогибаюсь, наклонюсь, Поднимаюсь, улыбаюсь!

Подведение итогов Итак, наше занятие подошло к завершению. Мы сегодня хорошо поработали. Константин Сергеевич Станиславский заложил главные основы системы работы актера над собой. Все элементы «системы» являются, по существу, составными элементами сценического действия, которое не может быть осуществлено без участия творческого внимания, эмоциональной памяти, воображения, логичности и последовательности действий и чувств, мышечной свободы, пластичности, владения голосом и т.д. Постоянное совершенствование этих элементов предполагает регулярный тренинг, направленный на совершенствование актерской техники. Владение психофизикой позволяет актеру полноценно и профессионально работать на сцене вне зависимости от вдохновения, а вернее - входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда это необходимо; волевым усилием достигать правильного творческого самочувствия. Сегодня мы на еще одну ступеньку поднялись в совершенствовании своих актерских способностей. Литература: 1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства) 2. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства) 3. Станиславский, Константин Сергеевич (1863-1938). Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства: работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения / Константин Сергеевич Станиславский - Москва: ACT : АСТ

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.