|
|||
Ход занятияСтр 1 из 2Следующая ⇒
1. Дистанционные задания. Объединение «Милосердие» Тема: «Тренинг психотехники актера» Предварительная работа: знакомство с основными элементами психотехники актера по системе К.С. Станиславского, выполнение тренингов, направленных на развитие психофизических данных воспитанников, постановка пластического этюда с предметом (палка), знакомство с необходимыми теоретическими понятиями и театральной терминологией, связанной с методикой воспитания актера по системе Станиславского. «Мало зажить искренним чувством, – пишет Станиславский, – надо уметь его выявить, воплотить. Для этого должен быть подготовлен и развит весь физический аппарат. Необходимо, чтобы он был до последней степени чуток и откликался на всякие подсознательные переживания и передавал все тонкости их, чтобы делать видимым и слышимым то, что переживает артист. Под физическим аппаратом мы подразумеваем хорошо поставленный голос, хорошо развитую интонацию, фразу, гибкое тело, выразительные движения, мимику». Речь идет, как будто, о внешнем сценическом самочувствии, разработка которого происходит в тренингах сценического движения, техники речи и т. д. Но вот Станиславский развивает эту мысль в другом месте. Он пишет о необходимости «сделать физический аппарат воплощения, то есть телесную природу артиста, тонким, гибким, точным, ярким, пластичным, как то капризное чувство и неуловимая жизнь духа роли, которые он призван выражать. Такой аппарат воплощения должен быть не только превосходно выработан, но и рабски подчинен внутренним приказам роли. Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновенного, бессознательного, инстинктивного рефлекса».
Ход занятия Организационный этап Речь идет о следующих способностях: Основной этап (Примечание: тренинги рассчитаны на работу в группе, поэтому необходима помощь других членов семьи) Одновременно со щелчком правой руки начинается упражнение, первый участник произносит свой номер "Ноль". На щелчок левой руки он называет номер следующего участника, который продолжает дальше. Например: "Ноль -два". Далее следует хлопок и удар ладонями по коленям (все молчат).
Это упражнение, кроме внимания и чувства ритма, тренирует Создание ассоциаций - процесс творческий, но ничего сложного, а тем более невозможного, в нем нет. Прежде всего, давайте условимся, что есть несколько правил, которые нужно усвоить: Один участник называет какой-либо предмет, кидает мяч другому по очереди, нужно называть ассоциации, какие вызывает этот предмет. Переходим к тренингу пластической выразительности. Начинаем с упражнений на снятие физических зажимов. Сосредотачиваем внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Прошу напряжение сбросить, руку расслабить. Проделываем аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. Напрягаем все тело, руки поднять вверх. А теперь поочередно, начиная с шеи, сбрасываем напряжение: кисти рук, локти, плечи, шея, поясница. «Повисли» в положении – наклон вперед. Расслабили мышцы лица, челюсть. По хлопку – расслабляем тело полностью. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде «Огонь» начинаем интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником тренинга произвольно. По команде «Лед» все играющие застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. А теперь я прошу вас почувствовать свое тело в пространстве, прислушаться к себе и вообразить, что вы можете делать в такой позе, в которой вы «застыли» сейчас. Это упражнение называется «Оправдай позу». Переходим к упражнениям с элементами акробатики.
Итак, мы знаем, что главное в драматическом театре – это слово. Как должен говорить актер со сцены? - Громко, четко и выразительно. Что такое дикция?- Степень отчетливости произношения. А от чего зависит дикция? -От работы речевого аппарата, то есть от артикуляции. Начинаем речевую разминку с артикуляционной гимнастики. Упражнения: Тянем язык к носу и подбородку, Колющие движения языком вправо и влево; Круговые движения языком вправо и влево; Цокаем; Покусывание языка; Покусывание верхней и нижней губ; Трубочка – улыбка; Трубочка вправо-влево; Челюсть вправо-влево; Открываем широко рот с препятствием. Переходим к звукоряду: ы-э-а-о-у-ы К каждой гласной добавляем согласный звук, действенную задачу и жест. Б – отбиваем баскетбольный мяч; Т – забиваем гвоздь; ВЗ- сверлим дыру в стене; ТР – обрабатываем дерево рубанком; СК – играем с «попрыгунчиком»; Н – поем протяжно колыбельную; МЛ – подкидываем пушинки. Переходим к дикционному тренингу. Участвуют двое. Встаньте, пожалуйста, напротив друг друга. Итак, предлагаемые обстоятельства: на базаре, возник спор и пр.( придумывапйте дополнительные обстоятельства или действенные задачи). Каждый игрок доказывает свою правоту с помощью скороговорок. Какой важный элемент системы Станиславского мы тренировали в процессе дикционного тренинга, помимо непосредственной работы над сценической речью? -Умение работать с партнером на сценической площадке. И в завершении выполним упражнение, где соединяются навыки владения словом, действием и дыханием. Чтобы голос был в порядке, Проведем сейчас зарядку. Вправо, влево – поворот, А теперь – наоборот, А теперь прыжки на месте: Прыгну хоть сто раз, хоть двести На одной и на другой, Нет отдышки никакой! Прогибаюсь, наклонюсь, Поднимаюсь, улыбаюсь! Подведение итогов Итак, наше занятие подошло к завершению. Мы сегодня хорошо поработали. Константин Сергеевич Станиславский заложил главные основы системы работы актера над собой. Все элементы «системы» являются, по существу, составными элементами сценического действия, которое не может быть осуществлено без участия творческого внимания, эмоциональной памяти, воображения, логичности и последовательности действий и чувств, мышечной свободы, пластичности, владения голосом и т.д. Постоянное совершенствование этих элементов предполагает регулярный тренинг, направленный на совершенствование актерской техники. Владение психофизикой позволяет актеру полноценно и профессионально работать на сцене вне зависимости от вдохновения, а вернее - входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда это необходимо; волевым усилием достигать правильного творческого самочувствия. Сегодня мы на еще одну ступеньку поднялись в совершенствовании своих актерских способностей. Литература: 1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства) 2. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства) 3. Станиславский, Константин Сергеевич (1863-1938). Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства: работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения / Константин Сергеевич Станиславский - Москва: ACT : АСТ
|
|||
|