Заполните таблицу 5 по каждой дисциплине.
Таблица 5. Планируемые результаты учебной дисциплины Психология критерии их оценки
Должен уметь
| Критерии оценки
| Темы лабораторных работ, практических занятий
| Должен знать
| Критерии оценки
| Темы теоретической части обучения
|
- выделять необходимые источники
информации, собирать информацию и
использовать полученные знания в области психологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
| - анализ и сравнение содержания основных понятий психологии разных авторов;
- характеристика психологии как науки и обоснование ее места в ряду других наук;
- самостоятельная работа с психологической литературой;
| Составление таблицы: «Житейская и научная психология (признаки отличия и сходства)»
Составление глоссария и сравнение содержания основных психологических понятий .
Подбор и анализ схем по содержанию темы.
| - предмет и объект, цели, задачи, особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
отрасли психологии;
направления и школы психологии;
| - воспроизведение основных категорий, определений, этапов развития психологии как науки и обоснование связи психологии с педагогической наукой и практикой;
- понимание основных подходов и идей в разных психологических направлениях и школах;
| Психология как наука.
Предмет и объект, цели, задачи, особенности психологии как науки.
Этапы развития психологии как науки.
Отрасли психологии.
Связь психологии с педагогической наукой и практикой.
Подходы, направления и школы психологии.
|
- выявлять возрастные особенности воспитанников;
| - поиск, анализ и выбор рекомендаций для родителей по преодолению кризисных периодов детей раннего и дошкольного возраста;
| Анализ и выбор рекомендаций для родителей по преодолению кризисных периодов детей раннего и дошкольного возраста.
| - основные закономерности возрастного развития, возрастную периодизацию, стадии и кризисы развития;
| - понимание закономерностей возрастного развития;
- сравнение различных подходов к возрастной периодизации;
- анализ и оценка специфики кризисных периодов детей раннего и дошкольного возраста;
| Возрастная психология: предмет, проблемы.
Основные понятия и предмет возрастной психологии.
Возрастные периодизации. Периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. Стадии и кризисы развития.
Социальная ситуация развития. Новообразования возраста. Сенситивные периоды.
|
- осуществлять поиск и обор методов для определения индивидуальных особенностей детей;
- применять знания психологии при решении психолого-педагогических ситуаций;
| - поиск, анализ и выбор диагностических методик для определения обученности, воспитанности детей дошкольного возраста и по выявлению индивидуальных и профессиональных особенностей педагогов;
| Подбор и презентация диагностических методик по диагностике обученности, воспитанности детей дошкольного возраста.
Подбор и презентация диагностических методик по выявлению индивидуальных и профессиональных особенностей педагогов.
Овладение навыками решения конфликтных педагогических ситуаций.
| - закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
| - воспроизведение основных определений;
- понимание развития ребенка как субъекта образовательного процесса;
| Педагогическая психология: предмет, проблемы, методы.
Основные понятия и предмет педагогической психологии. Психологические основы обучения и воспитания: предмет, проблемы.
Психология труда педагога
|
- использовать методы психологии для определения индивидуальных особенностей детей;
| - поиск и выбор методов исследования для выявления индивидуальных особенностей ребенка раннего или дошкольного возраста;
| Составление плана изучения индивидуальных особенностей ребенка раннего или дошкольного возраста с перечислением методов исследования.
Составление таблицы с указанием достоинств и недостатков методов исследования.
| - методы психологии и их классификацию;
- особенности применения методов исследования при выявлении индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста;
| - перечисление методов психологии, знание классификации и особенностей их применения с детьми раннего и дошкольного возраста;
| Методы психологии и их классификация.
Характеристика методов психологии.
Специфика применения методов психологии в возрастной и педагогической психологии. Наблюдение. Методика организации наблюдений за детьми раннего и дошкольного возраста.
Эксперимент. Методика организации эксперимента.
Опросные методы. Беседа. Анкетирование. Особенности проведения беседы с дошкольниками.
Тесты, тестирование. Проективные тесты и их применение с дошкольниками.
Анализ продуктов деятельности.
Специфика применения методов исследования в возрастной психологии.
Специфика применения методов исследования в педагогической психологии.
|
выделять необходимые источники
информации, собирать информацию и
использовать полученные знания в области психологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
| анализ и сравнение содержания основных понятий разных авторов;
- - самостоятельная работа с психологической литературой;
| Семинарское занятие «Развитие психики животных и человека»
| - развитие психики;
- психика и сознание человека;
| - воспроизведение содержания основных понятий и обоснование роли сознания в жизни человека;
| Психика и ее развитие.
Мозг и психика. Функции психики.
Сознание как форма психического отражения.
Сознание и бессознательное.
Роль сознания в жизни человека.
|
- выявлять индивидуальные особенности развития психических познавательных процессов воспитанников;
| - поиск и выбор методики исследования конкретного познавательного процесса в соответствии возрастом ребенка;
| Презентация сообщения по развитию конкретного психического процесса у детей от года до 7 лет.
Анализ и выбор методик исследования познавательных процессов в соответствии с целью и возрастом ребенка.
| - познавательные процессы;
- ощущения, их виды закономерности, взаимодействие и развитие.
- восприятие, виды, свойства, индивидуальные особенности.
- память, виды, процессы, качества, представление, индивидуальные различия;
- мышление и речь, основные формы мышления, мыслительные операции и их формирование, виды мышления, качества ума;
-воображение, виды, механизмы, развитие воображения;
- внимание, виды, свойства;
- особенности развития познавательных процессов у детей от рождения до 7 лет;
| - перечисление познавательных процессов, их видов, свойств и взаимосвязи между ними;
- понимание индивидуальных различий и закономерностей развития познавательных процессов;
- описание механизмов развития личности;
| Познавательные процессы и их развитие.
Чувственная ступень познания. Ощущения, их виды закономерности, взаимодействие и развитие.
Восприятие, виды, свойства, индивидуальные особенности.
Рациональная ступень познания.
Память, виды, процессы, качества, представление, индивидуальные различия.
Мышление и речь, основные формы мышления, мыслительные операции и их формирование, виды мышления, качества ума.
Воображение, виды, механизмы, развитие воображения.
Внимание, виды, свойства.
Развитие познавательных процессов у детей от рождения до 7 лет.
Познание в младенчестве и раннем возрасте. Развитие познавательной сферы дошкольника.
|
- применять знания психологии при решении психолого-педагогических ситуаций;
- использовать методы психологии для определения индивидуальных особенностей детей;
- выявлять возрастные особенности воспитанников;
| - поиск и выбор оптимального решения и на основе определения проблемы, обоснование выбранного решения;
- поиск, анализ и выбор рекомендаций для родителей по развитию и воспитанию детей от раннего и дошкольного возраста;
| Подбор и анализ диагностических методик для выявления индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
Изучение карт нервно-психического развития детей раннего возраста.
Изучение психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста.
Решение психолого-педагогических ситуаций по проблеме развития личности детей раннего и дошкольного возраста.
Анализ и выбор рекомендаций для родителей по развитию и воспитанию детей от раннего и дошкольного возраста.
| - основы психологии личности (законы развития личности и проявления личностных свойств, характеристика структуры личности: направленность, способности, темперамент, характер, эмоции и чувства, воля, мотивация и их развитие);
- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
| - понимание законов развития личности;
- анализ различных подходов в отечественной и зарубежной психологии;
- описание
проявления личностных свойств;
- установление взаимосвязи между различными сторонами личности;
-
- воспроизведение основных понятий и понимание особенностей личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
| Общая характеристика личности. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
Закономерности, движущие силы, факторы и условия психического развития человека.
Характеристика структуры личности.
Направленность личности. Способности и их развитие. Темперамент, типы и свойства.
Характер, черты характера. Эмоции и чувства, отличия и взаимосвязь.
Воля, ступени волевого действия. Развитие воли.
Мотивация, мотивация и деятельность, мотивация и личность.
Предпосылки формирования личности в раннем детстве
Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
|
- выявлять индивидуально-типологические особенности воспитанников;
- проводить анализ деятельности;
| - поиск, выбор и апробация методики для определения индивидуально-типологические особенности воспитанников;
| Семинарское занятие: «Виды человеческой деятельности и их классификация. Умения, навыки, привычки».
Анализ и выбор диагностических методик для определения уровня развития различных видов деятельности детей дошкольного возраста.
| - личность и деятельность;
- характеристика и структура деятельности;
- ведущие виды деятельности;
- специфика учебной деятельности;
-профессиональная деятельность;
| - понимание роли деятельности в развитии личности;
- анализ и сравнение ведущих видов деятельности на разных возрастных этапах;
- оценка развития деятельности ребенка в соответствии с возрастом;
| Общая характеристика деятельности. Деятельность как способ существования.
Структура деятельности, уровни освоения. Основные виды деятельности.
Деятельность и психические процессы.Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
Деятельность в раннем и дошкольном возрасте.
|
- применять знания психологии при решении психолого-педагогических ситуаций;
| - поиск и выбор оптимального решения и на основе определения проблемы, обоснование выбранного решения;
| Семинарские занятия «Роль игры в психическом развитии детей раннего возраста».
Развитие и совершенствование игры в дошкольном возрасте».
Решение психолого-педагогических ситуаций по проблеме развития игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
| - основы психологии игры;
| воспроизведение основных понятий и понимание роли игры в развитии личности ребенка;
- сравнение и определение специфики игровой деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте;
| Основы психологии игры.
Развитие игры в раннем и дошкольном возрасте. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.
Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника.
|
- применять знания психологии при решении психолого-педагогических ситуаций;
- использовать методы психологии для определения индивидуальных особенностей детей;
| - поиск и выбор оптимального решения и на основе определения проблемы, обоснование выбранного решения;
- поиск, выбор и апробация методики для определения психологической готовности ребенка к обучению в школе;
| Решение психолого-педагогических ситуаций по проблеме развития учебной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Анализ и выбор диагностических методик для определения психологической готовности ребенка к обучению в школе.
| - теорию и технологии учета возрастных особенностей детей (возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании);
| - воспроизведение основных понятий;
- понимание психологических особенностей формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте;
- анализ и оценка методов обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста;
| Учебная деятельность и ее специфика в раннем и дошкольном возрасте.
Структура и содержание учебной деятельности.
Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся в обучении и воспитании.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Методики определения уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Профессиональная деятельность педагога.
|
- выявлять особенности межличностных отношений дошкольников;
| - поиск, выбор и апробация методики для определения межличностных отношений дошкольников;
| Анализ и выбор диагностических методик для определения межличностных отношений дошкольников.
Подбор и презентация диагностической методики для определения межличностных отношений дошкольников.
| - психологические аспекты социализации личности;
- особенности общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
| - воспроизведение основных понятий и понимание механизмов социализации;
- сравнение и определение специфики общения детей со взрослыми и сверстниками в раннем и дошкольном возрасте;
- понимание психологических аспектов развития детского коллектива;
| Психологические аспекты социализации личности, механизмы социализации. Сущность и содержание понятия социализация, виды и этапы социализации
Этапы формирования половой идентичности. Особенности общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте.
Понятие групповой динамики и ее механизмы.
Межличностные отношения в детской группе. Динамика вхождения в детскую группу: адаптация, индивидуализация, интеграция.
Руководство детскими группами и коллективами.
Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Усвоение правил и норм общения.
Метод социометрии.
|
- выявлять личностные особенности воспитанников;
| - поиск, анализ и выбор рекомендаций для родителей по по предупреждению и коррекции социальной дезадаптации;
- поиск, анализ и выбор рекомендаций для родителей по по предупреждению и коррекции девиантного поведения детей;
| Анализ и выбор рекомендаций для родителей по предупреждению и коррекции социальной дезадаптации.
Анализ и выбор рекомендаций для родителей по предупреждению и коррекции девиантного поведения.
| - понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также
основы их психодиагностики;
| - понимание сути процесса социальной дезадаптации и девиантного поведения;
- анализ причин и описание методов предупреждения и коррекции социальной дезадаптации и девиантного поведения;
| Понятие социальной дезадаптации, предупреждение и коррекция. Социальная дезориентация детей дошкольного возраста.
Взаимодействие с родителями по предупреждению и коррекции социальной дезадаптации.
Психологические основы девиантного поведения.
Типология и классификация девиантного поведения.
Психологические основы предупреждения и коррекции девиантного поведения.
Взаимодействие с родителями по предупреждению и коррекции девиантного поведения детей.
|
- использовать методы психологии для определения индивидуальных особенностей детей.
| поиск, выбор и апробация методики для определения творческих способностей детей дошкольного возраста.
| Анализ и выбор диагностических методик для определения творческих способностей детей дошкольного возраста.
Презентация диагностической методики выявления уровня развития воображений и творческой фантазии у детей в различных видах деятельности: художественной, игровой, конструктивной.
| - основы психологии творчества.
| воспроизведение основных понятий;
- понимание психологических особенностей творческой деятельности и влияние воспитания и обучения на проявление творческой активности ребенка;
- оценка роли педагога в развитии творческих способностей ребенка.
| Психология творчества как область психологических исследований творческой деятельности.
Объект, предмет и задачи психологии творчества.
Теория творческой деятельности. Признаки творческого процесса.
Психологические подходы к определению творчества.
Творческая личность. Одарённость и её природа.
Творческое мышление. Методы развития творческого мышления.
Одаренность, талант, гениальность как яркие, индивидуально-неповторимые черты творческой личности.
Развитие воображения у детей как путь формирования творческой личности.
Методы определения творческих способностей.
Влияние воспитания и обучения на проявление творческой активности ребенка.
Особенности педагогической деятельности с одарёнными детьми.
|