|
|||
Это относительный ответ на вопрос, как строится работа специалиста в аналитическом дискурсе.Это относительный ответ на вопрос, как строится работа специалиста в аналитическом дискурсе. Развернутый письменный анализ пациента сериал ,,Без свидетелей,, Семейная пара. Олег. Желаю вам приятного просмотра и вдумчивого анализа.
Содержание
1.Особенности первичной консультации данного пациента, предварительные гипотезы
2.Оценка неизменяемого
3.Оценка развития
4.Оценка защит
5. Оценка аффектов
6.Оценка идентификаций
7.Оценка паттернов отношений
8. Оценка самоуважения
9.Оценка убеждений
10.Итоговое заключение об успешности/неуспешности терапии с данным пациентом Гипотезы о причинах успешности/неуспешности
Литература.
1. Знакомство с героем- Олегом, начинается со сцены, в которой он активно осуществляет звонки по телефону, пытаясь , по всей видимости, отследить передвижения своей супруги. Но она не отвечает, тем самым, вызывая бурю эмоций: волнение, негодование, обиду, непонимание, агрессию. За пять минут он успевает проинформировать ещё несколько человек о своём волнении, так же вовлекая их в свою игру. ,, Ало сыночек привет- это я, как ты?! Через пару часиков. Скажи, а мама ушла? Её дома не было? Да она трубку не берет. Что ты там ешь?! По звуку на яблоко, не похоже, больше похоже на чипсы. Ясно. Я сейчас не могу говорить. Приду домой мы с тобой поговорим, что ты там ел, хорошо?,, В одном и том же диалоге Олег занимает абсолютно разные роли: получать отчёт, отчитываться. Олег звонит, задаёт вопросы- которые интересуют его в первую очередь, переносит тревогу на собеседника, пытаясь контролировать его, далее, завершая диалог он задаёт вопрос,, Хорошо?,, Хорошо – что ? Что когда ты вернёшься домой, ты будешь сомневаться в правдивости моих слов? За тем он вновь звонит супруге ,, Черт! Где тебя носит? Что вообще происходит?,, Олег демонстрирует отсутствие уверенности, доверия, возбужденность. На предложение присесть и подождать проявил агрессию и обвинил Татьяну- специалиста, в неудобном времени встречи. Снял ответственность. Но с кого с себя или своей супруги? Это была первая ситуация, в которой он демонстрирует альянс со своей супругой. ,,Торчит там до ночи на своей работе, Матвея- имя сына, вообще не видит,, На самом деле Олег хочет сказать меня совсем не видит, но не признается себе и окружающим в этом. Осуществляя звонки, поочерёдно, он получает ответ и стремительно выступает инициатором завершения разговора, лишая собеседника возможности отреагировать ситуацию. Отсутствие дипломатичности, уважения- некое поведение подростка, маленького расстроенного мальчика, как будто все вокруг знают больше, чем он, и по каким-то причинам, не ставят его в известность. Супруга Олега, так же моделирует поведение, которое даёт Олегу вести себя подобным образом- она ему подыгрывает. ,, Вы были у меня три раза и три раза опаздали,,- слова Татьяны. Чем больше он её контролиролирует- не доверяет, тем больше она бессознательно соответствует этому образу ( в этом прослеживаются особенности воспитания, так же психики супруги), и это превращается в замкнутый круг. По сюжету, консультация, не является первичной- это третья встреча. Они вместе проходят семейную терапию. Работа со специалистом является его инициативой, достаточно активной, как и многое другое , что прослеживается в его активном поведении. Навязчивость и активность, взволнованность- чувства, которые принадлежат герою на протяжении всех встреч, за исключением 3-х завершающих. Что нравится ему больше- контролировать или волноваться? Возможно и то и другое. Он чувствует себя подобным образом привычно. В беседе супруги сообщают, о решении работать в семейной терапии в связи с наступившей беременностью, но можно предположить, что это совокупность многих факторов: сын достиг определённого возраста, который откликается Олегу особыми воспоминаниями его детства, ревность, страх потери, утраты, одновременное желание и страх изменить ситуацию из-за неуверенности в собственных силах. Олег ревнует ко всем мужчинам, значимым в жизни супруги: врач, начальник. Олегу хочется также быть значимым в её жизни, но она:,, У меня ощущение, что в меня этого ребёнка затолкали,,- не принимает Олега, он понимает, что его усилия терпят провал, он выходит из себя, кричит о разводе. Для него решение избавиться от ребёнка равносильно разводу, разделению, хотя у них есть совместный ребёнок. ,,Ты хочешь со мной развестись?,, Их знакомство и первый совместный сексуальный опыт произошли, когда его супруга была в предыдущем браке. Это заметно обременяет Олега, невроз любовников, страх, что их постигнет та же учесть, что и их предшественников. В агрессивной принудительной форме Олег привлекает Татьяну- специалиста ответить: ,Да, я считаю вам надо делать аборт!,, Он демонстрирует некое сметение, разочарование, фрустрирует, обвиняет. Но ведь Татьяна не всемогуща. Гипотеза: Олег ведёт себя подобным образом, так как в семье, где он воспитывался был единственным ребёнком, его мать и отец были вместе и Олег со стороны отца чувствовал преграду. Мать не была для него доступна, игнорировала. С мнением Олега не считались, фрустрировали. Дефицит удовлетворения желаемого.
2. Олег воспитывался в полной семье. Его отец директор, значимая фигура. Мать- всегда считалась с мнением супруга и уважала его. Закончив школу не поступил в ВУЗ, увлёкся музыкой. Считает себя неудачником, считает своих друзей неудачниками. ,, Да если бы они разбирались в музыке, то не торговали дисками в ларьке,, Не любитель тусовок. Чаще проводит свободное время в одиночестве, ориентирован на внутренний локус. Курит травку в одиночестве- не нуждается в зрителях. Некий меланхолик, выдумывающий себе поводы и ситуации, чтобы была возможность манифестации холериком. Не признанный гений: пишет тексты , даёт концерты,, но не получает долгожданный успех, либо не видит успех, так, как во всем видит подвох, провал. Невозможно взять то, что ты не видишь, рассматривая через призму своих убеждений. Воспитывает сына, женат. Жена финансово успешнее, чем также вызывает недовольство. Жена в подчинении у вышестоящего руководителя-,, начальника,,. Олег имеет регулярные сексуальные отношения, физически здоров, привлекателен для супруги. Общается раз в месяц, раз в два месяца, с матерью. Можно предположить, что это психопатический тип с элементами, депрессивного, мазохистического конструкта. Расположен к циклотимии. В некоторых поведенческих особенностях прослеживаются элементы параноидального типа личности. Он использует агрессию и контроль, чтобы предотвратить, то, чего опасается. ,,Вы знаете что он мне сказал?! Что убьёт меня. А вы знаете где? Прямо на мне, я бы сказала во мне, он не слез с меня ещё и такое мне сказал,,
3. ,,С началом эдиповой фазы ребёнок уже в состояние понимать, что у двух других людей могут быть отношения, в которых ему не остаётся места. Фокус внимания ребёнка перетягивается и теперь его притягивают вопросы власти, отношений и идентичности. Он начинает интересоваться половыми различиями, представляя себе кастрацию, увечья или другие инфантильные теории. Этот ранний интерес разгорается когда дети сталкиваются с эдиповым треугольником. Детей занимает вопрос их происхождения , они строят замысловатые фантазии и завидуют сексуальной жизни родителей.,, Н. Маквильямс. Олег переносит отношения родителей в свою реальную жизнь. Его супруга становится для него матерью, отсутствие внимания- то, что не удавалось ему получить. ,,Она все время отдавала предпочтение моему отцу, ни разу поперёк ему не ответила,, - откровенничает Олег об отношениях родителей. Он рассмотрел это и в отношениях своей жены и её начальника-,, Она все время с ним, он лучше чем я,, ,,Как он на тебя смотрел? Как вы этим с ним занимались?,, Он все время фантазирует как бы это могло случится, у них, без его участия. 4. Если бы Олег успокоился,, если бы не пытался контролировать, ругаться, кричать, гневаться, как бы он выглядел? Наверное это была бы уравновешенная личность с ярко выраженной самостью, удачно пройденной стадией сепарации, расхваленный и приободрённый своим отцом и испытывающий гордость за свои успехи. На воображаемой картине можно увидеть отца плавно похлопывающего своего сына по правому плечу и нежная улыбка матери провожающая его в путь. Все получиться так же, естественно ,как первые шаги.. Отсутствие наставлений и нравоучений, сравнений. Но эта картина на которой Олег отсутствует, также, как и его родители. Они герои других иллюстраций. Контроль помогает скрыть тревогу. Агрессия, как средство обороны- мир не надёжен. Отсутствие доверия помогает сохранять контроль и подпитывать его значимость. Взволнован значит не безразличен. Защиты, применяемые Олегом: Первичные защиты( низшего порядка) - всемогущий контроль (,,Что ты там ешь? По звуку на яблоко, не похоже, больше похоже на чипсы.,, ,,Черт! Где тебя носит?,,,, Мы все решили,,) -отрицание (,,Может это и к лучшему,,) -проективная и интроективная идонтефикация (,,Надеюсь вы себя не чувствуете полной идиоткой?,, ,,Он с ним разговаривает, чувствуется граница, как будто не со своим внуком, а с соседским мальчишкой, не думаю, что он чувствует это,, ,,Спокойный расслабленный, не такой, как обычно,, ,,Отец заплакал, ну он хотел заплакать,,,,Что ты хочешь , чтобы я остался с вами?,, ,,Дети все чувствуют,,,, Если ты меня бросишь ,я тебя убью,, )То есть Олег чувствует, что умрет, если она его бросит.
Вторичные защитные механизмы (высшего порядка) -регрессия (,,Я не хочу, чтобы ты меня бросала, я не хочу тебя терять.Я прошу тебя не бросай меня,, ,,Можно попить?,,) Вода стояла рядом и Олег мог это сделать молча. -интеллектуализация (,,Мне разнести здесь все хочется к чертовой матери,, ,,Не собираюсь я её убивать, по крайней мере на этой неделе,, ,, Лена всю неделю пыталась достучаться до меня, её было жалко,, -рационализация (,, Спасибо Татьяна, было круто, если пойдёт так дальше, мы подадим на развод,, ,,Я бы с удовольствием, но жалко Татьяну, мы уже залили однажды этот диван кровью,, ,,Я на этой неделе чувствую себя хорошо, лучше чем весь этот месяц,, ,, Мне кажется, что терапия пошла нам на пользу,, ,, В целом хорошо, лучше чем я ожидал,,) -морализация (,, Да записывал, я хочу понять что с нами происходит,, ,,Я лучше на вокзале буду ночевать, чем у них что-то попрошу,, -поворот против себя (,,Такое ощущение, что я её просто не достоин, не достоин завести с ней ребёнка,, ,,Мне нравится, когда водит тетка, она водит лучше, чем я,,) -идентификация смещение (,,Это наша жизнь, а не этих уродов из дома два,, ,,как этот жиманный педик,,) -отреагирование во вне (,, я сел в машину и ехал, ехал и не заметил как очутился у дома своих родителей,, ,,Да, я снял квартиру недалеко,,) -сексуализация (,,Соскучились по мне?Хороший у вас район, вы вообще не похоже на человека , которому в голову приходят безумные идеи,,) -сублимация (,,Все что мы могли это трахаться и сражаться,,) 5.,,Пациенты заполняют наши кабинеты своими чувствами: они трогают нас, вдохновляют и разочаровывают нас, деморализуют и приводят нас в ярость, надоедают и развлекают нас, восхищают и удивляют. Они и плачут и смеются и злятся и трепещут от страха.,, Н. Маквильямс. ,,Это после того, как вы меня кастрировали?,,-озвучил Олег, когда Татьяне удалось воссоздать ситуацию, которая помогла ему раскрыться, пережить, отреагировать эмоции, глубоко зажатые вытесненные. Он проявил себя, как маленький , плачущий мальчик, слабость, которой он дал волю- ситуация, в которую он бы не попал в своём детстве, не дать отцу подумать о нем, как о слабаке. Плачешь- значит девчонка. Плач как элемент кастрации. Это проявление слабости стоило герою цену, которую ему меньше всего хотелось платить. После, Олег узнает, что супруга ему изменила , не приняла его слабость, и именно тогда, когда он был меньше всего похож на мужчину на которого может положиться женщина. 6. ,,Все встало на свои места, все как я хотел, как я переживал и беспокоился, Я слабый, ничтожный, моя супруга на пьедестале,, Мне до неё далеко, я ещё в начале своего пути, не достоин, ее начальник да он крут, и она хочет его больше, чем меня. Да все как я хотел, но я думал, что это причинит мне боль, но нет, боли нет, нет агрессии,, Мысли об измене доставляли больше эмоций, фантазии увлекали больше, чем свершившаяся реальность. Много раз Олег говорил от лица своего сына, что он хотел, что он думал. Олег идентифицировал себя с сыном. Он старался делать и действовать в своих интересах во благо сына, получается во благо себя самого, как было бы лучше для Олега, если бы он жил в теле Матвея. Он пытается кормить его правильной, полезной едой, которая хороша для Олега, но не хороша для Матвея. ,,Он вечно пытается запихнуть в себя всякую дрянь,, В этом прослеживается некий символизм. Еда, как энергия. Энергия имеет своё качество. Хочу наполнятся лишь качественной энергией. Плохая еда вызывает отторжение, неприятие, пренебрежение. Я ем плохую еду, я плохой. Я ем качественную еду-я качественный. Я хочу стать лучше, через то, что я ем. Я идентифицирую себя с сыном, я становлюсь лучше через качество еды , которую он потребляет. ,,Я люблю эту женщину, скажите на , что это похоже и я скажу люблю я её,, скорее всего герой знает с чем он сравнивает. Он вспоминает чувства к своей матери и знает, что любит её , не смотря на то, что она выбирала его отца, а не его. Он встретил женщину, которая так же, по его мнению, выбрала не его , а другого мужчину, изменив ему, но он не прекращает от этого меньше испытывать к ней чувства- они просто есть. Узнав об измене он возвращается в дом своих родителей- то место, где эта измена происходила постоянно, как норма, как жизнь с обоими родителями, которые живут вместе. 8. Узнав об измене Олег меняется: внешний вид, голос, манера разговора. Он перестал быть похож на маленького взбалмошного мальчика. Он как будто убедился в своём предчувствии, не ошибся в себе и это дало ему новый виток почувствовать себя, своё я.,,Я любил тебя,, фразу он направил жене, в ответ удивление. Хотел сказать любил, как умел. Тогда, когда ещё был маленьким мальчиком. Любил тебя, себя, уважал, ровно столько сколько мог и сколько мне позволяла ты. Если рассматривать любовь и уважение к себе через любовь и уважение к ближнему и наоборот. В доме своих родителей все по другому, отец и мать стали другими, он их почувствовал иначе. Он чувствовал уважение к себе через свою жену, он удивлён, что она с ним, и верит и не верит одновременно. ,,Вы видели какая она? Она такая даже дома,, Недостижимое уважение отца, которое ему сложно было достичь, - он с этой женщиной и это повышает его рейтинг. 9. С течением времени, попадая в определенные обстоятельства человек меняется, правильно происходящие обстоятельства доставляют правильные эмоции, неправильно происходящие обстоятельства несут не правильные эмоции. Можно рассматривать их с разных позиций, мировоззрений. Олег прошёл определённый жизненный этап. ,,Когда я был маленький, я хотел работать сбивальщиком ледышек с крыши, потому, что это был единственный человек, которого отец не критиковал.,, Олегу хотелось избежать критической оценки отца. Он думал, что если у него будет индивидуальность, приносящая благо, отец будет положительно о нем отзываться ,хвалить, не критиковать. Можно предположить- страх потерять супругу усиливал желание обладать ей ещё сильнее. И чтобы наверняка она была с ним -следующая беременность. Беременная женщина останется со мной, она зависима, ей можно управлять и контролировать. Бессознательные убеждения Олега: -над слабым, уязвлённым человеком можно иметь власть, он управляем и зависим; -считает себя недостойным того, что имеет, обесценивает себя, не склонен к соперничеству, так, как убеждён в своём проигрыше; -контролировать- значит уберечь себя от нежелательных событий, сюрпризов; -секс, как возможность доминирования, самоутверждения. Олег:,, по крайней мере я не женился на своей матери,,, он не находит повторений, сравнивая мать и свою супругу. В свою очередь Татьяна отслеживает повторения между супругой и отцом Олега. Свидетельство об отсутствии прохождения Эдипальной стадии( я буду как отец и встречу женщину, такую как моя мать), бессознательно воспринимает, я не такой, как мой отец и у меня не может быть такой женщины, как моя мать.
10.Терапию можно считать успешной если рассматривать её отдельно от семейной. Олег прошёл терапию. Он поэтапно переходил стадии от эдипального периода до посвящения в мужчины( слезы и просьбы, бессознательное отреагирование: Мама не уходи, не оставляй меня здесь одного, мне так плохо и одиноко без тебя. Измена, по мнению Олега, с более значимым самцом, чем он сам, как некий средневековый свадебный обряд, обряд примитивных народов, когда женщина принадлежит не только будущему супругу, но и главному самцу, предводителю, у кого лучше достаток и т. д. Он научился смотреть на события по другому, новый взгляд дал возможность освободиться от неврозов, но смена ситуации повлекла новые беспокойства. Терапию можно считать удачной , но не завершённой. Понятие успешности и не успешности размыто. Если предположить, что основной запрос это оставить ребёнка, помочь преодолеть трудности, похвалить, приободрить- то это не произошло. Если предположить, что в результате работы каждый получил, то что действительно хотел получить, пусть бессознательно- терапию можно считать успешной. Они не стали хорошими в глазах друг друга, значимых ими людей. В процессе работы он приобрёл себя себе. Его дело, работа пошли на лад. ,,Ты знаешь они захотели купить пару моих песен.,,
1.Н. Маквильямс ,,Формирование психоаналитического случая,, 2.Н. Маквильямс ,, Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе,,
|
|||
|