Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Курсовая работа



 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Педагогический институт

Факультет общего и профессионального образования

Кафедра теории и методики технологии и профессионального образования

Направление 44.04.04 Педагогическое образование

Магистерская программа «Консалтинг в системе профессионального образования»

 

Курсовая работа

 

на тему: «Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии обучающимися физико-математического направления»

 

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

_________________ С.Ю. Лаврентьев

Выполнила:

Студентка ФОиПО о/о ПФ-17

__________________ Е.Н. Сергеева

 

Йошкар-Ола

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Проблема выбора профессии…………………………………………………6

1.1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества…………………………………………………………………………..6

1.2 Мотивы и этапы выбора профессии......…………………………………….12

2. Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии обучающимися физико-математического направления……………………….19

2.1 Психологические особенности обучающихся на физико-математическом направлении……………………………………………………………………...19

2.2 Значение профориентационного консультирования в образовательных учреждениях……………………………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников и  литературы…………………………..34

 

Введение

 

В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики. Профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за этот фронт социально-педагогической работы. Сегодня назрела необходимость поставить остро вопрос о внедрении таких специалистов в образовательные учреждения.

Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований говорят о том, что только комплексный подход к решению трудового самоопределения молодежи будет способствовать успеху профориентационной деятельности. Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и возможностей. Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема [21, с. 85]. Профориентация должна содействовать рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства страны в кадрах определенных профессий. К тому же, современный мир, с его интенсивным ритмом развития, отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями. Карьерный рост у таких людей развивается более быстро, а заработок приносит удовлетворение.

Сложившаяся на сегодняшний день экономическая и политическая обстановка предъявляет все возрастающие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения в корне изменили характер и цели труда: возрастает его интенсивность, растет напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Актуальность исследования заключается в том, что осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования, направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям актуальна в современных условиях, характеризующихся бурными изменениями в социально-экономической жизни общества.

Цель работы - изучение влияния профессионального консультирования на выбор профессии обучающимися физико-математического направления.

Объект - процесс профессионального консультирования.

Предмет – условия выбора профессии обучающимися физико-математического направления.

Гипотеза. Предполагается, что профориентационное консультирование должно учитывать профессиональную направленность личности, мотивы выбора профессии, а также психологические особенности обучающихся на физико-математическом направлении.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать профессиональную ориентацию как социально-экономическую потребность общества;

2. Описать мотивы и этапы выбора профессии;

3. Проанализировать психологические особенности обучающихся на физико-математическом направлении;

4. Рассмотреть значение профориентационного консультирования в образовательных учреждениях.

Методологическая основа исследования - личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (А.Е. Гломштог [4], Л.А. Йовайши [12], И.С. Кон [14]); системный подход в решении проблемы профориентации (В.С. Ендальцев [7], Е.А. Климов [13]).

 

 

1. Проблема влияния профориентационного консультирования на выбор профессии

1.1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества

 

Слово «профессия» в переводе с латинского языка означает официально указанное занятие, специальность. Профессия - это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека опредёлённой подготовки и соответствующих качеств личности.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду - извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике. Первоначальное разделение труда (половое и возрастное) носило естественный характер. В дальнейшем оно в совокупности с действием других факторов, например, ростом имущественного неравенства, привело к возникновению классов, противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Одним из лидеров «воспитательной» концепции в профориентации является А.Е. Гломштог [4, c.75]. Правильная критика представлений о неизменности и наследственной обусловленности профпригодности человека, постановка вопросов о компенсаторных и резервных механизмах, о принципиальной возможности человека овладеть широким кругом разнообразных профессий, о формируемости профпригодности в процессе выполнения моделируемой в профессиональном обучении и реальной профессиональной деятельности, безусловно, ставят его работы в разряд прогрессивных. Высокая оценка этих работ объясняется также тем, что в связи с постановкой акцента на процессе формирования, воспитания и развития само понятие «выбор профессии» приобрело процессуальный смысл: возникло понятие «профессиональное самоопределение», которое описывало процесс подготовки личности к осознанному выбору профессии в течение длительного времени школьного обучения.

Однако для теоретического обоснования предложений по разработке методов профессионального самоопределения школьников выбирается только одна сторона процесса - сторона педагогического воздействия на личность молодого человека. Предполагается, что если само воздействие организовано правильно, то его результат (профориентация подростков и юношей) обеспечен. В рассматриваемых работах, по сути дела, не ставятся вопросы о том, как действительно проявляет свою активность сам учащийся, в тех или иных профориентационных мероприятиях. Не изучаются формы реальной активности личности в процессе профессионального самоопределения и выбора профессии. Такое положение дел является следствием того, что в первую очередь рассматриваются педагогический план работы и, разумеется, - педагог, воспитатель. Молодой человек, его место и его роль, по существу, отсутствуют. Не определяется его собственное отношение к воспитательным профориентационным воздействиям [8, c.36].

В решении проблемы профессионального самоопределения личности, по нашему мнению, дальше продвинулся литовский исследователь Л.А. Йовайша. Он занимается в основном двумя проблемами: разработкой оптимальной структуры профориентации, органично включающейся в учебно-воспитательный процесс, и исследованием теоретических и организационно-методических вопросов профконсультирования. По существу, его работы затрагивают проблемы, находящиеся на стыке педагогики и педагогической психологии, но разработка предложений по их решению происходит в основном в педагогическом плане.

Л.А. Йовайши акцент делает на необходимости активности самого школьника - он подчеркивает важность формирования его самопознания: «самопознание и знание выбираемой профессии - основа правильного выбора профессии» [12, c.85]. Не раскрывая процесса самопознания с его психологической стороны, автор подробно останавливается на формах организации таких профориентационных мероприятий, которые его формируют. Л.А. Йовайши подчеркивает важность того, какую позицию занимает сам школьник в процессе принятия решения о своем профессиональном будущем, являясь субъектом выбора профессии. Со стороны общества планируется только действенная помощь ему в том, чтобы стимулировать развитие в его личности субъективного начала [12, c.91].

В соответствии с таким пониманием роли молодого человека в процессе правильного выбора профессии автор пользуется понятием «профессиональный опыт», хотя не обозначает его содержание и подчеркивает важное значение профессионального опыта в выборе профессии. Кроме того, в работах неоднократно высказывается мысль о необходимости самопознания и самовоспитания юношей и девушек для осуществления ими правильного профессионального самоопределения. В методической части работ Л.А. Йовайши эта идея находит воплощение в том, что одним из самых важных компонентов в системе профориентации он называет компонент «профессиональной активизации» и разрабатывает педагогический аспект этого вопроса. Профессиональная активизация - это «процесс включения подростков и юношей в профессионально важную деятельность и формирование в ходе ее профессиональной направленности», а также обогащение профессионального опыта [12, c.105].

При организации различных форм профессиональной ориентации автор выдвигает ряд требований. Во-первых, необходимо обязательно учитывать интересы и склонности юношей и девушек. Во-вторых, для того чтобы их участие в практической работе действительно влияло на выбор профессии, необходимо, чтобы они осмысленно относились к своему труду, обобщая и оценивая результаты собственной деятельности. В-третьих, педагог должен поддерживать у молодых людей активное отношение к практической деятельности.

Сторонником идеи профессиональной активизации является В.Ф. Сахаров, по результатам собственных исследований и анализа литературных данных он устанавливает, что у большинства юношей и девушек преобладает пассивное, созерцательное отношение к решению проблемы выбора профессии. В связи с этим основную задачу профориентации он видит в том, чтобы превратить ее в «процесс управления жизненным самоопределением молодых людей».

Рассмотренное Н.В. Самоукиной содержание профессиональной активизации сходно с пониманием этого термина у Л.А. Йовайши - это организация различных видов практической деятельности, моделирующей разнообразные формы профессионального труда взрослых с целью «предоставления каждому молодому человеку возможностей для пробы сил, проверки своих склонностей и способностей в практической работе» [25, c.75]. Н.В. Самоукина признает за воспитанником право на проявление собственной активности в процессе воспитания. Логично поэтому и то, что он последовательно ставит в своей работе такие проблемы: проблему развития самостоятельности молодых людей, определяет ее психолого-педагогическое содержание, предлагает методы формирования этого качества, пишет о необходимости перехода процесса воспитания к самовоспитанию, ставит вопрос о взаимосвязи диагностики и самовоспитания. Реализуя отношение к юноше как субъекту профессионального самоопределения, Н.В. Самоукина выделяет такой критерий эффективной профориентационной работы, как «нахождение каждым человеком личного счастья в труде, своего признания» [25, c.96].

К.А. Чебанов, В.А. Бурляева, Н.С. Гончарова посвящают свое исследование разработке различных форм профориентации молодых людей с целью формирования у них профессиональной направленности. Вопрос об активизации их познавательной деятельности ставится на первый план. Он считает, что в основе активности, проявляемой юношами и девушками в процессе познавательной деятельности, лежат мотивы выбора будущей профессии или области труда [28, с.116].

Высокий уровень методологического и теоретического обоснования своих взглядов характерен для исследований В.П. Парамзина [21, с.197]. В.П. Парамзин поставил проблему активности личности в профессиональном самоопределении, основываясь на положении М.К. Измайлова о совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия  [11, c.32]. Причем эта активность не есть активность избирательного реагирования на внешние воздействия, и она не сводится к простой их интериоризации. Эта активность есть переработка и систематизация внешних воздействий на человека и возникновение в этих процессах новых содержаний. Поэтому активность внутреннего мира человека как бы порождает новые содержания, «которые выходят за пределы окружающих условий, преодолевают их». Рассуждая о принципе внешней детерминации психических явлений, утвержденном в психологии, В.П. Парамзин определяет, что существуют процессы вторичной детерминации, которые он связывает с процессами саморегуляции. Таким образом, по В.П. Парамзину, активность личности проявляется прежде всего в процессах саморегуляции личностью собственной психической деятельности.

В.П. Парамзин так же, как многие исследователи до него, предлагает решение задачи активизации молодых людей в профессиональном самоопределении через организацию их активной пробы сил в процессе практической деятельности [21, с.206].

И.В. Журавлев считает, что еще до окончания школы и выбора профессии следует организовывать различные виды трудовой или спортивной деятельности, участие в которых поможет молодым людям преодолеть названные выше противоречия, а также часто сможет явиться основным фактором выбора этой деятельности в качестве своей будущей профессии [8, c.47].

Социальная важность профориентации требует, в свою очередь, комплексного подхода к решению проблем, связанных с её практической реализацией, тесного взаимодействия социально-экономических и психолого-педагогических направлений этой работы. Социально-экономическое направление данной проблемы включает знакомство школьников с общей системой народного хозяйства нашей страны, его ведущими отраслями и потребностями в рабочих кадрах, изучение демографической структуры трудовых ресурсов, социального престижа отдельных профессий и специальностей, перспективы профессионального роста и т.п.

Суть психолого-педагогического подхода к решению задач профориентации молодёжи заключается, во-первых, в том, что каждый человек имеет свои, характерные лишь для него, психофизиологические особенности: направленность, темперамент, память, внимание, анатомо-физиологические возможности и т.д. Во-вторых, выбор профессии связан с социально-нравственным состоянием человека в будущем [1, с.17].

Организация профессионального просвещения и воспитания учащихся, формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов, соответствующих психофизиологическим особенностям личности, своевременное выявление и развитие профессиональных наклонностей составляют педагогическую направленность данной проблемы.

В настоящее время при организации всей профориентационной работы с учащимися принято различать два основных её аспекта - диагностический и воспитательный, отличающиеся друг от друга по целям, содержанию работы, её методам и формам проведения.

1. Методы наблюдения, анкетирования, беседа анализ школьной документации, результатов творческой деятельности, медицинское обследование, тестирование.

2. Привитие любви к труду и уважения к людям труда, ознакомление с основными отраслями народного хозяйства, формирование трудовых навыков и умений, воспитание глубокого и устойчивого профессионального интереса с учётом потребности страны в кадрах: экскурсии, беседы, диспуты, сборы, собрания, устные журналы, вечера и т.п. [12, с.29].

Рассмотрев в общих чертах развитие теоретических и научных основ профориентации, общественно-политическую, социальную и экономическую значимость данной проблемы для государства и общества, можно прийти к выводу о том, что организация профориентационной работы должна соответствовать психофизиологическим особенностям личности и что выявление и развитие профессиональных наклонностей должно быть грамотным и своевременным.

 

 

1.2 Мотивы и этапы выбора профессии

 

Важнейший фактор, определяющий мотивацию человека, особенно на завершающем этапе и развития - познавательная активность субъекта по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей.

Г.Крайг отмечает: «Побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит её удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности. Внешние объекты могут стимулировать активность человека лишь потому, что они отвечают имеющейся у него потребности или способны актуализировать ту которую они удовлетворяли в предшествующем опыте человека. В связи с этим изменением объектов, в которых воплощаются потребности, не составляет содержание развития потребностей, а является лишь показателем этого развития» [16, с.155].

Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям и выполнения действия. Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет [15, с.29].

Для подростка выбор профессии - в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет. [9, с.146]

Профессиональное самоопределение сегодня - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения.

Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени. (Социологический подход исходит из запросов общества).

Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда - с другой. (Социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности).

В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. (Дифференциально-психологический подход, исходящий из свойств личности).

И.С. Кон отмечает: «В возрастной психологии профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует.

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, выявление способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь подкрепляет интерес.

Четвёртый этап - практическое принятие решения, собственный выбор профессии., включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности» [14, c.48].

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. [7, с.134]

Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. С.В.Кривцова пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт - сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. [17, с.79]

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учёбу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками. [23, c.619].

Существенные факторы профессионального самоопределения - возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Здесь существует две опасности:

1. Затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов;

2. Попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима, которые ведут к росту тревожности, негативистскому отказу от всякого самоопределения, нежеланию вообще что-либо выбирать, уходу в разного рода хобби» [26, с.151]

Ситуация выбора предмета будущей деятельности благоприятна для педагогического вмешательства уже потому, что позволяет предположить подростку занятия, в скрытом виде содержащие будущую деятельность по выбору профессии. Поэтому интересным представляется рассмотрение процесса выбора предмета будущей деятельности.

а) Первый этап выбора предмета будущей деятельности - наиболее ответственный момент. Новая форма деятельности обогащается соответствующими действиями и целями, внутри неё совершаются различные психические процессы - наступает период устойчивого равновесия. Мотивационный комплекс формирующейся профессиональной деятельности пока отсутствует. [26, с.95]

Выбор предмета будущей деятельности является, в сущности, внутренней целью личности, и с этой точки зрения его содержание полностью никогда не совпадает с реальным содержанием будущей деятельности, ни с её целями, средствами и условиями развёртывания, ни с мотивами, преобразующимися в ходе этого развертывания. Содержание предмета как цели будущей деятельности не соответствует и поведению субъекта после выбора, поскольку механизм обратной связи корректирует это поведение в соответствии с фактическим положением вещей. Выбор предмета будущей деятельности - это проявление психической активности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Выбор не должен быть навязан, иначе предмет перестанет быть мотивообразующим, а деятельность - деятельностью. Выбор предмета будущей деятельности может быть основан только на реальном решении личности, принятом добровольно [26, с.97]

б) На втором этапе первичного мотивообразования происходит преобразование потребности в качество новое состояние - она опредмечивается, становится мотивом деятельности. Этот мотив выполняет в отношении деятельности двойную функцию: побуждает и направляет её. Однако мотив действует не сам по себе. Раз возникнув, он включается в разноуровневую систему мотивационного профиля личности. Вместе с побуждаемой им деятельностью. В начале новой деятельности обобщённый опыт прошлого имеет ведущее значение, определяя характер поведения субъекта. На этом этапе развития деятельности происходит единоборство двух встречных влияний: обобщённого прошлого опыта и опыта актуального, корректирующего обобщение на основе возникшей ситуации. Необходимый перевес достигается «педагогическим манёвром», психологическая сущность которого состоит в поддержке основного мотива деятельности другими потребностями подростка: в самоутверждении, в самореализации, в самостоятельности и т.п. [26, с.98]

в) На третьем этапе преобладает групповая мотивация, которая характеризуется формированием высокого уровня делового сотрудничества, отношений доверия, требовательности каждого, уверенности в способности группы самостоятельно решать поставленные задачи. Для достижения целей группы необходимо интенсивное развитие самоуправления, различных форм самоорганизации, что и составляет одну из характерных особенностей данного этапа. Мотивационная структура деятельности на этом этапе характеризуется большой значимостью мотивов общественных и индивидуальных по сравнению с мотивом ориентации на группу сверстников. [26, с.99]

г) Высший, четвёртый, этап развития деятельности -- этап выраженной коллективистической мотивации. Отличительной особенностью личности, находящейся на этом этапе, становится устойчивое целеполагания по отношению к внешним влияниям. Операционно целевая структура деятельности данного этапа отличается высокой тенденцией к самореализации, ростом числа ситуационных лидеров, высоким операционально-техническим мастерством многих её участников, способностью рядовых членов группы к целенаправленной деятельности вне групповой поддержки. Качественное развитие деятельности достигает на данном этапе своего пика, но не заканчивается на этом, в перспективе открываются новый коллектив, возникший в прежней деятельности является только основой. [26, с.101]

Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого - выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению.

Таким образом, стремление достичь большего успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворённости собой и самоодобрения. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворённости собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности.

Вывод по главе

В психолого-педагогических работах проблема профориентации личности не выступает самостоятельной проблемой исследования. Эта проблема теснейшим образом связывается с проблемой изучения развития молодого человека как субъекта деятельности собственного развития. В педагогических работах проводится обоснование необходимости стимулировать самостоятельность молодых людей. Ставится задача формирования у них качеств осознанности, обдуманности и ответственности в процессе принятия решения о выборе будущей профессии.

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети продолжат учёбу после школы. Стремление достичь большего успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. В юношеском возрасте очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности.

2. Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии обучающимися физико-математического направления

2.1 Развитие физико-математических способностей учащихся

 

Дисциплина «Математика» входит в базовую часть естественнонаучного цикла подготовки. Целью данной дисциплины является освоение методов сбора, обработки и представления математической информации. Особенностями содержания данного предмета являются большие объёмы, высокая трудоёмкость, сложность усвоения. Результат обучения зависит от качества работы преподавателя и студентов, изучающих данную дисциплину [18, с.50]. Составной частью профессиональной деятельности преподавателя в процессе обучения математике является воспитание учащихся, формирование их мотивационной сферы. Результат обучения зависит от наличия интеллектуальных способностей и их развития в ходе изучения математики.

Согласно данным современной психологии, ни одна психическая особенность человека, в отличие от анатомических или физиологических его особенностей, не дана от рождения. Способности, в том числе и физико-математические, как индивидуально-психологические особенности, являются условием успешного осуществления деятельности, формируются и развиваются в процессе жизни и соответствующей деятельности человека.

Задатки творческих способностей ученого – физика-математика – имеются не у всех людей, задатки обычных математико-физических способностей, способностей к успешному усвоению и применению физики-математики имеются у всех детей. Способности к изучению физики-математики — это те индивидуально-психологические особенности умственной деятельности школьника, которые обусловливают успешное овладение физикой-математикой как учебным предметом, относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики.

Одним из решающих условий успешного овладения физикой-математикой является активное положительное отношение школьника к физике-математике, интерес к ней, склонность заниматься ею, переходящее в ряде случаев в страстную увлеченность. Другое важное условие — наличие характерологических черт, таких, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, организованность, сосредоточенность. Наряду с условиями успешного овладения физикой-математикой мы выделяем и собственно физико-математические способности умственной деятельности человека.

Способный к физике-математике ученик умеет последовательно, обоснованно, логически рассуждать. Способный ученик стремится к наиболее рациональному — ясному, простому и экономичному решению. При этом он проявляет сообразительность, находчивость, изобретательность в попытках решения задач, особенно не подходящих под стандартные правила, что представляет собой своеобразное проявление в учебных условиях физико-математического творчества [3, c.24].

Для развития физико-математических способностей детей, надо всячески стимулировать их самостоятельное творческое мышление, начиная с его элементарных форм и проявлений. Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя и родители, помогающие детям овладевать физикой-математикой, должны стараться так организовать занятия с ним, чтобы перед детьми чаще возникали хотя бы несложные проблемы, чтобы они сами пытались самостоятельно решать эти проблемы. Такое обучение (его называют — проблемное обучение) может осуществляться на различных уровнях и решает проблему. От ученика же требуется лишь запомнить формулировку, принцип решения, ход рассуждений.

Первый уровень проблемного обучения характеризуется тем, что обучающий ставит проблему, формулирует ее, ученик же должен найти пути решения сформулированной обучающим проблемы.

Второй уровень отличается тем, что ученику предлагается самостоятельно и сформулировать и решить проблему, обучающий же только указывает на нее.

На третьем уровне проблемного обучения обучающий даже не указывает проблему, ученик должен увидеть проблему самостоятельно, а увидев, — сформулировать ее и найти возможности и способы ее решения.

Развивать физико-математические способности детей следует не только в том случае, когда эти способности уже заметно выражены, или когда школьника готовят к поступлению в математический вуз. Знание физики-математики нужно для очень многих профессий, а способности могут развиться и позже на основе систематических занятий физикой-математикой, овладения знаниями, умениями и навыками в этой области.

Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к физике-математике. Заметив у школьника интерес к физике-математике, склонность заниматься ею, необходимо всемерно развивать эти интересы и склонности, поощрять детей в этом отношении. Для этого в частности можно вовлечь школьника в активное участие в физико-математическом кружке, заинтересовать его работой кружка. Для пробуждения и развития интереса к физике-математике важно популярно показать ее значение для техники и других отраслей науки, промышленности и сельского хозяйства [3, c.25].

Хорошее средство для формирования интереса к физике-математике — постановка и решение практически значимых для школьника задач. Включение школьника в доступную его возрасту физико-математическую деятельность — основной путь развития физико-математических способностей. Развитие у учащихся физико-математических способностей напрямую зависит от личности учителя. Если школьникам будет неинтересно с ним, если они не почувствуют роста своих возможностей, то они прекратят углубленные занятия физикой-математикой



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.