Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проблема детской дружбы и детских игр



 

Важно помнить, что практически половину баллов за выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку составляют баллы, полученные в результате написания сочинения (в идеале здесь можно заработать 42 балла). О чём нужно помнить, чтобы достичь желаемых результатов?

Во-первых, обязательно ознакомьтесь с критериями оценивания сочинения. Пишите его, основываясь прежде всего на них, а не на то, чему учат вас преподаватели/репетиторы/Интернет-советчики. Почему? Потому что именно на критерии оценивания опирается при проверке вашего сочинения любой эксперт!

Примерный план (задание ЕГЭ 27)

1. Вступление

2.Проблема+ коммент+пример+коммент+пример+коммент+смысл связь

3. Позиция автора

4. Согласие с позицией автора + пример+коммент.

5. Вывод.

Обратите внимание, что вступление и заключение не являются основными элементами. В принципе, можно обойтись и без них. Но! Вступление – это «одёжка» вашего сочинения, по которой его встречает эксперт. Никто не заставляет вас писать многословное вступление в духе Толстого. Однако 3-5 предложений, предваряющие основной текст, показывают не только вашу элементарную культуру в области написания сочинения, но наглядно демонстрируют, насколько компетентно вы разбираетесь в проблеме предложенного для анализа текста. В заключениипродемонстрируйте, что поднятая автором проблема не оставила вас равнодушным: вы сумели сделать для себя определённые выводы.    

После вступления переходим ко второму абзацу. Это основное содержание вашего сочинения и за него вы можете заработать целых 5 первичных баллов. Начните с чёткого и ясного определения проблемы. Т.е., обязательно должна использоваться фраза «поднимается проблема». Причём, старайтесь использовать проблему, которая лежит на поверхности текста, над которой не надо долго думать. Так значительно увеличатся шансы того, что вы правильно её обозначите, не ошибившись на самом первом, но очень важном этапе. Далеепрокомментируйте проблему. Что это значит? Найдите в тексте фрагмент, в котором так или иначе отражается данная проблема и перескажите его своими словами, подтвердив 2-3 предложениями из текста. Например, если в тексте Астафьева поднимается проблема отношения к пленным, то мы говорим о том, что можно относиться к ним озлобленно, с ненавистью (предложения 12-14), а можно – гуманно помогать им (предложения 36, 46). Не забывайте о смысловых связях между частями. Что они из себя представляют? Очень просто – в основном это подчинительные, соединительные и противительные союзы, с помощью которых вы собственно и связываете один пример из текста с другим. Подчинительную смысловую связь можно оформить с помощью вопросов: «В чём это выражается/проявляется?», а далее – «ответ на этот вопрос находим в предложении…».Противительные связи применяем в тех случаях, когда видим, что примеры противопоставлены друг другу (например, внешняя красота притягивает наше внимание, видя красивого человека, мы часто думаем, что он идеален (предложения …). Но/однако истинная красота складывается не только из внешних, но и из внутренних качеств. Подтверждение этому находим в предложении…). Это коротко. Подробнее разберём 2-й абзац в сочинении, приведённом ниже.

3 абзац посвящён авторской позиции. Ни в коем случае не забывайте употребить внутри этого абзаца само словосочетание «авторская позиция/ позиция автора». Когда вы будете её излагать, не поленитесь вернуться к проблеме и ещё раз её прочитать, чтобы не уйти не в ту сторону (увы, часто бывает, что проблему экзаменуемый обозначил верно, а вот авторскую позицию привёл такую, которая с этой проблемой никак не соотносится).

    4-й абзац начните словами: «Я полностью разделяю позицию автора», далее обоснуйте, почему вы с ней согласились.

5-й абзац – вывод (всё, что его касается, изложено выше.

Рассмотрим пример сочинения по тексту Ю. Нагибина

Проблема детской дружбы и детских игр

1 (вступление). У каждого человека есть детство. У кого-то оно весёлое и беззаботное, у кого-то – трудное и полное лишений. Но дети в любом случае остаются детьми и всегда находят время на игру. Игры могут быть разными, однако именно с их помощью происходит становление личности большинства из нас. (Данное вступление успешно подготавливает к восприятию дальнейшего текста сочинения)

2 абзац (основной). В предложенном для анализа тексте Ю. М. Нагибина поднимается проблема детской дружбы (проблема обозначена верно, чётко лаконично). Автор задаётся вопросом: какие черты характера закладываются в детстве и как они зависят от игр.Далее следует 1-й комментарий.Ребята, о которых рассказывает писатель, в детстве играли в мушкетёров. Причём их привлекало не разыгрывание сцен из романа или придумывание собственных приключенческих интриг, нет, им нравилась сама идея настоящей мушкетёрской дружбы: подтверждаем примером предложения из текста«нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце» (предложение 11). Но детство заканчивается, а игры уступают место взрослой жизни. Значит ли это, что в ней друзья забудут заветы детского товарищества, забудут клятвы, негласно данные друг другу во время игры в мушкетёров? Отнюдь, нет!(а вот с помощью этой вопросно-ответной формы изложения мы не только разнообразили синтаксический строй сочинения, но и использовали подчинительную смысловую связь). Подтверждение этому находим во второй половине текста, посвящённой дальнейшим судьбам героев, потому что повествователь помнит и рассказывает о каждом из них. Он с уверенностью говорит о том, что нити, связующие их, не ослабли, несмотря на время, расстояние и испытания. А значит, четыре сердца продолжили биться, как одно. Далее следует 2-й комментарий, противопоставленный первому, значит, чтобы перейти к нему, применим противительную смысловую связь.Но не только это вынесли из детства повзрослевшие «мушкетёры». Понятия чести, героической самоотверженности, умения не опускать руки и сражаться, вопреки всему – вот неполный список тех качеств, которые были сформированы в детской игре и стали основой для подвига на войне каждого из них уже во взрослой жизни. Так, о маленьком и тщедушном Николае мы узнаём, что он, раненый, согнувшийся чуть ли не до земли под тяжестью грузного солдата, спасет его жизнь ценой своей. С болью и восхищением автор пишет: «Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном подвиге. Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. Но… то, что сделал Николай, было сверх его физической силы» (предложения 46-47). А это значит, что до самой смерти Николай оставался храбрым и самоотверженным мушкетёром. И такими же мушкетёрами остались его товарищи из детства: Борис, Павел и сам рассказчик. За спиной каждого из них своя история. Но их объединило общее – все они остались верны идеалам, сформированным в детстве.

3 абзац. Авторская позиция выражена чётко и ёмко: детские игры и детская дружба играют очень значительную роль в закладывании основных черт характера личности человека.

4 абзац.Я полностью разделяю позицию Ю. Нагибина. Действительно, именно от того, во что и как играют дети, зависит формирование их внутренних духовных и нравственных основ, отношение к миру и ближним, ведь именно в детстве закладываются и формируются основы личности каждого из нас.

5 абзац (вывод). Предложенный для анализа текст помог мне разобраться в том, насколько важны для детей игры в которые они играют со своими друзьями. Перефразировав известное выражение, можно сказать: «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу тебе, кто из тебя вырастет». Мне очень хочется, чтобы это понимали все родители, ведь от этого зависит будущее их детей.

Данное сочинение написано с ориентиром на критерии оценивания. Каждый его абзац (со 2-го по 4-й) отражает всё необходимое содержание. По каждому из критериев набирается максимальное количество баллов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.