Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психология общения



Психология общения

21.05.2020.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?

Ответ:

«Социальная перцепция» - это восприятие, понимание и оценку людьми других людей, самих себя, групп. Термин «социальная перцепция» был введен американским психологом Дж. Брунером, который в ходе экспериментов выявил, что восприятие человеком других людей зависит от его личностных особенностей и социокультурных факторов. Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятия внешних признаков собеседника и соотнесения их с его личностными характеристиками, в интерпретации и прогнозировании на этой основе поступков собеседника. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Восприятие - это целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

2. Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными с вашей точки зрения?

Ответ:

Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

3. Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» механизмом социальной перцепции?

Ответ:

По мере роста значимости случившегося люди более склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях другого человека, в особенностях его личности.

4.Всегда ли восприятие человеком самого себя является социальной рефлексией?

Ответ:

Рефлексия - это попытка логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие, и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

5.Основными параметрами эффективности общения являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения. Назовите эти техники общения.

Ответ:

Основными параметрами эффективности общения являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения:

· техники понимающего общения;

· техники директивного общения.

6. Что является параметрами неэффективности практического общения?

Ответ:

Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.

7. Назовите правила и приемы понимающего реагирования.

Ответ:
· больше слушайте, меньше говорите сами, «следуйте» за высказываниями и эмоциями партнера;

· воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить с вашей точки зрения;

· стремитесь прежде всего реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера;

· стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Может показаться, что эти правила ставят нас в исключительно пассивную позицию в общении. Но это не так! Техника понимающего общения требует очень тщательного слушания, во-первых, и, во-вторых, высокой степени избирательности в отборе того, на что и как реагировать.

Приемы понимающего реагирования:

· простые фразы, подтверждающие наличие контакта (выражение внимания и интереса);

· перефразирование высказываний и открыто выражаемых чувств партнера (выражение внимания и проверка правильности понимания);

· выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто (реагирование на то, что, по вашему мнению, находится в сознании партнера);

· зондирование не полностью осознаваемых эмоциональных состояний собеседника («вытягивание» в поле сознания партнера причин эмоциональных состояний);

· молчание как прием реагирования (осознанное использование молчания в ходе беседы);

· невербальные реакции (осознанное использование в общении «языка тела»);

· интерпретация (вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера);

· резюмирование (вариант расширенного перефразирования логически завершенного фрагмента разговора);

· подбадривания и заверения (способ подтверждения того, что вы хотите понять и принять без оценивания мысли и чувства собеседника);

· вопросы, проясняющие позицию собеседника (неоценочные вопросы, которые являются вашей реакцией на сказанное и выраженное собеседником в разговоре).

8. Что такое техника и приемы директивного общения. Назовите их.

Ответ: Техника директивного общения - это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей.

В основе директивного подхода лежат следующие установки и правила:

· на открытое, прямое и ясное выражение своих позиций, намерений и целей;

· на открытое, активное поведение и действия по достижению своих целей;

· на прямой и открытый отказ выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам;

· на эффективную и решительную защиту себя от агрессивного поведения партнера;

· на достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера.

Приемы директивного реагирования:

§ директивные вопросы (ориентация партнера на проблему, которую вы считаете целесообразным обсуждать в соответствии с вашими целями);

§ открытое выяснение противоречий в позиции партнера (ориентация партнера на осознание противоречий в рассуждениях и аргументах);

§ выражение сомнения по поводу высказываний собеседника;

§ выражение согласия или несогласия (одобрения, неодобрения);

§ совет, предложение, разъяснение (рекомендации собеседнику н связи с реализацией его целей);

§ убеждение;

§ принуждение (скрытая или прямая угроза партнеру, если он откажется действовать в соответствии с вашими намерениями).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.