|
|||
Психология общенияПсихология общения 19.05.2020. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите типы социальных ролей. 1. Семейно-родственные – супруг, мать, ребенок, брат, дедушка и т. п. 2. Общественно-бытовые или ситуационные – хозяин, гость, покупатель, пассажир, зритель, отдыхающий и т. п. 3. Профессионально-производственные – работник, владелец, руководитель, токарь, пилот, военнослужащий, врач и т. п. 4. Социально-политические – депутат, избиратель, президент, лидер партии, член партии. 5. Национально-этнические – роли в соответствии с этнической принадлежностью. 2. Какие типы социальных ролей знаете. Охарактеризуйте их. Ответ: Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции. Например: директор школы – в рабочее время, зритель в театре – вечером, муж – дома и т.д. Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. Каждый человек в течение жизни проходит через различные группы и коллективы. В каждой из групп человек ведёт себя не одинаково. Он в классе может быть троечником, в футбольной команде – капитан и т.д. Формирование той или иной внутригрупповой роли конкретного человека зависит от ряда факторов: особенностей его интеллектуального, физического и нравственного развития, черт характера, компетентности в различных сферах деятельности, особенностей данной группы. Межличностная роль – это линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений (например, роли друга, старшего товарища, защитника, помощника, врага, насмешника и т.п.). Под индивидуальной ролью понимается поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. Т.е. человек настраивает себя на определённую линию поведения, и это в определённой степени предопределяет его поступки в конкретных ситуациях. Американский социолог Т. Парсонс выделял пять основных характеристик социальной роли: · эмоциональный (сдержанность или раскованность); · способ получения (предписание или завоевание); · масштаб (строгая ограниченность или размытость); · формализация (действия по правилам или произвольно); · мотивация (личная прибыль или общее благо).
3. Расскажите о социальных статусах. Приведите примеры Ответ: Предписанный статус – это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью. Достигаемый статус – это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Разновидностью достигаемого статуса может быть профессионально-должностной статус, т.е. позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Личный статус– проявляется на уровне малой группы, определяется личными чертами и качествами. Групповой – характеризует индивида, как члена большой социальной группы (профессиональный), как представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков. 4. Как вы понимаете «ролевое ожидание в общение». Приведите примеры. Ответ: Социальная роль имеет два аспекта: Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом. Ролевое исполнение – это фактическое реальное поведение человека, занимающего ту или иную позицию. Требования и нормы общество приписывает статусу заранее, но между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, а за неправильное – наказывается. Ролевое исполнение представляет собой синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями. Ролевой конфликт– это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. - Девочка-школьница должна быть прилежной ученицей, всегда аккуратно одеваться и вежливо себя вести. - Сын образованных и интеллигентных родителей должен быть умен, начитан и приятен в общении. - Родители должны быть добры и снисходительны к своему ребенку. - В библиотеке люди должны вести себя тихо и спокойно. - Коллеги должны здороваться при встрече.
|
|||
|