Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психология общения



Психология общения

19.05.2020.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите типы социальных ролей.
Ответ:

1. Семейно-родственные – супруг, мать, ребенок, брат, дедушка и т. п.

2. Общественно-бытовые или ситуационные – хозяин, гость, покупатель, пассажир, зритель, отдыхающий и т. п.

3. Профессионально-производственные – работник, владелец, руководитель, токарь, пилот, военнослужащий, врач и т. п.

4. Социально-политические – депутат, избиратель, президент, лидер партии,

член партии.

5. Национально-этнические – роли в соответствии с этнической принадлежностью.

2. Какие типы социальных ролей знаете. Охарактеризуйте их.

Ответ:

Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции. Например: директор школы – в рабочее время, зритель в театре – вечером, муж – дома и т.д.

Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.

Каждый человек в течение жизни проходит через различные группы и коллективы. В каждой из групп человек ведёт себя не одинаково. Он в классе может быть троечником, в футбольной команде – капитан и т.д. Формирование той или иной внутригрупповой роли конкретного человека

зависит от ряда факторов: особенностей его интеллектуального, физического и нравственного

развития, черт характера, компетентности в различных сферах деятельности, особенностей данной группы.

Межличностная роль – это линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами

отношений (например, роли друга, старшего товарища, защитника, помощника, врага, насмешника и т.п.).

Под индивидуальной ролью понимается поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. Т.е. человек настраивает себя на определённую линию поведения, и это в определённой степени предопределяет его поступки в конкретных ситуациях.

Американский социолог Т. Парсонс выделял пять основных характеристик социальной роли:

· эмоциональный (сдержанность или раскованность);

· способ получения (предписание или завоевание);

· масштаб (строгая ограниченность или размытость);

· формализация (действия по правилам или произвольно);

· мотивация (личная прибыль или общее благо).

 

3. Расскажите о социальных статусах. Приведите примеры

Ответ:

Предписанный статус – это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью.

Достигаемый статус – это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Разновидностью достигаемого статуса может быть профессионально-должностной статус, т.е. позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Личный статус– проявляется на уровне малой группы, определяется личными чертами и качествами.

Групповой – характеризует индивида, как члена большой социальной группы (профессиональный), как представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков.

4. Как вы понимаете «ролевое ожидание в общение». Приведите примеры.

Ответ:

Социальная роль имеет два аспекта:

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом.

Ролевое исполнение – это фактическое реальное поведение человека, занимающего ту или иную позицию.

Требования и нормы общество приписывает статусу заранее, но между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, а за неправильное – наказывается. Ролевое исполнение представляет собой синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями.

Ролевой конфликт– это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами.

- Девочка-школьница должна быть прилежной ученицей, всегда аккуратно одеваться и вежливо себя вести.

- Сын образованных и интеллигентных родителей должен быть умен, начитан и приятен в общении.

- Родители должны быть добры и снисходительны к своему ребенку.

- В библиотеке люди должны вести себя тихо и спокойно.

- Коллеги должны здороваться при встрече.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.