Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольная работа



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарно-педагогический институт

Кафедра «Психология»

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Транспортная психология»

 

Выполнил:

студент группы ЭТ/б-17-1-з

Е.А. Маслик

Проверил:

доцент

Моторная С.Е.

 

 

Севастополь


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ЗНАЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ

 

3. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

 

4. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

 

5. МЕЧТА, КАК ОСОБЫЙ ВИД ВООБРАЖЕНИЯ

 

6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ

 

7. ВООБРАЖЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ТРУДЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.                         Воображение, или фантазия (от греч. фантасия, фантадза-май — воображаю) есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. В своем воображении человек отходит от непосредственно воспринимаемой действительности, строит мысленные образы предметов, которые не наблюдались им в действительности, или наделяет их новыми, невиданными еще свойствами. В этом отходе от действительности человек может представлять себе окружающий мир ошибочно и даже искаженно, например, наделяя его различными мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т. п. Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом и основном, при правильной опоре на данные прошлого опыта, воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки. Воображение развилось у человека в процессе трудовой деятельности. Даже самый простой, элементарный процесс труда не может осуществиться без воображения, без мысленного представления цели труда и средств, приемов ее достижения. Труд — источник не только возникновения воображения, но и постоянное средство его совершенствования и развития: усложнение форм труда в процессе исторического развития человеческого общества, постоянное совершенствование средств труда и орудий производства, возникновение и развитие новых и новых форм трудовой деятельности предъявляло и предъявляет все новые и повышенные требования к воображению человека и тем содействует его развитию.                                                              

 

1. ЗНАЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Труд содействовал становлению и усовершенствованию у человека следующих приемов изменения и преобразования представлений в процессе воображения

· вычленение из целостного образа предмета, какого либо его элемента или свойства, мысленное представление в своем воображении этого элемента или свойства отдельно от предмета, которому они принадлежат. Например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания; представление о величине палки как средства удлинить руку;

· соединение в своем воображении вычлененных элементов и их свойств и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье); в) мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

· перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

· мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

· слияние двух или нескольких образов в новый единый, целостный образ (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассириян, кентавр у древних греков);

· создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе: Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие литературные персонажи, как выразители типических черт своего класса и эпохи). [1.C,45]

Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Так, ребенок, играя в железную дорогу, воображает себя машинистом, который ведет поезд; школьник, изучая географию, представляет в своем воображении морской берег или горный ландшафт, которые он никогда не видел; рабочий в своей трудовой деятельности руководствуется представлением ее результата, который должен получиться лишь в конце работы; писатель создает в своем воображении сюжет задуманной им повести, характеры и поступки лиц, которые будут в ней выведены; композитор — тему своего будущего музыкального произведения; конструктор — принципы действия и механизм еще не существующей машины и т. д.                         Без участия воображения не может совершиться ни один сложный психический процесс. Например, волевой акт требует обязательно развитого воображения — представления о цели и о средствах действия: воображаемые предметы, действия, ситуации могут играть роль мотивов волевых действий. Не меньшую роль играет воображение и в процессах мышления. «Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (понятия) с нее не есть простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и притом незаметного, неосознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию... Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее («стол» вообще) есть известный кусочек фантазии » (это сказал еще в далеком прошлом Ленин).    Мышление не есть прямое и непосредственное отражение связей, наблюдаемых в объективном мире. Прежде чем отобразить эту связь, человек проходит в своем мышлении длинный путь, в котором большое значение имеет деятельность воображения: сначала эта связь выступает как предполагаемая, воображаемая, и только затем, после логического анализа, теоретической и практической проверки, она оформляется как научно обоснованная и доказанная.    Воображение необходимо даже в такой, казалось бы сухой и не требующей фантазии, научной дисциплине, как математика. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности». Без воображения ученый не может представить себе ни строения атома, ни управляющих им законов.

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ

 

По результатам:

· Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)

· Продуктивное (творческое) воображение

· С относительной новизной образов;

· С абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

· активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.

· пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

· конкретное

· абстрактное

По приёмам воображения:

· агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

· схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

· типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

· преднамеренное

· непреднамеренное

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс

Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.

Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.

Инсайт (озарение).

Проверка решения.

Механизмы воображения

агглютинация — создание нового образа из частей других образов

гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей

схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств

акцентирование — подчеркивание особенностей объектов

типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.    Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

· беглость

· гибкость

· оригинальность

· точность

 

 

3. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

 

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.[3.C, 281]                                   Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.                 Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.                                         Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.               Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Или физкультурнику еще не было показано новое гимнастическое упражнение, он еще никогда не видел данной гимнастической комбинации вольных упражнений, однако более или менее полное описание этой комбинации позволит ему представить себе это упражнение с достаточной полнотой и правильностью. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире. [4.C,89]

    Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности. Громадный источник для воссоздающего воображения представляют произведения художественной литературы, позволяющие нам создавать живые конкретные образы многих важных явлений жизни, с которыми мы не имели возможности познакомиться непосредственно.                                          Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность. Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.                      Научную деятельность также нельзя представить себе как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, оно немыслимо без творческого воображения. Правда, эти гипотезы превращаются в положительные знания и становятся достоянием науки лишь после проверки практикой, но они должны быть, иначе наука не будет двигаться вперед. Физики сначала построили ряд гипотез о строении атома, прежде чем смогли в действительности открыть важнейшие законы этого строения.     Творческое воображение имеет большое значение и в деятельности конструктора. Создание новой машины всегда является творческим процессом, в котором обязательно участвует воображение. Например, при создании танка конструкторы в своем воображении не случайно, механически соединили в новом образе (наряду со многими другими) принципы гусеничного и колесного движений, представление о которых было почерпнуто ими из наблюдения движений в действительном мире, а творчески, в результате длительной работы и сознательных поисков, руководствуясь при этом идеей танка и знанием законов движения.

 

4. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

 

Творческое воображение подчиняется определенным законам; соединение разнообразных элементов в процессе творческого воображения всегда носит не механический, а структурный характер, подчиняется поставленной задаче и творческому замыслу. Вместе с тем структурные формы, в которых происходит работа воображения писателя, художника, композитора, не выдуманы, а почерпнуты из восприятия и изучения действительности. Можно выделить такие существенные стороны творческого воображения художника:

· обостренное отношение к действительности, выражающееся в острой наблюдательности, приводящей к накоплению материала, который, когда понадобится, может быть использован в будущей творческой работе. Эти частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом будущей картины, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей художника действительности. Но это все же не просто фотографические зарисовки: наглядная сторона образа немедленно, в процессе самого восприятия, осмысливается, сохранившиеся в памяти яркие образы группируются по их смысловому значению. Такая обостренная наблюдательность стала второй натурой художника: он не может не наблюдать, он делает это постоянно, без сознательных усилий;

· замысел творения вначале выступает просто как «идея» будущей картины, как некая задача, которую художник поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, наглядно «фигура еще не определена»; у художника нет еще готового образа, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения;

· поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе длительной работы над рисунком. Требуемое решение не дается сразу, многочисленные наброски рисунка все еще не удовлетворяют художника, настолько они расходятся с идеей;

· возникновение образа, совпадающего с идеей. Образное решение идеи: а) достигается в процессе работы, а не путем только мысленного воображения; б) открывается художнику или в результате новых, дополняющих сделанное впечатлений, или, как правило, в результате одной из удачных попыток; в) выступает как яркий, жизненный, определенный образ, но пока еще только в воображении, а не в рисунке: это мысленный образ, который показывает, каким должен быть рисунок;

· претворение представляемого образа в картину, в реальное произведение искусства: видя мысленным взором требуемый образ, художник поправляет рисунок, отбрасывая в нем все то, что не соответствовало этому образу, и, дополняя новые черты, которые делали фигуру такою, какою она открылась художнику в мысленном образе.

Указанные стороны процесса воображения типичны для творчества не только художника и представителей других видов искусства (композиторов, писателей, артистов и т. д.), но также для творческого воображения и в области науки и изобретательства.   Для творческого воображения в этих видах деятельности также характерны следующие стороны: а) накопление необходимого для творчества материала (обширные разносторонние, в том числе и специальные знания, большой практический опыт); б) возникновение идеи научного открытия или изобретения, первоначально в виде пока еще гипотезы или не нашедшей еще конструктивного решения технической идеи в ее самой общей, принципиальной форме; в) попытки решения задачи в конкретных экспериментах или конструктивных пробах; г) превращение в ходе этих попыток первоначальной общей идеи в конкретное решение (превращение гипотезы в теорию, принципиальной идеи в конкретную конструкцию изобретения), реализация теории в подтверждающих ее экспериментах, идеи изобретения в конкретной машине.

 

5. МЕЧТА, КАК ОСОБЫЙ ВИД ВООБРАЖЕНИЯ

 

Особенностью воображения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока еще неосуществленного, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого.                                                                           В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпланетных и звездных перелетах, строят в своем воображении необходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще не созданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, которые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неиссякаемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой социальной основе, об уничтожении на земле навечно нищеты, имущественного неравенства, всяких форм эксплуатации человека человеком и т. д.    Образы, которым отдается человек в своих мечтах, имеют следующие особенности:

· яркий, живой, конкретный характер образа, со многими деталями и частностями;

· слабая выраженность конкретных путей к осуществлению мечты, воображение этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);

· эмоциональная насыщенность образа, его привлекательность для мечтающей личности;

· соединение мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность;

· творческий характер образа, ярко выраженные черты нового, ждущего своего осуществления.

Эти особенности делают мечты важным средством пробуждения инициативы, поддержания энергии человека в самых трудных условиях жизненной борьбы, могучим стимулом к деятельности на благо. Строя в своих мечтах картины будущего, человек лучше и определеннее представляет себе жизненные перспективы, мечты помогают ему определить и конкретизировать цели своей жизни. И этому не мешает то, что пока еще эти мечты не реализуются сразу и немедленно, что для их осуществления человечество должно пройти еще долгий и трудный путь. Если эти мечты вытекают из интересов общества и основаны на научном предвидении, они рано или поздно найдут применение в практической жизни и так или иначе будут осуществлены. [1.C,324] От положительных видов мечты следует отличать оторванные от жизни грезы, а также пустые, беспочвенные мечтания, даже отдаленно не имеющие связи с реальной действительностью, насущными задачами, властно выдвигаемыми жизнью перед работниками науки, искусства, техники, политическими деятелями. Такие беспочвенные грезы и бесплодные мечтания лишь расслабляют энергию человека, делают его пассивным членом общества, уводят в сторону от действительности.

 

 

6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ

 

Многообразие видов воображения показывает, что его физиологические механизмы представляют собой сложные нервные процессы в коре головного мозга. Их основу составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие физиологическую основу образов воображения.

Эти новые сочетания нервных связей могут возникать по разным причинам:

· или бессознательно, как следствие персеверации (самопроизвольного усиления) временных связей в определенных центрах коры под влиянием каких-либо случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры, в частности при выключении или ослаблении функции второй сигнальной системы действительности (сновидения, галлюцинации);

· или в результате сознательных усилий человека, направленных на построение нового образа, что невозможно без повышения интенсивности остаточных возбуждений в соответствующих центрах коры, их регулирования и контролируемого связывания с деятельностью других центров (все виды произвольного воображения). При этом ведущее значение в работе коры приобретает вторая сигнальная система с ее широкими возможностями элективного, избирательного установления временных связей.

Образование новых сочетаний временных связей, как физиологической основы процесса воображения, нельзя понимать как случайное, механическое соединение неизменных в своей физиологической структуре остаточных возбуждений в тех или других центрах коры, образовавшихся и зафиксировавшихся в них в процессе восприятия. Эти новые сочетания представляют собой перестройку наличных нервных процессов, образование качественно новой структуры временных связей, как результат поистине творческой работы мозга. [1,C.401]                                                                   В основе воображения лежит работа не изолированных нервных центров, а всей коры в целом. Это справедливо в отношении не только произвольного, но и непроизвольного воображения: даже в сновидениях образы воображения не являются хаотическим нагромождением бессмысленных, изолированных представлений, но всегда образуют в какой-то степени цельную, осмысленную, хотя и фантастическую картину. Это показывает, что и неконтролируемое второй сигнальной системой образование новых сочетаний временных связей в сновидениях является результатом деятельности всей коры.

 

7. ВООБРАЖЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ТРУДЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ

Велика роль воображения в творческих формах производственного труда. Когда труд является подневольным, человек не заинтересован в нем и часто с отвращением, механически выполняет одну операцию за другой. Такой труд творчески не осмысливается; человек не стремится к улучшению его продукта. Только свободный труд создает благоприятные условия для творческой деятельности.                                                                            О связи творческих исканий с запросами практики, с желанием удовлетворить практические нужды говорят все изобретатели.                           Изобретатель паровозного тормоза машинист Казанцев прямо указывает тот конкретный случай, который побудил его к изобретению. Поводом к мысли о тормозе послужило крушение, в которое попал Казанцев. Ехал он заторможено мимо станции, миновал стрелку, рассчитывал дать уже большую скорость, как вдруг увидел сигнал к остановке, означавший, что навстречу идет поезд. Казанцев стал тормозить, но тормоз был уже истощен, так как только что перед этим пришлось тормозить и нового притока воздуха в тормоз не было. Сделать уже ничего нельзя было, и крушение произошло. Именно тогда и родилась у Казанцева мысль о необходимости более надежного тормоза. Можно наметить три основных этапа, которые проходит техническое изобретение: 1) подготовка изобретения, 2) работа над изобретением и 3) реализация изобретения (предварительная в виде модели или окончательная, иногда в виде экспериментального образца). В процессе подготовки изобретения на основе знания практики выкристаллизовывается идея изобретения. Значительная роль воображения в этом процессе связана с тем, что изобретателю нужно найти не абстрактную идею, а создать конкретную вещь, механизм. Поэтому решение задачи должно быть дано в образе. Это одна из характерных особенностей технического творчества.                                          

В поисках решения задачи изобретателю приходится выполнять огромную подготовительную работу. Он должен ясно представить цели создания машины, выявить до мельчайших подробностей условия, в которых она будет работать, изучить аналогичные машины и приспособления, накопить из самых разнообразных, иногда отдаленных источников материал, который может дать новое решение задачи. Изобретатель первого самолета Можайский в течение длительного времени изучал полет птиц и анатомическое устройство их тела. Совершая кругосветное путешествие, он не раз видел, как мелкие буревестники, распустив крылья, буквально бегут по волнам: едва отталкиваясь лапками от поверхности воды, они почти не затрачивают энергии крыльев, экономя ее для высотного полета. Можайский внимательно изучал исполинских буревестников с размахом крыльев в два метра. Как искусно они управляют своими крыльями в бурю! Иногда альбатросы и буревестники ударялись о снасти корабля и подали на палубу. Можайский подолгу тщательно изучал их тела. Газорезчик-рационализатор Узюмов говорит: «Я стал пытливо присматриваться к тому, что происходило на производстве, и находить множество возможностей для активного вмешательства в процессы производства с целью их улучшения. Находить в затруднительном случае простой выход из создавшегося положения — стало для меня потребностью». Когда задача сформулирована и цель ясна, начинается второй этап творческой деятельности: работа над самим изобретением. На этом этапе ясность и точность творческих образов, и соотнесение их с реальной действительностью имеют решающее значение. Особую ценность имеет смелость сочетания элементов самого разнообразного опыта. Чем новее и иногда неожиданнее сочетаются в воображении элементы прошлого, тем скорее может быть найден более правильный и оригинальный способ решения поставленной задачи. В этом периоде работы творческое воображение целиком захватывает изобретателя: в разговорах с людьми, в чтении книг — всюду он старается найти материал для решения волнующей его задачи, получить хотя бы некоторый (если не прямой, то косвенный) толчок к ее решению. Первоначально замысел получает лишь схематическое решение. Часто сначала намечается только общий принцип решения. Но изобретателю нужна не схема, а нечто конкретное. Отсюда возникает необходимость в решении многих конкретных задач, в многочисленных и сложных расчетах, в эскизах, чертежах, набросках. При помощи их изобретатель конкретизирует и уточняет общий принцип, который им уже найден.                                                          Изобретатель-академик Туполев пишет: «Когда приходит основное решение, образ того, что хочешь создать, тогда все накопления, запасы схем, отдельные решения, вся масса имевшихся мыслей организуется. Этот образ становится центром. И это происходит потому, что имеется уже концепция, в которую весь материал поисков может быть уложен. Теперь он может быть конкретизирован».                                                                            Конкретизация принципа решения отнюдь не всегда становится окончательно принятым проектом. Во многих случаях ищутся новые решения, так как первоначально намеченные по тем или иным причинам не удовлетворяют.                                                                                      Конструктор Харламов пишет, что после того как найден принцип решения, конкретные варианты приходят сразу, но все время возникает мысль, нельзя ли сделать проще и лучше.                                                   Нередко новое решение отменяет все предыдущее, что возникало иногда на протяжении длительного времени.                                               Конструктор Токарев в своем дневнике писал: «Вчера начал работу заново. Все, что сделано за двадцать три года, я отбросил без жалости. Это мне не понадобится, нечего и жалеть об этом».                                                        Конкретизация принципа решения отнюдь не всегда для частных задач. Творческая идея проверяется эскизами, чертежами, точнейшими расчетами, которые иногда могут изменить самый принцип решения. Выясняется каждая деталь. Там, где это возможно, осуществляется проверка (хотя бы отдельных деталей) в действии. Там, где это невозможно, применяется мысленная проверка действия механизмов, требующая широкого участия воображения.     На третьем этапе изобретатель приступает к реальному осуществлению проекта (в модели или в натуре). Сейчас от него требуется ясное и точное представление каждой изготовляемой детали и взаимодействия всех частей механизма. В процессе изготовления вещи, ее отдельных деталей возникает необходимость вносить изменения в то, что было намечено. Это опять требует воображения. Происходит отбор новых воображаемых комбинаций, которые могут быть реализованы взамен не оправдавшихся. Творческая работа все время продолжается, пока проект не реализуется полностью.

                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что воображение - одна из важнейших сторон нашей жизни. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения.      В связи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное и произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач различают: воссоздающее, творческое воображение, мечты человека и т.д.                 Воображение - основа творческого процесса. Творческие способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Творческая способность - это качество личности, существующее только относительно определенной деятельности. Существует несколько форм связи воображения с действительностью:

1) Воображение всегда создаётся из пережитых человеком событий, то есть из прежнего опыта. Следовательно, творческая деятельность воображения зависит от прежнего опыта человека, и чем разнообразней опыт, тем богаче воображение.

2) Воображение имеет направленность. То есть мы создаём цели и мотивы, которые преследует деятельность воображения.

3) Воображение имеет эмоциональную связь.

Проследив связь воображения с действительностью, можно перечислить условия необходимые для начала творческого процесса:

- Наличие достаточной предварительной информации. Необходимо понять сущность стоящей задачи, свободно владеть основными понятиями, знать основные характеристики интересующего вас объекта или явления.

- Наличие эмоциональной заинтересованности в решении задачи.

- Наличие сильного и управляемого воображения. Считается, что именно благодаря игре воображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новому соединить приобретённые и известные ранее данные.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2010. - 520 c.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Питер, 2016. - 592 c.

3. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. - М.: Юрайт, 2014. - 400 30.

4. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - Москва: Наука, 2015. - 424 c.c

5. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2011. - 705 c.

6. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2010. - 520 c.

7. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.

8. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное п



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.