Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





из опыта проведения математических олимпиад



из опыта проведения математических олимпиад

Гумеров Ильнур Сабитович

канд. пед. наук, доцент кафедры
прикладной математики и информационных технологий,
Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВО
«Башкирский государственный университет»

 

Математические олимпиады являются одной из самых эффективных форм организации внеурочной (внеаудиторной) работы со школьниками и студентами. Олимпиады имеют огромный потенциал и как средство повышения уровня математической подготовки, так и как средство развития творческого мышления обучающихся.

Обычно математические олимпиады в учебном заведении (в школе, колледже, вузе) проводятся только один или два раза в течение учебного года, при этом в них участвует относительно небольшая часть обучающихся. Поэтому можно сказать, что мы не полностью используем возможности олимпиад для вовлечения большего круга школьников и студентов в творческую деятельность. На наш взгляд, предложенные далее рекомендации помогут заинтересовать и вовлечь в «олимпиадное движение» более широкий круг участников.

Мы предлагаем проводить математические олимпиады на протяжении всего учебного года. Например, каждый месяц (или раз в 2 месяца) проводится отдельный тур (этап) олимпиады. Итог всей олимпиады подводится на основе результатов проведенных туров в конце учебного года. Предложенная форма организации олимпиады, по сути, позволяет увеличить количество олимпиад в течение года и, тем самым, получить более объективные результаты. Отметим некоторые особенности, которые характерны для проводимых нами школьных и студенческих олимпиад. После окончания каждого тура участникам предлагается в течение некоторого промежутка времени (например, недели) решать и дополнительно сдавать решения задач олимпиады. По возможности участник предъявляет жюри устное обоснование решения. При этом за решение ставится вдвое меньше баллов, чем было на очном туре. На «заочном» туре разрешается пользоваться специальной литературой и консультациями товарищей. Также для разбора каких-то частных случаев или полного решения переборных задач можно использовать компьютер. Главное требование при сдаче задач «заочного» тура – чтобы школьник (студент) мог самостоятельно обосновать свое решение. Таким образом мы увеличиваем число олимпиад за счет «заочных» туров и, в какой-то мере, стимулируем обучающихся к изучению математической литературы, развиваем навыки использования компьютера при решении математических задач.

Еще одним интересным вариантом проведения математической олимпиады является проведение «компьютеризированных» олимпиад. Такой тур олимпиады проводится в компьютерном классе. Участник олимпиады при желании может при решении математической задачи использовать компьютер (например, составить программу для перебора вариантов; построить график; в задачах с параметром рассмотреть задачу при конкретных значениях параметра и т.п.). Жюри проверяет и оценивает (по одинаковой шкале) как «чисто» математические решения, так и решения, полученные с использованием компьютера. Такая форма проведения олимпиады стимулирует поиск различных вариантов решения задачи, оригинальность мышления, а также способствует развитию профессиональной компетентности.

Как показывает практика, использование вышеприведенных рекомендаций действительно повышает интерес школьников и студентов к математическим олимпиадам, что приводит к увеличению числа участников олимпиад и способствует «расширению» диапазона применяемых способов решения задач.

 

Литература

1. Гумеров И. С. Развитие творческих способностей обучающихся в системе непрерывного математического образования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Гумеров Ильнур Сабитович [Электронный ресурс] / И. С. Гумеров – Режим доступа : http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004706000/rsl01004706796/rsl01004706796.pdf.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.