|
|||
Программные вопросы, выносимые на экзамен, и литература по учебной дисциплине «Психология» для студентов дневной и заочной форм получения образования БНТУПрограммные вопросы, выносимые на экзамен, и литература по учебной дисциплине «Психология» для студентов дневной и заочной форм получения образования БНТУ 1. Краткая история развития психологической науки. Основные научные психологические школы. 2. Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии. 3. Понятие о психике и сознании. Структура сознания. Самосознание как высший уровень развития психики. 4. Методы исследования в современной психологии. 5. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». 6. Структура личности по К. Платонову. Направленность личности. Взаимосвязь потребностей, целей и мотивов. Потребности как источник активности личности. Классификация потребностей. 7. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Психологические защиты личности. 8. Гуманистическая теория А. Маслоу. 9. Направленность личности. Взаимосвязь потребностей, целей и мотивов. Потребности как источник активности личности. Классификация потребностей. 10. Самооценка и уровень притязаний личности в структуре самосознания. 11. Социализация личности. Этапы и виды социализации. Социальный контроль. 12. Сущность ощущений и их классификация. Свойства и закономерности ощущений. 13. Сущность восприятия. Основные свойства восприятия. Виды восприятия и их характеристика. 14. Память и представления в деятельности человека. Свойства и виды памяти. 15. Характеристика процессов памяти. Приемы развития памяти. 16. Характеристика мышления. Связь мышления с речью. 17. Логические формы и виды мыслительного процесса. Техническое мышление. 18. Операции мышления. Интеллектуальные особенности личности. 19. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Воображение и техническое творчество. 20. Виды воображения. Способы создания образов воображения. 21. Внимание. Свойства и виды внимания. 22. Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Виды чувств. 23. Волевая регуляция деятельности. Волевые качества личности, их развитие. 24. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека. Историческое содержание терминологии в учении о темпераментах. Гуморальные теории темперамента. Морфологическая теория У. Шелдона. Конституционные типы по Э. Кречмеру. Учение И.П. Павлова о ВНД. Взгляды Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.С. Мерлина. 25. Характеристика основных свойств темперамента (В.М. Русалов). Классификация темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 26. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера. 27. Понятие о способностях и задатках. Теории способностей. 28. Виды способностей и их развитие. Проблемы оценки и развития способностей. 29. Понятие о деятельности и ее структуре. Мотивы и цели деятельности. 30. Основные виды деятельности. Освоение деятельности. Умения и навыки. Взаимодействие навыков. 31. Предмет, задачи и основные проблемы возрастной психологии. Структура возрастной психологии. 32. Характеристика основных категорий возрастной психологии. 33. Понятие о методах возрастной психологии. Классификация методов. 34. Понятие психического развития. Характеристика основных факторов психического развития. 35. Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации психического развития. Биогенетический закон и идеи рекапитуляции в психологии. Теория рекапитуляции С. Холла. Теория В. Штерна о конвергенции двух факторов в психическом развитии. 36. Основные положения классического психоанализа о психическом развитии. Эпигенетическая концепция жизненного пути личности Э. Эриксона. 37. Основные понятия и данные исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Теория нравственного развития личности Л. Колберга. 38. Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину. 39. Специфика периода новорожденности. Общая характеристика психического развития в младенческом возрасте. Характеристика кризиса одного года. 40. Общая характеристика психического развития в раннем детстве. Характеристика кризиса трех лет. 41. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте. Характеристика кризиса семи лет. Психологическая готовность к обучению в школе и ее компоненты. 42. Общая характеристика психического развития в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности младшего школьника. 43. Общая характеристика психического развития в подростковом возрасте. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста. 44. Общая характеристика психического развития в раннем юношеском возрасте. Проблема определения возрастных границ юношеского возраста. Особенности учебно-профессиональной деятельности в юношеском возрасте. 45. Трудности и противоречия в процессе самоопределения. Жизненные планы и выбор профессии. 46. Понятие зрелого возраста в психологии развития. Проблема возрастной периодизации психического и личностного развития зрелого человека. 47. Основные направления развития в ранней взрослости. Психологическое содержание кризиса тридцати лет. 48. Основные задачи развития в средней взрослости. Особенности развития личности в средней взрослости. Феноменология кризиса «середины жизни». 49. Психическое и личностное развитие в поздней взрослости. Завершение профессионального цикла в поздней взрослости. Характеристика кризиса «выхода на пенсию». Особенности социального взаимодействия в поздней взрослости. 50. Возрастные границы старческого возраста. Инволюционные тенденции развития, притупление и затухание отдельных психических и физиологических функций, спад активности. Роль окружающей социальной среды в психологической поддержке личности. Формирование психологической готовности к смерти. Литература · Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Издательство АСТ, 2015. – 352 с. · Еникеев, М.И. Общая и социальная психология : учебник / М.И. Еникеев. – М. : Инфра-М, Норма, 2016. – 640 с. · Еромасова, А.А. Общая психология. Методы активного обучения : учеб. пособие для вузов / А.А. Еромасова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 186 с. · Еромасова, А.А. Общая психология. Практикум для самостоятельной работы студента : учеб. пособие для вузов / А.А. Еромасова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 143 с. · Иванников, В.А. Введение в психологию : учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 234 с. · Кавун, Л.В. Психология личности. Теории зарубежных психологов : учеб. пособие для вузов / Л.В. Кавун. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 108 с. · Константинов, В.В. Развитие психики и сознания : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В.В. Константинов. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 158 с. · Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – М. : Инфра-М, 2017. – 196 с. · Леонтьева, В.Л. Психология : учеб. пособие для вузов / В.Л. Леонтьева. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 151 с. · Макарова, И.В. Общая психология : учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.В. Макарова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 182 с. · Маклаков, А.Г. Общая психология : учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2017. – 583 с. · Марцинковская, Т.Д. Общая психология : учебник для студентов учреждений высшего образования / Т.Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2014. – 384 с. · Носс, И.Н. Психодиагностика : учебник для академического бакалавриата / И.Н. Носс. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 500 с. · Основы психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А.Фурманов [и др.]. – Минск: Соврем, шк., 2011. – 496 с. · Основы психологии и педагогики: учебно-методическое пособие для студентов технических вузов; под ред. В.А.Клименко, И.И.Лобача – Минск, БНТУ, 2014. –- 220с. · Психология развития.Учебник, 5-е изд., испр. Под редакцией: Марцинковская Т.Д / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Ю. В. Микадзе. — Изд.центр Академия Москва, 2014. — 528 с. · Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана. — Москва : Издательство ACT, 2015. — 656 с. · Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум : учебник и практикум для СПО / Д.М. Рамендик. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 303 с. · Столяренко, Л.Д. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 355 с. · Шадриков, В.Д. Общая психология : учебник / В.Д. Шадриков, В.А. Марелов. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 411 с. · Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 576 с.
Программные вопросы утверждены на заседании кафедры 25.11.2019г., протокол № 4
|
|||
|