Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В дурном обществе В.Короленко



 

1. "Петька на даче" Л.Андреева
В описании парикмахерской и всего города ключевыми словами является повторяющееся выражение «одно и то же». Это помогает читателю почувствовать обыденность и скуку жизни горожан: дни, похожие один на другой, одни и те же зеркала в парикмахерской, один и тот же крик: «Мальчик, воды!». Кажется, жизнь идёт по одному и тому же кругу, и все обречены на такое существование. Не случайно композиция рассказа кольцевая. Повествование начинается с парикмахерской и заканчивается там же. Автор подчёркивает, что дети пойдут по проторённой взрослыми дороге, в их жизни не будет чудес и озарений, сказки и волшебства, о которых они так трепетно мечтают. Сонная одурь словно околдовала и Петьку, заставила преждевременно состариться десятилетнего мальчика. Вялый, вечно сонный мальчик лишён детства, на лице даже появились морщины - очень яркая художественная деталь в рассказе. "Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать, и часто казалось, что все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон".

 Но в глубине его души теплится какая-то неясная мечта о другой, незнакомой, красивой жизни. А вокруг равнодушные, тоже сонные люди, которые оживляются только тогда, когда происходят события, такие же пошлые и жестокие, как и они сами: Николка бегал «посмотреть на крупную драку», «возвращался оттуда счастливый и смеющийся». С таким же наслаждением обыватели наблюдают за пьяной дракой, и тогда «зубы весело скалились, лица становились осмысленнее и живее». Автор с болью понимает, что и его герой тоже скоро станет таким же, ведь он хочет во всём быть похожим на смелого и дерзкого Николку, но пока чистая душа ребёнка сопротивляется мерзостям жизни. Чистая душа – и грязь, физическая и нравственная, окружающих его взрослых – тоже контраст, который помогает понять позицию автора: взрослые не имеют права отнимать у ребёнка детство, калечить его душу.

Когда мать навещала Петю в парикмахерской, он все также "лениво ел сласти, не жаловался.. и только просил взять его отсюда". Но мать Пети не понимает ребенка, не замечает или не хочет замечать, как он медленно превращается в старика, как его детсво проходит мимо него в этой грязной парикмахерской: "А Надежда с горем думала, что у нее один сын — и тот дурачок".

Но, как только он приезжает на дачу, его морщины разглаживаются. Это говорит о том, что там он наконец-то смог почувствовать ребенком, он будто бы очнулся ото сна и снова стал живым

Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но ограничивается лишь жалостью к ребенку, убеждая самого себя :"Правда, они живут в ужасных условиях, но есть люди, которым живется и хуже". Таким детям, как Петя, нужна помощь со стороны взрослых, но ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто сочувствовать.

Андреев скупо рисует портрет своего героя, отмечая его худобу и сонливость. Но выразительным, пронзительно трогательным является описание рук ребёнка, эта психологическая деталь очень важна: «грязная худая ручонка», «с доверчивостью кладя плохо отмытую ручонку на плечи и колени пассажиров», «худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, чувствуя боль от острых камешков и песчинок». В несправедливо устроенном мире всякая сказка когда-нибудь заканчивается. Всё возвращается на круги своя. И чем эта сказка была чудеснее, тем горше возвращение в унылую реальность. Когда Петька осознал это – отчаянию его не было границ. Внезапно нахлынувшее горе переросло в истерику, но выхода всё равно не было. Свинцово-серая жизнь вновь неумолимо надвигалась на него. И вот «большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву». Петька даже внешне вернулся к своему «старческому» обличью. Но всё равно он стал другим! Он никогда в жизни не забудет эту счастливую летнюю дачу и, более того, будет думать: а почему это мир устроен так несправедливо? Господам – все блага жизни: веселье, танцы в саду, катание на лодке, вкусная еда. А простым людям вроде Петьки и его мамы – тяжёлый малооплачиваемый труд, беспросветная скука, вечная усталость и недоедание. Недаром Петькин товарищ по несчастью Николка слушал заворожённо рассказы о даче – о том, «чего не бывает, чего никто не видел никогда» и говорил странные слова: «Вот черти! Чтоб им повылазило!». Это о них, о господах, что присвоили себе единоличное право на достойную человеческую жизнь. А ведь каждый человек в этом мире всё-таки рождён для счастья! В этом и заключается социальная заостренность рассказа Андреева.

Писателя возмущает невероятное равнодушие к Петьке не только со стороны хозяина парикмахерской Осипа Абрамовича и подмастерьев, но и барина, человека образованного и, вероятно, считающего себя гуманным. Даже мать ребёнка Надежда не понимает сына. Она по-своему любит и жалеет его, но бедность заставляет отдать в «мальчики на побегушках»: «Петька уже три года живет у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, и это будет очень хорошо, потому что женщина она одинокая и слабая и другой поддержки, на случай болезни или старости, у нее нет». Надежда, ещё молодая женщина, в большей степени заботится о себе, а не о своём ребёнке, который слабее и беспомощнее её и живёт не с матерью, а «в людях». Её любовь животная, бессмысленная. Для неё показателем благополучия является то, что сын поправился на даче: « Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! – радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар. Она приписывала это тому, что много его кормит». Сама же Надежда "ест дьявольски медленно, обгладывает кости, утирается передником и разговаривает о пустяках". Эта деталь говорит о ней, как о человеке, находящем радость в обыденных, приземленных вещах, таких, как хорошая еда.

Выросшего в тесноте, грязи и сутолоке Петьку сначала пугает природа, но он учится понимать её, испытывая к ней какое-то родственное чувство: «Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. …полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать». Сравнения «как сестёр», «как мать» подчёркивают одиночество Петьки, его жажду любви и понимания. Л. Андреев показывает и других мальчиков – подмастерья Николку и гимназиста Митю. Они оказываются милосерднее взрослых, ещё не до конца очерствели душой. Именно они в системе персонажей являются главными. Дерзкий сирота Николка, несмотря на внешнюю грубость, опекает Петьку, с интересом выслушивает его, обучает азам профессии. Он « всегда становился добрее, оставаясь вдвоем, и объяснял «мальчику», что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».

Николка на три года старше Пети, но он сильно отличается от него. Герой уже стремится походить на взрослых, окружающих его. Для него предметом гордости и поводом хвастовства является то, что он "курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже...пил водку, но, вероятно, врал". Для него счастьем является посмотреть уличную драку. Мы видим, что этот мальчик уже сделал шаг в мир взрослых, грязный, развратный и жестокий.

Весёлый и живой Митя, живущий на даче, даёт возможность своему новому другу испытать все радости детства: порыбачить, искупаться в речке, полазить по крышам. Именно благодаря этим мальчикам робкий и тихий Петька познаёт вкус дружбы. А на даче и вовсе расцветает. И не умудрённые опытом люди, а ожесточившийся Николка произносит приговор бесчеловечным эксплуататорам детей и вообще всем взрослым, отнимающих у них детство: «Вот черти. Чтоб им повылазило».

Но в несправедливо устроенном мире всякая сказка когда-нибудь заканчивается. Всё возвращается на круги своя. И чем эта сказка была чудеснее, тем горше возвращение в унылую реальность. Когда Петька осознал это – отчаянию его не было границ. Внезапно нахлынувшее горе переросло в истерику, но выхода всё равно не было. Свинцово-серая жизнь вновь неумолимо надвигалась на него. И вот «большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву». Петька даже внешне вернулся к своему «старческому» обличью. Но всё равно он стал другим! Он никогда в жизни не забудет эту счастливую летнюю дачу и, более того, будет думать: а почему это мир устроен так несправедливо? Господам – все блага жизни: веселье, танцы в саду, катание на лодке, вкусная еда. А простым людям вроде Петьки и его мамы – тяжёлый малооплачиваемый труд, беспросветная скука, вечная усталость и недоедание. Недаром Петькин товарищ по несчастью Николка слушал заворожённо рассказы о даче – о том, «чего не бывает, чего никто не видел никогда» и говорил странные слова: «Вот черти! Чтоб им повылазило!». Это о них, о господах, что присвоили себе единоличное право на достойную человеческую жизнь. А ведь каждый человек в этом мире всё-таки рождён для счастья!

 

2. "В дурном обществе" В.Короленко

Уныние и разрушение царят в Княж-городке. Как же иначе, если «лучшим архитектурным украшением города» является тюрьма – самое прочное и «надежное» здание? Примечательно, что это «украшение» не описывается автором. Каким видит его читатель? Почему именно тюрьма не подверглась разрушению? Ясно, что в городке, где все пребывает в раздоре, тюрьма становится символом разъединенности общества, напоминаниет о судебной власти (неслучайно в тексте дважды появляется молчаливый будочник), изгоняющей людей из общества. Объединяющая некогда людей униатская часовня давно заброшена, и «вместо гулкого с высоким тоном, медного колокола, совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни». «Апофеозом» разделения людей в Княж-городке стали «преобразования» старого Януша, решившего отделить овец от козлищ. «Овцы, оставшиеся по-прежнему в замке, помогали Янушу изгонять несчастных козлищ, которые упирались, выказывая отчаянное, но бесполезное сопротивление», – пишет Короленко. В этом городе не происходит никаких ярких событий,

Вася - главный герой повести, от лица которого ведется повествование. Славный паренек 9 лет, сын городского судьи. Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе от того, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына "с досадой и болью". Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.Герой "не встречал привета и ласки" дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: "Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно".е случайно он сравнивает себя с "молодым волчонком", никому не нужным и лишь раздражающий окружающих своим несчастным видом и поведением. Пожалуй, единственной отдушиной Васи являлась его маленькая сестрёнка. Но и общение с ней было ограничено, потому что нянька видела в нём угрозу и опасалась его дурного влияния на девочку.Вася высоко ценил возникшую дружбу с Валекмо и Марусей. Ему в жизни очень не хватало дружеского внимания, душевной близости, настоящих друзей. Товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его без всякой помощи. Вася же по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявлять по отношению к родной сестре. Васе еще трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности и поведению, а слова Валека: "Серый камень высосал из нее жизнь" -- не вносят ясности, лишь еще более обостряют чувство щемящего до боли сожаления, которое испытывает Вася по отношению к друзьям.арактер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют "дурным обществом". Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в "дурном обществе", Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.Он не осудил своих друзей за воровство. Мальчик понял, что для них это единственная возможность не умереть от голода. Благодаря Валеку Вася изменил свое мнение об отце, стал им гордиться. А история с куклой не только показала все лучшие качества мальчика, но и помогла разрушить барьер между ним и отцом.Итак, Вася единственный, кто активно сопереживает отверженным, но изменить их жизнь к лучшему он не в состоянии. Силу, которая способна это сделать, Короленко не показал.

Валек -  "мальчик лет девяти… худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах… штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. В первой главе, когда Валек только упоминается, было сказано: "Мальчик лет семи”. Почему такая разница в обозначении возраста? Может быть потому, что вначале Вася видит Валека со стороны, несколько отстранённо, поэтому он и показался ему маленьким. В часовне он увидел Валека вблизи. Более того, они чуть не сцепились. В этой ситуации Вася должен был оценить силы противника, и он их оценил — "больше меня”. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла внимание Васи? Вася сразу заметил, что глаза у Валека "задумчивые”. И ещё он заметил, что Валек "с грустью произнёс”, "усмехнулся с обычным грустным видом”. Грустное настроение Валека погружает Васю, а вместе с ним и читателя, в атмосферу какой-то безысходной печали и тревоги, правда, пока ещё не вполне осознанной.

 Если Васю называли бродягой в шутку из-за того, что он любил бывать вне дома и бродяжить по улицам, то Валек был настоящим бродягой. Мальчик жил без «дома», ютясь вместе с другими нищими в заброшенной часовне. За ним и его сестрой Марусей присматривал пан Тыбурций, такой же бродяга. Все знали, что дети не его, но как они у него появились, никто не ведал. Тыбурций пришел в город Княжье-Вено уже с приемными детками.

Самым дорогим человеком для Валека была его младшая сестра Маруся. Он всегда отдавал ей свои конфеты, яблоки, принесенные Васей. Ради сестры мальчик шел даже на воровство. Однажды он украл для нее булку.

Валек тепло относится к приемному отцу. Он ценит его заботу и понимает, почему тот плачет, глядя на них.

Образ Валека очень важен и помогает лучше понять главного героя. Маленький мальчик – жертва социального неравенства в обществе. Писатель показал на примере бедного, но достойного мальчика, что важнее высокие моральные качества, а не социальный статус в обществе.

Маруся -младшая сестра Валека. Девочке около 4 лет, она худая, болезненная, плохо ходит. По словам Тыбурция, серый камень вытягивает из неё жизнь. Тонкая, прозрачная голубоглазая девочка с белокурыми волосами медленно тает из-за недостатка питания и солнца. В те моменты, когда самочувствие позволяет, она играет, сидя на полянке с полевыми цветами, камушками, и её глаза полны счастья.

В описании Маруси превалируют уменьшительно-ласкательные слова. Они подчёркивают возраст Маруси, но не только. Уменьшительно-ласкательные слова, сравнение с колокольчиком, былинкой создают ощущение незащищённости этой девочки. Она вызывает чувство жалости.самым светлым и невинным человеком в данном рассказе является маленькая Маруся. Она - тихое и нежное создание, постепенно угасающее от недостатка жизненной энергии. Болезненная и хрупкая девочка, умирающая на глазах любимого брата. Прелестный ребёнок и жертва жестоких обстоятельств своей нелёгкой судьбы.

 

Вася невольно начинает сравнивать Марусю с сестрой Соней. Что побудило Васю к такому сравнению? Девочки в одном возрасте. И это единственное, что их объединяло. В остальном они были очень разные. Вася видит различия в их внешнем виде: "Соня… кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала... так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья”. А Маруся никогда не бегала и "смеялась очень редко”, "платье её было грязно и старо, в косе не было лент”. А её "глаза смотрели порой так не по-детски грустно”. Маруся никогда не имела своих игрушек, часто голодала, ходила в рваной одежде. "Она и Валек ели с жадностью, которая ясно показывала, что мясное блюдо было для них невиданною роскошью; Маруся облизывала даже свои засаленные пальцы".

Героиня росла грустным ребенком, не любила играть в игры. Глубокий взгляд и грустная улыбка делали ее похожей на взрослого человека. Она редко смеялась, но когда все же звучал ее смех, то это было похоже на маленький нежный колокольчик. Маруся – тихий спокойный ребенок, любящий цветы.

Девочка сильно болела, почти не могла ходить. Ребенок жил в подземелье, где всегда сыро и грязно.

Маруся хорошо приняла нового друга брата, Васю. Она всегда радовалась встрече с ним в их жилище. И это понятно, ведь главный герой всегда старался поддержать ее, порадовать чем-то вкусным.

Маруся так и не познала радостей детства из-за болезни.

Образ Маруси играет важную роль в становлении главного героя как личности. Благодаря подруге, он понимает, насколько жесток мир, делящийся на социальные классы. Вася не хочет жить в таком обществе, и решает жить по законам совести.

Во время знакомство с новыми друзьями Вася невольно начинает сравнивать Марусю со своей сестройСоней.Что побудило Васю к такому сравнению? Девочки в одном возрасте. И это единственное, что их объединяло. В остальном они были очень разные. Вася видит различия в их внешнем виде: "Соня… кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала... так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья”. А Маруся никогда не бегала и "смеялась очень редко”, "платье её было грязно и старо, в косе не было лент”. А её "глаза смотрели порой так не по-детски грустно”.

Соня - младшая сестра Васи, девочка 4х лет. Она подвижный, активный ребенок. Девочка много и часто улыбается, смеётся, её жизнь полна счастья и беззаботности.

Вася тоже страстно любит свою младшую сестричку. Хочет чаще находиться рядом с ней. Однако каждый раз, когда мальчик предпринимал попытки поиграть с Сонечкой, старая ворчливая няня выхватывала её и быстро уносила. В этот момент Вася сравнивал себя с коршуном, а Соню – с маленьким беззащитным цыплёночком.

Соня – добрый ребёнок. Об этом свидетельствует история с куклой, которую Вася попросил у нее на время. Услышав про то, что Маруся сильно болеет, девочка прониклась чувством жалости и пообещала брату играть эти несколько недель с другими игрушками и не говорить няне о пропаже. Соня проявляет проявляет лучшие качества, стараясь отвлечь внимание няни от пропажи. Она демонстрирует преданность брату.

Социальный конфликт повести Владимира Короленко «В дурном обществе» - это моральный урок обществу, погрязшему в социальном неравенстве. Владимир Короленко показал эту проблему детскими глазами, ведь дети совсем по-другому видят взрослые проблемы. Главный герой, мальчик Вася, рос в богатой семье. Ему не были знакомы проблемы нищеты, голод, болезни. Но он знакомиться с Валеком и Марусей, которые были нищими.

Общаясь с ними, Вася наблюдает, что люид могут не иметь дома, голодать, носить старую, поношенную одежду. Его ужасает это, он не знал, что такое вообще бывает в жизни. Сложная судьба маленьких детей демонстрирует жестокость мира, поделенного на части. Писатель показывает, что больше всего страдают именно дети. Все они имеют право на счастливое детство, но на деле оно бывает только у тех, кому повезло родиться в богатой семье.

Таким образом, социальный конфликт повести заключается в том, что в обществе существует социальное разделение на богатых и нищих. Одним достается все,другим ничего. И именно в детской среде эти противоречия заметны наиболее отчетливо.

 

Семейный конфликт в поести прослеживается в отношении Васи с отцом. Вася рано остался без матери, жил с отцом и младшей сестрой Соней. О его отце известно, что он – значимая личность в городе, уважаемый судья. Поэтому мужчина может обеспечить своей семье хороший достаток. Они не нуждаются в еде или одежде, как новые знакомые Васи.

После потери жены мужчина перестал заниматься воспитанием сына и проявлял ласку только по отношению к дочери. Вася считал себя покинутым из-за этого и стал бродяжить. На улице он встретил Валека, настоящего бродягу, и через него познакомился с миром нищих, которые жили в заброшенной часовне старого замка.

 

Отец стал еще хуже относиться к сыну, узнав, что тот стал знаться с «дурным обществом». Он считал это проявлением его плохого характера, детским капризом.

Вася видел в отце сурового и сухого человека. Он говорит новым друзьям, что самый родной человек не любит его. Однако его удивляет ответ Валека. Друг говорит, что слышал о его отце только хорошее, то, что он справедливый и честный судья. Но несмотря на все положительные отзывы других людей о его отце, Вася все равно думает о том, что отец е полюбит его даже так, как Тыбурций любит Валекка и Марусю.

Когда Вася узнает, что Марусе стало хуже из-за болезни, он решает порадовать девочку и приносит куклу сестры. Соня была доброй и разрешила взять игрушку на время. Маруся была нищей и никогда не имела своих кукол, поэтому пришла в восторг от поступка друга. Приятные впечатления немного приободрили больного ребенка - и болезнь ненадолго отступила. Вася не жалел, что отнес игрушку подруге, но дома скоро узнали о пропаже и начались проблемы.

 

Отец спросил о кукле, однако Вася молчал, так как не хотел, чтобы игрушку забрали у больной подруги. Он понимал, что может понести наказание, но не стал рассказывать о Валеке и Марусе, как и обещал Тыбурцию. И вот в момент, когда должно было свершиться «правосудие», приходит в их дом сам Тыбурций и возвращает игрушку. Он обо всем рассказывает отцу Васи и благодарит за добрый поступок сына. Главный герой неожиданно чувствует на своей голове руку отца. Взглянув в его глаза, мальчик понимает, что наконец-то заслужил уважение. Отец и сын вновь стали близкими людьми.

 

Дружба с Валеком и Марусей помогла Васе понять и полюбить отца. В отношениях с ними проявились лучшие качества героя: чуткость, способность к состраданию, искренность. Вася в будущем также самоотверженно будет служить справедливости, проявляя гуманность по отношению к обездоленным. В финальном эпизоде повести мы видим дружную семью, сплоченную не только родственными узами, но и едиными убеждениями.

 

Таким образом, мы наблюдаем сложное развитие отношений Васи и его отца. После смерти матери между ними встала стена, которую оба боялись сломать. Это привело к тдалению их друг от друга, в итоге Вася начал чувствовать себя чужим в родной семье. В среде нищих он нашел себе настоящих друзей, которые смогли дать ему ласку и внимание, на их примере он смог увидеть настояще семейные отношения. Но переломнынм моментом стал разговор отца Васи с Тыбурцием. Мы не знаем, о чем именно говорили, но точно можно сказать, что отношения мальчика с отцом изменятся. "еперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца, застилавший его добрый и любящий взгляд... И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына".
Критический пафос повести заключается в том, чтобы обратить внимание людей на то, как страдает общество, в том числе и дети, от нищеты. Он заставляет нас обратить внимани на существование двух миров и огромную разницу между ними.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.