Важнейший итог Столетней войны между Англией и Францией
Годовая контрольная работа по истории за 10-й класс
2 вариант
Часть А
1. В Византии в отличие от западноевропейского феодализма:
А) сохранилась крестьянская община
Б) существовала частная собственность
В) экономика носила аграрный характер
Г) государство являлось верховным собственником земли
2. Важнейший итог Столетней войны между Англией и Францией
А) разорение и упадок территории Англии Б) оформление их как национальных государств В) объединение территорий обоих государств Г) усиление Германии, вызванное ослаблением Англии и Франции
- Кто в Новгородской республике являлся высшим должностным лицом, контролировал деятельность князя?
А) Окольничий; В) Владыка; Б) Посадник; Г) Стольник - Какие земли вошли в состав России позже других?
А) Ногайская орда; В) Астраханское ханство; Б) Западная Сибирь; Г) Казанское ханство. - Одним из следствий принятия Соборного Уложения 1649 г. было:
А) Установление бессрочного сыска беглых крестьян; Б) Продление сроков поиска крестьян до 15 лет; В) Упразднение правила «с Дона выдачи нет»; Г) Разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь. - Развитие отечественной культуры в XVII в характеризовалось:
А) Уменьшением влияния церкви; Б) Насаждением западноевропейских образцов; В) Открытием Академии наук; Г) Появлением первых печатных газет и журналов.
- При Петре I этот князь в 1718-1722 гг был президентом Камер-коллегии; при ЕкатеринеI - одним из организаторов Верховного тайного совета; после смерит Петра II – инициатором приглашения на престол Анны Иоанновны и ограничения её власти. Это князь
А) Д.Н. Голицын; Б) Г.И. Головкин; В) А.Д. Меншиков; Г) А.Б. Бутурлин - Политика меркантилизма – это:
А) экономическая политика, направленная на развитие в стране добывающей промышленности с целью активного вывоза сырья в другие страны; Б) экономическая политика, направленная на создание национального капитала за счёт развития национального производства и активного вывоза товаров в другие страны; В) экономическая политика, направленная на создание самодостаточной экономической системы, независимой от вывоза и ввоза товаров из-за границы; Г) экономическая политика, направленная на поощрение национального сельскохозяйственного производства для обеспечения продовольственной безопасности страны
- Укажите имя автора проекта, о котором говорится в тексте.
«Нельзя не упомянуть и о его участии, наряду с другими одиннадцатью сановниками, в секретной разработке проектов освобождения крестьян, работа над которыми проводилась в 1817-1818 гг. Подлинник проекта не разыскан и известен только в изложении других лиц. Суть его в общих чертах сводилась к следующему. Владельческие крестьяне и дворовые люди с согласия помещиков постепенно выкупались казной. Кроме того, опять-таки с согласия помещиков, государство могло выкупить по 2 десятины пахотной земли на каждую ревизскую душу. Такая мизерность наделов, естественно, способствовала бы развитию арендных отношений и препятствовала полному отрыву крестьянских хозяйств от помещичьего». А) А.Н. Голицын; В) А.А. Аракчеев Б) Н.М. Карамзин; Г) Н.Н. Новосильцев - Следствием подписания Александром I Тильзитского мира с Наполеоном было:
А) реализация секретного протокола о разделе сфер влияния между Россией и Францией в Центральной Европе; Б) формирование русско-французского экспедиционного корпуса для похода в Индию; В) присоединение России к континентальной блокаде Англии; Г) подготовка российского и французского флотов к нападению на Англию - Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и укажите, кто издал указ, о котором идёт речь.
«Манифест устанавливал трёхдневную барщину, а также запрещал помещикам заставлять крестьян работать в выходные и праздничные дни. Этот манифест положил первое ограничение помещичьей власти» А) Пётр I; В) Пётр III; Б) Екатерина II; Г) Павел I - Прочтите отрывок из записок А. С. Пушкина и укажите фамилию автора труда, о котором идёт речь.
«Это было в феврале 1818 года. Первые восемь томов «русской истории»... вышли в свет... Появление сей книги (так и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление, 3000 экземпляров разошлись в один месяц... все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием». А) В. Н. Татищев; В) Н. М. Карамзин; Б) В. О. Ключевский; Г) С. М. Соловьёв.
Часть Б
- Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
| ПОНЯТИЯ
| А) плата за проживание на земле господина
| 1) «урочные лета»
| Б) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян
| 2) «заповедные лета»
| В) крупная земельная собственность, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования
| 3) пожилое
| Г) сроки в течение которых временно запрещался крестьянский переход в Юрьев день
| 4) вотчина
|
| 5) поместье
| Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Прочтите отрывок из документа XVII в. и напишите его название. «Так же будет вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылех, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или за посадех и в посадских людех... — за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам... А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов, без урочных лет» ОТВЕТ:____________________________________________________________________________
3. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1. 1878 г.
2. Ясский мир
3. Петр I
4. 1856 г.
5. 1791 г.
6. Гюлистанский мир
7. Ям-Запольское перемирие
8. Александр I
9. Ништадский мир
Правитель
| Год
| Мирный договор
| ________(А)
| 1721 г
| ________(Б)
| Екатерина II
| ______(В)
| __________(Г)
| ________(Д)
| 1812 г.
| Бухарестский мир
| Александр II
| ________(Е)
| Парижский мир
| 4. Чем прославились эти личности
Юстиниан I _____________________________________________________
Карл Великий ___________________________________________________
Ярослав II ______________________________________________________
Часть В
Как вы оцениваете деятельность Павла I? (5-6 предложений)
|