Приложение 11 кл. Современные взгляды на возникновение жизни».
Приложение 11 кл
«Современные взгляды на возникновение жизни».
Литература:
Для учителя:1)Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Биология. 10-11 класс. Базовый уровень.10-11 класс - М: «Просвещение» 2012 г – 175 с.
2) Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. - М.: «Просвещение» 2010 – 44с.
Для ученика: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Биология. 10-11 класс. Базовый уровень.10-11 класс - М: «Просвещение» 2012 г – 175 с.
Ход урока:
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 2. Актуализация знаний
Фронтальный опрос.
1. Все многообразие гипотез сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения. Каким? Назовите их.
2. Кроме того, основные идеи, объясняющие происхождение жизни на Земле можно классифицировать по пяти направлениям. Каким? Рекомендую обратиться к Приложению 1.
3. Назовите основные идеиобъясняющие происхождение жизни на Земле?
4. Каковы были взгляды на происхождение жизни в древности?
5. Какова заслуга М.М. Тереховского?
А Сейчас мы послушаем ответ по карточке.
3. Объяснение нового материала
Открыли тетради и записали тему урока (Тема урока на доске).
И вновь возникает вопрос: «Если жизнь возникла не на Земле, то, как она возникла вне Земли?»
«Жизнь – это вечное познание. Бери свой посох и иди».
Слова эпиграфа каждый из вас понимает по-своему.
Сегодня мы должны с вами выяснить, в чем же сущность теории А.И.Опарина- Дж. Бернала. Мы познакомимся с новыми терминами и заслугами ученых, внесшими вклад в развитие представлений о зарождении жизни на Земле.
Прежде, чем говорить о возникновении жизни на Земле, давайте вспомним о происхождении нашей планеты. Для этого обратимся к Приложению №2
Итак, мы имеем воды первичного океана на древней Земле.
А что же дальше?
Эту концепцию развили или углубили в своих работах в 1924 году А.И. Опарин, в 1929 году английский биолог Дж. Холдейн и в 1947 году английский физик Джон Бернал.
Процесс формирования первых органических соединений на Земле называют химической эволюцией.
Вопрос №1
Этапы химической эволюции? Можете рассказать об абиогенном синтезе? (Можно обратить Приложению 3).
Можно ли было проверить каким – либо образом эти предположения?
Итак:
1-й этап – абиогенный синтез низкомолекулярных органических веществ (биомономеров) из неорганических веществ.
2-й этап – образование биополимеров, – полинуклеотидов, белково-липидных систем и др.
3-й этап- появление коацерватов (пробионтов).
Сейас мы переходик к коацерватам, перед вами Приложение №4 и №5 можете ими пользоваться.
Коацерват: от латинского «коацервус»- сгусток, куча. Молекулы белков, обладающие амфотерностью, при определенных условиях могут самопроизвольно концентрироваться и образовывать коллоидные комплексы, которые получили название коацерватов. Коацерватные капли образуются при смешивании двух разных белков. Раствор одного белка в воде прозрачен. При смешивании разных белков раствор мутнеет, под микроскопом в нем заметны плавающие в воде капли. Такие капли коацерватов могли возникнуть в водах первичного океана, где находились разнообразные белки.
Определение: коацерваты - это фазообособленные системы органических веществ. (пробионты, праорганизмы).
Показано на рисунке. Приложение 5.
Коацерватные капли могут служить моделями первичных предбиологических систем – пробионтов.
4-й этап – возникновение молекул нуклеиновых кислот, способных к самовоспроизведению.
5-й этап. Поэтапное повторение – закрепление.
Однако процессы химической эволюции не объясняют. Как возникли живые организмы.
Процессы, которые привели к переходу от неживого к живому Дж. Бернал назвал биопоэзом.
Биопоэз – это переход от неживого к живому.
Этапы биопоэза должны были привести к появлению первых живых организмов.
Основные этапы биопоэза:
возникновение мембран у коацерватов,
возникновение способности к самовоспроизведению,
возникновение метаболизма,
возникновение фотосинтеза,
возникновение кислородного дыхания.
А сейчас выполним такое задание: перед вами лежат карточки с вопросами, нужно ответить на вопросы используя текст учебника. Разбейтесь по группам. На все не больше пяти минут.
Карточка №2
Каким образом образовались клеточные мембраны у коацерватов. Что в этом положительного?
Прочему стало возможна способность к самовоспроизведению у коацерватов?
Какой способ питания был у первых существ? Почему?
С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов?
Почему первые живые организмы были анаэробными?
Почему возникло аэробное дыхание?
Почему стал возможен выход организмов из воды на сушу?
А сейчас посмотрим, как вы поработали с книгой.
(учитель зачитывает вопросы, а ученики отвечают).
Исходя из всего сказанного, мы должны сделать вывод.
Наиболее распространенной гипотезой происхождения жизни на Земле является гипотеза Опарина – Бернала.
Жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. Биологической эволюции предшествовала химическая.
Я ни в коей мере не хочу перечеркнуть все выше сказанное, но у этой теории тоже есть противники.
Самое трудное для гипотезы Опарина – Бернала объяснить появление способности живых систем к самовоспроизведению. Гипотезы по этому вопросу пока малоубедительны. Подробности перехода от сложных неживых веществ к простым организмам покрыты тайной.
| 1.Отвечают: Биогенез-«живое из живого». Абиогенез-« живое из неживого».
2.Отвечают по приложению.
3.Отвечают.Метафизическая (жизнь создана Богом).Теория панспермии (жизнь занесена из космоса).Теория самозарождения. Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Гипотеза геологической вечности жизни.
4. Отвечают: в древнем мире была распространена идея самозарождения. Аристотель: черви появляются из гниющего мяса под влиянием «жизненной силы». Древнеримский философ Тит Лукреций Кар в I веке до нашей эры в произведении «О природе вещей» писал:
«Видеть бывает легко. Как из кучи зловонной навоза, Черви живые ползут, зарождаясь…».
5. Отвечают: Мартын Матвеевич в 1775 году запаял сосуд с бульоном и прокипятил его. Бульон хранился очень долго, но микроорганизмы в нем не появились.
Ответ ученика по карточке:
Премия была учреждена за попытку осветить по-новому вопрос о зарождении жизни на Земле. Премию получил в 1862 году Луи Пастер. Опыт Пастера: в сосуде с S- образным горлышком бульон хранился долгое время и оставался стерильным, так как микроорганизмы оседали на стенках изогнутой трубки и в бульон не попадали. Однако стоило обмыть изгиб трубки бульоном, как начиналось гниение, вызванное микроорганизмами. Л.Пастер доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни.
Записывают тему урока
Отвечают по Приложению №2
В соответствии с концепцией О.Ю. Шмидта более 5 млрд. лет назад в результате Большого взрыва из газово-пылевого облака образовалось Солнце. Из оставшейся части облака, вращающегося вокруг Солнца, формировались планеты Солнечной системы, в том числе и Земля.
Первоначально Земля была холодной, но благодаря распаду радиоактивных элементов она разогрелась, температура в ее недрах достигла выше 1000° C. В результате твердые породы начали плавиться и распределяться определенным образом: в центре – самые тяжелые. А на поверхности - самые легкие. Под влиянием высокой температуры вещества вступали в химические реакции.
Атмосфера Земли в то время была бескислородной. В ее состав входили азот, водяной пар, углекислый газ, сероводород, аммиак, метан и др. Свободный кислород, который выделялся из мантии, быстро расходовался на процессы окисления.
Затем наступил период охлаждения планеты. Температура на поверхности Земли снизилась до 100° C. Началась конденсация водяного пара в атмосфере, пошли проливные дожди, продолжавшиеся тысячелетия. Горячая вода заполняла впадины земной поверхности.
Записывают: Процесс формирования первых органических соединений на Земле называют химической эволюцией.
Обращаются к приложению №3 и размышляют.
Небиологический, или абиогенный (от греческого «а» - отрицательная частица, «БИОС»- жизнь, «генезис»- происхождение). На этом этапе в атмосфере Земли и в водах первичного океана, насыщенных разнообразными неорганическими веществами, в условиях интенсивного солнечного излучения происходили химические реакции. В ходе этих реакций из неорганических веществ могли сформироваться простые органические вещества- аминокислоты, простые углеводы, спирты, жирные кислоты, азотистые основания.
Можно, опытом Миллера.
Пример ответа ученика:
Возможность синтеза органических веществ из неорганических в водах первичного океана подтвердилась в опытах американского ученого С.Миллера и отечественных ученых А.Г. Пасынского и Т.Е.Павловской.
Миллер сконструировал установку, в которую помещалась смесь газов: метана, аммиака, водорода, паров воды. Эти газы могли входить в состав первичной атмосферы. В другой части аппарата находилась вода, которая доводилась до кипения. Газы и водяной пар, циркулировавшие в аппарате под высоким давлением, в течение недели подвергались воздействию электрических разрядов. В результате в смеси образовалось около 150 аминокислот, часть из которых входит в состав белков.
Записывют: 1-й этап – абиогенный синтез низкомолекулярных органических веществ (биомономеров) из неорганических веществ.
2-й этап – образование биополимеров, – полинуклеотидов, белково-липидных систем и др.
3-й этап- появление коацерватов (пробионтов).
Записывают: Коацерваты - это фазообособленные системы органических веществ. (пробионты, праорганизмы).
Записывают: 4-й этап – возникновение молекул нуклеиновых кислот, способных к самовоспроизведению.
5-й этап. Поэтапное повторение – закрепление.
Записывают: Биопоэз – это переход от неживого к живому.
Работают с вопросами по карточке №2
1.Путем выстраивания молекул липидов на поверхности коацерватов. Это обеспечивало стабильность их формы.
2. Благодаря включению в состав коацерватов молекул нуклеиновых кислот.
3. Способ питания – гетеротрофный, так как в водах первичного океана было много готовых органических веществ.
4. Численность живых организмов увеличивалась и конкуренция обострялась. У некоторых организмов возникла способность к синтезу органических веществ из неорганических. С использованием энергии солнца (фотосинтез) или энергии химической реакции, (хемосинтез) возникли автотрофы.
5. Вероятно, в водной среде еще отсутствовал кислород.
6. Аэробное дыхание возникло потому, что появление фотосинтеза привело к накоплению в атмосфере кислорода.
7. Первоначально жизнь развивалась в водах океана, так как ультрафиолетовое излучение губительно влияло на них. А появление озонового слоя в результате накопления кислорода в атмосфере создало предпосылки выхода на сушу
| Закрепление
1. Дайте определение химическая эволюция?
2. Дайте определение Коацерваты?
3. Назовите этапы химической эволюции.
| Отвечают: 1.Процесс формирования первых органических соединений на Земле называют химической эволюцией.
2. Коацерваты - это фазообособленные системы органических веществ. (пробионты, праорганизмы).
3. Абиогенный синтез биомономеров; синтез биополимеров; появление коацерватов; возникновение молекул нуклеиновых кислот, способных к самовоспроизведению.
| Вывод Наиболее распространенной гипотезой А.И. Опарина – Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь на земле возникла естественным путем из неорганической материи, Биологической эволюции предшествовала химическая эволюция, которая включала ряд этапов.
Переход от неживого к живому – биопоэз.
Всем спасибо за урок. До свидания!
|
Прощаются.
|
Карточка №1
В 1859 году Парижская академия наук учредила премию за попытку осветить по-новому вопрос о зарождении жизни на Земле. Кто и когда получил эту премию? В чем была его заслуга?
Карточка №2
1. Каким образом образовались клеточные мембраны у коацерватов. Что в этом положительного?
2. Прочему стало возможна способность к самовоспроизведению у коацерватов?
3. Какой способ питания был у первых существ? Почему?
4. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов?
5. Почему первые живые организмы были анаэробными?
6. Почему возникло аэробное дыхание?
7. Почему стал возможен выход организмов из воды на сушу?
Приложение№1 Основные идеи, объясняющие происхождение жизни на нашей планете
| 1. Жизнь на Земле создана Богом.
| 2. Жизнь на Землю занесена извне (например, с других планет)
| 3. Живое на планете неоднократно самозарождалось из неживого.
| 5. Жизнь существовала всегда.
| 4. Жизнь возникла в определенный период развития Земли как следствие биохимической эволюции (гипотеза А.И. Опарина.)
|
Приложение №2
Земля - атомарное газовое облако.
| Земля – раскаленное уплотненное тело(t° поверхности - более 1000° C).
|
Приложение №3
Результат их воздействия.
| Достаточно высокая температура поверхности планеты.
| Активная вулканическая деятельность.
| Грозовые электрические разряды.
| Ультрафиолетовые излучения.
|
Синтез органических веществ из неорганических соединений, протекающий в водной среде.
|
Приложение № 4
Признаки сходства коацерватной капли с живым организмом.
Коацерватная капля = сгусток органических веществ.
| Увеличение размеров капли.
| Распад одной капли на две или несколько более мелких.
| Напоминает деление клетки живого организма.
| Напоминает процесс роста у живого организма.
| Характерные для нее процессы.
|
Поглощение веществ из внешней среды.
| Синтез и распад (расщепление) молекул веществ внутри капли.
| Выделение веществ из капли во внешнюю среду.
| Напоминают процесс обмена веществ у живого организма.
|
Приложение № 5
Коацерватная капля
|