|
|||
Повторение и обобщение по теме «Способы передачи чужой речи»Повторение и обобщение по теме «Способы передачи чужой речи» Работа по теме урока: 1) Какие способы передачи чужой речи вы знаете? Приведите примеры: А) Чужую речь можно передать с помощью прямой речи, без изменений (Учитель сказал нам: «Ребята! Будьте внимательны при переходе через улицу!»). Б) Сложноподчиненным предложением с косвенной речью (Учитель сказал нам, чтобы мы были внимательны при переходе через улицу.). В) С помощью предложений с вводным словом и вводным предложением (По словам учителя, мы должны быть внимательны при переходе улицы.). Г) При помощи дополнения в предложном падеже (Учитель рассказал нам о правилах дорожного движения.).
2) Пунктуационная разминка. Задание: Запишите предложения, правильно расставив знаки препинания. 1) Хозяйка часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». 2) «Я в театр не пойду», - неприязненно отозвался Шариков. 3) «Куда же вы?» - ужаснулся Старцев. 4) «Скажи, пожалуйста, Ерофей, - заговорил я, - что за человек этот Касьян?» 5) Тут он совсем обомлел и произнес: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы…» - и заплакал вдруг. 6) Смотрю ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?»
3.) Как вы думаете, для чего мы используем графические схемы предложений с прямой речью? Чем они нам помогают? (помогают правильно расставлять знаки
4)Задание: Составьте схемы записанных вами предложений.
5) Что мы называем косвенной речью? В чем особенность предложений с косвенной речью? (это сложные предложения, (Предложения, главная часть которых присоединяет к себе придаточную часть при помощи союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ и др.)
6) Задание: замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью и сделайте вывод об отличии прямой речи от косвенной: «Папа велел тебе кое-что передать»,- сообщил мне брат. «Зайди к нему сегодня вечером», - добавил он. «А больше он ничего не передавал?» - обратился я к Васе. Брат пожал плечами и ответил: «Ты, Петька, сам к нему сходи – вот и узнаешь».
6) Каким ещё способом может передается разговорная речь? (при помощи диалога) Обратимся к отрывку из рассказа: - Так после ужина кадриль моя? – сказал я, отводя ее к месту. - Разумеется, если меня не увезут, - сказала она, улыбаясь. - Я не дам, - сказал я. - Дайте же веер, сказала она. - Жалко отдавать, - сказал я, подавая ее белый дешевенький веер. Так вот вам, чтобы вы не жалели, - сказала она, оторвала перышко от веера и подала мне. - Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? (Л. Н. Толстой «После бала») Все ли в порядке в записи данного отрывка? В чем однообразие?
Задание: поработайте с этим диалогом, запишите его, используя вместо глагола «СКАЗАЛ» другие глаголы гов Задание: поработайте с этим диалогом, запишите его, используя вместо глагола «СКАЗАЛ» другие глаголы гов Задание: поработайте с этим диалогом, запишите его, используя вместо глагола «СКАЗАЛ» другие глаголы гов Задание: поработайте с этим диалогом, запишите его, используя вместо глагола «СКАЗАЛ» другие глаголы гов - Задание: Поработайте с этим диалогом, используйте вместо глагола «СКАЗАЛ» другие глаголы говорения.
7) Что такое цитаты и как они оформляются? Задание: записать цитату, правильно ее оформив. 1.Гоголь дивится «драгоценности русского языка». 2.Тургенев пишет в своем стихотворении: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь, родное, далекое… Все ли в порядке в записи данного отрывка? В чем однообразие? 3. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно», - писал Д.И. Менделеев. Дома: 1. Ответьте на контрольные вопросы - стр. 244(устно) 2. Упр.431 (письменно) 3. Сделайте синтаксический разбор предложения: Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь (Гиппократ) (письменно) Задание: поработайте с этим диалогом, запишите его, используя вместо глагола «СКАЗАЛ» другие глаголы говорения. Сдать до 13.05.
|
|||
|