Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повторение и обобщение по теме «Способы передачи чужой речи»



Повторение и обобщение по теме «Способы передачи чужой речи»

Работа по теме урока:

1) Какие способы передачи чужой речи вы знаете? Приведите примеры:

А) Чужую речь можно передать с помощью прямой речи, без изменений

(Учитель сказал нам: «Ребята! Будьте внимательны при переходе через улицу!»).

Б)  Сложноподчиненным  предложением с  косвенной  речью

 (Учитель  сказал  нам, чтобы мы были внимательны при переходе через улицу.).

В)  С  помощью  предложений  с  вводным  словом  и  вводным  предложением

 (По словам учителя, мы должны быть внимательны при переходе улицы.).

Г)  При  помощи  дополнения  в  предложном  падеже

 (Учитель  рассказал  нам  о правилах дорожного движения.).

 

2) Пунктуационная разминка.

Задание: Запишите предложения, правильно расставив знаки препинания.

1) Хозяйка часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли».

2) «Я в театр не пойду», - неприязненно отозвался Шариков.

3) «Куда же вы?» - ужаснулся Старцев.

4) «Скажи, пожалуйста, Ерофей, - заговорил я, - что за человек этот Касьян?»

5) Тут он совсем обомлел и произнес: «Ваше благородие, батюшка барин, да как

вы…» - и заплакал вдруг.

6) Смотрю ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?»

 

3.) Как вы думаете, для чего мы используем графические схемы предложений с прямой речью?

Чем они нам помогают?

(помогают правильно расставлять знаки

 

4)Задание: Составьте схемы записанных вами предложений.

 

5) Что мы называем косвенной речью?

В чем особенность предложений с косвенной речью? (это сложные предложения,

(Предложения, главная часть которых присоединяет к себе придаточную часть при помощи союзов

ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ и др.)

 

6) Задание: замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной

речью и сделайте вывод об отличии прямой речи от косвенной:

 «Папа велел тебе кое-что передать»,- сообщил мне брат.

«Зайди к нему сегодня вечером», - добавил он.

«А больше он ничего не передавал?» - обратился я к Васе.

 Брат пожал плечами и ответил: «Ты, Петька, сам к нему сходи – вот и узнаешь».

 

6)  Каким ещё способом может передается разговорная речь? (при помощи диалога)

Обратимся к отрывку из рассказа:  

- Так после ужина кадриль моя? – сказал я, отводя ее к месту.

- Разумеется, если меня не увезут, - сказала она, улыбаясь.

- Я не дам, - сказал я.

- Дайте же веер, сказала она.

- Жалко отдавать, - сказал я, подавая ее белый дешевенький веер.

Так вот вам, чтобы вы не жалели, - сказала она, оторвала перышко от веера и

подала мне.

- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? (Л. Н. Толстой «После бала»)

Все ли в порядке в записи данного отрывка? В чем однообразие?

 

Задание: поработайте с этим диалогом, запишите его, используя вместо глагола

«СКАЗАЛ» другие глаголы гов

Задание: поработайте с этим диалогом, запишите его, используя вместо глагола

«СКАЗАЛ» другие глаголы гов

Задание: поработайте с этим диалогом, запишите его, используя вместо глагола

«СКАЗАЛ» другие глаголы гов

Задание: поработайте с этим диалогом, запишите его, используя вместо глагола

«СКАЗАЛ» другие глаголы гов

- Задание: Поработайте с этим диалогом, используйте вместо глагола «СКАЗАЛ» другие глаголы говорения.

 

7)  Что такое цитаты и как они оформляются?

Задание: записать цитату, правильно ее оформив.

1.Гоголь дивится «драгоценности русского языка».

2.Тургенев пишет в своем стихотворении:

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь, родное, далекое…

Все ли в порядке в записи данного отрывка? В чем однообразие?

3. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно», - писал 

Д.И. Менделеев.

Дома: 1. Ответьте на контрольные вопросы - стр. 244(устно)

       2. Упр.431 (письменно)

       3. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь (Гиппократ)

(письменно)

Задание: поработайте с этим диалогом, запишите его, используя вместо глагола

«СКАЗАЛ» другие глаголы говорения.

Сдать до 13.05.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.