|
|||
СПЕЦИАЛЬНОСТИ4. СПЕЦИАЛЬНОСТИ 4.1. Общие положения. Основа работы с младшим возрастом - игра. Для того, чтобы эту игру сделать еще более увлекательной и содержательной, мы проводим ее, как подготовку для получения разных специальностей. Специальности младших отличаются от разведческих тем, что они не являются попыткой дать серьезные навыки, но лишь оформляют участие детей в работе стаи, то есть в организованных воспитательных играх. По способу испытаний специальности белочек и волчат могут быть индивидуальными или цикловыми. К индивидуальным специальностям готовятся индивидуально, сдают их тоже индивидуально, эти специальности следует считать исключением из общего порядка. Большинство специальностей волчат и белочек проходится всей стаей в виде так называемых цикловых игр. Так, например, в течение трех месяцев (или в течение всего лагеря) на сборах, на прогулках тема игр всей стаи одна и та же – «Славянин». В рамки этой темы укладываются беседы, игры, песни, символика, танцы и т.д. В конце цикла проводится испытание, и волчата и белочки получают значок специальности «Славянин» или «Славянка». При окончании специальности в лагере ее значок может быть значком лагеря (см. п. 5.2.9). Занятия специальностями должны быть главным элементом работы с белочками и волчатами. Это накладывает на руководителя обязанность постоянно проявлять изобретательность. Он должен стремиться к развитию своих знаний и способностей. Руководительская изобретательность должна иметь два направления: 1. Заполнение и пополнение программ специальностей играми, упражнениями, беседами, песнями, ручным трудом, обрядами, и т.п., связанными с общей темой специальности. 2. Умение выбрать из разведческой и прочей литературы то, что подойдет к нужной специальности. За интересной игрой - основной формой каждого сбора младших - кроется важное содержание, которого волчата и белочки не должны замечать, но в котором руководитель должен уметь точно разбираться. При помощи специальностей мы воспитываем, то есть развиваем желательные качества, препятствуем развитию нежелательных, выявляем и развиваем дремлющие в детях способности. У волчат и белочек нет специальностей, развивающих отдельные качества. Каждая специальность должна содержать элементы воспитывающие личность в целом. Программа каждой специальности основана на незаметной для ребенка схеме, которая должна содержать все воспитательные элементы. При проведении испытаний на специальности следует избегать школьных приемов. Очень желательно использовать метод проведения разведческого бега. Это относится, главным образом, к специальностям, которые проходятся и сдаются всей стаей (большинство цикловых специальностей), или шестеркой (шестерками очень удобно сдавать некоторые специальности в лагерях стаи, например, уборщик, садовник, поваренок). Руководитель должен заботиться о том, чтобы белочки и волчата шли на испытания настолько подготовленными, чтобы не было провалов. Испытание - тоже игра, оно не должно вызывать тяжелых воспоминаний. Руководителям предоставляется право и возможность вырабатывать на основании нужд и интересов стаи и имеющихся материалов программы специальностей, не указанных в списке. Нижеприведенный список специальностей является лишь образцом (для требований на специальности см. раздел – «Специальности»). Новые разработанные программы нуждаются в утверждении начальником отдела. Самое важное при этой работе - следить за тем, чтобы специальности младших не были упрощенным подобием разведческих специальностей. Они должны отличаться по тематике, по способу их прохождения и по названиям. Выдержавший (-шая) испытание на специальность имеет право носить треугольник со схематическим изображением специальности или упрощенный значок специальности (см. пп. 5.2.7 и 5.2.8). 4.2. Список специальностей. 4.2.1. Специальности религиозные (цвет нитки, обшивающей треугольник - белый). Волчата: 1. Прислужник, 2. Хорист, 3. Паломник, 4. Чтец. Белочки: 1. Хористка, 2. Паломник, 3. Чтец. 4.2.2. Специальности родиноведения (каждая сторона треугольника обшивается одним из русских национальных цветов). Волчата: 1. Славянин, 2. Дружинник, 3. Казак, 4. Доброволец, 5. Горец, 6. Сибиряк, 7. Бурлак, 8. Москвич, 9. Севастополец, 10. Христослав. Белочки: 1. Славянка, 2. Боярышня, 3. Казачка, 4. Доброволец, 5. Москвичка, 6. Сибирячка, 7. Христослав. 4.2.3. Специальности умственные (цвет нитки - лиловый). Волчата: 1. Художник, 2. Всезнайка, 3. Фокусник, 4. Коллекционер, 5. Рассказчик, 6. Переводчик, 7. Историк, 8. Географ, 9. Всезнайка. Белочки: 1. Художница, 2. Фокусница, 3. Коллекционер, 4. Рассказчица, 5. Переводчица, 6. Историк, 7. Географ, 8. Грамотей. 4.2.4. Специальности мастерства (цвет нитки - желтый). Волчата: 1. Поваренок, 2. Хозяин, 3. Мастер, 4. Фотограф, 5. Модельщик, 6. Художник. Белочки: 1. Швея, 2. Повариха, 3. Хозяйка, 4. Мастерица, 5. Фотограф, 6. Модельщица, 7. Художница. 4.2.5. Специальности общественные (цвет нитки - оранжевый). Волчата: 1. Знахарь, 2. Затейник, 3. Уборщик, 4. Певец, 5. Полицейский (Милиционер), 6. Пожарник, 7. Купец, 8. Железнодорожник, 9. Летчик, 10. Актер, 11. Журналист. Белочки: 1. Знахарка, 2. Затейница, 3. Уборщица, 4. Певунья, 5. Купчиха, 6. Актриса, 7. Няня, 8. Журналистка. 4.2.6. Специальности спорта и здоровья (цвет нитки - вишневый). Волчата: 1. Пловец, 2. Санитар, 3. Акробат или гимнаст, 4. Лыжник, 5. Велосипедист, 6. Альпинист, 7. Скороход, 8. Кочевник, 9. Турист. Белочки: 1. Пловец, 2. Санитарка, 3. Акробатка, 4. Лыжница, 5. Велосипедистка, 6. Альпинистка, 7. Плясунья, 8. Скороход, 9. Кочевница, 10. Туристка. 4.2.7. Специальности природоведения (цвет нитки - коричневый.) Волчата: 1. Лесник, 2. Садовник, 3. Моряк, 4. Полярник, 5. Рыбак, 6. Метеоролог, 7. Друг животных, 8. Землепроходец, 9. Лагерник. Белочки: 1. Лесник, 2. Садовница, 3. Рыбачка, 4. Метеоролог, 5. Друг животных, 6. Землепроходец, 7. Лагерница. 4.2.8. Специальности приключения (цвет нитки - голубой). Волчата: 1. Индеец, 2. Робинзон Крузо, 3. Исследователь, 4. Космонавт, 5. Полярник, 6. Моряк. Белочки: 1. Лесная фея, 2. Исследовательница, 3. Морячка.
|
|||
|