|
|||
План занятия №18. Тема: Электробезопасность автотранспортных предприятий. Вопрос 1План занятия №18 Дисциплина:«Охрана труда» Тема занятия: «Электробезопасность автотранспортных предприятий» Цель занятия:изучить требования электробезопасности автотранспортных предприятий Планируемые результаты: - образовательные:обобщить знания, умение и навыки по электробезопасности - развивающие:развивать самостоятельное мышление - воспитательные: пробудить чувства ответственности и долга за жизнь работника Вид занятия:лекция План занятия: 1.Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности. 2. Защита от опасного воздействия статического электричества. Оснащение: доска, презентация Литература:М.В.Графкина Охрана труда. Автомобильный транспорт.-М:ИЦ «Академия», 2015 (электронный учебник) стр 154-167 Д.1Туревский И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте-.М:ИД ФОРУМ-ИНФА-М,2009 стр 48-66 Преподаватель:Штука Ю.Л.
Тема: Электробезопасность автотранспортных предприятий
1.Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности. 2. Защита от опасного воздействия статического электричества. Вопрос 1 В целях обеспечения безопасности работ в действующих электроустановках принимают следующие организационные меры: назначают лиц, ответственных за организацию и производство работ; оформляют наряд или распоряжение; организуют допуск к проведению работ и надзор за их проведением; оформляют перерывы в работе, переводы на другие рабочие места и устанавливают время окончания работ. Право выдачи нарядов на производство работ в действующих электроустановках предоставляется электротехническому персоналу, имеющему квалификационную группу не ниже IV (электроустановки до 1000 В), на основе распоряжения главного механика АТП. Без наряда, по распоряжению, переданному непосредственно или по телефону, могут выполняться работы без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, кратковременные и небольшие по объему работы со снятием и без снятия напряжения с электроустановки, выполняемые оперативным персоналом или под его наблюдением. Распоряжение фиксируется в оперативном журнале. При работах со снятием напряжений в действующих электроустановках или вблизи них должны выполняться следующие технические мероприятия: • отключение всей или части электроустановки от источника питания электроэнергией; • механическое запирание приводов отключенных коммутационных аппаратов, снятие предохранителей, отсоединение концов питающих линий и другие мероприятия, обеспечивающие невозможность ошибочной подачи напряжения к месту работы; • установка знаков безопасности (смысловые значения, изображение и места установки знаков безопасности даны в ГОСТ 12.4.026) и ограждений, остающихся под напряжением токоведущих частей, к которым в процессе работы можно прикоснуться или приблизиться на недопустимое расстояние; • наложение заземлений и ограждение. Работы на токоведущих частях, находящихся под напряжением, и вблизи них должны проводиться по наряду не менее чем двумя лицами под непрерывным надзором. При выполнении работ необходимо обеспечить безопасное расположение работающих. Они должны обязательно пользоваться защитными средствами и приспособлениями и иметь одежду с опущенными и застегнутыми у кистей рук рукавами и головной убор. При наложении переносного заземления необходим ряд подготовительных работ: выбор места наложения заземления; проверка отсутствия напряжения; очистка места наложения заземления от краски. Кроме того, перед накладкой заземляющих проводников на отключенные токоведущие части электрооборудования необходимо их предварительно присоединить к стационарному заземляющему устройству. Наложение переносных заземлений должно производиться с помощью оперативной штанги. В электроустановках до 1000 В операции наложения и снятия заземления могут выполняться без использования оперативных штанг, но при этом персонал должен пользоваться диэлектрическими перчатками. Снимают переносное заземление после окончания ремонтных работ в обратном порядке, т. е. сначала необходимо снять заземляющие проводники с токоведущих частей, а затем отсоединить их от стационарного заземляющего устройства. https://www.youtube.com/watch?v=k2KkrE6jjgs
Вопрос 2 На АТП электростатические заряды возникают при операциях с автомобильным топливом, работе станков и машин с ременной передачей, при обработке диэлектрических материалов и во многих других случаях. Статическое электричество часто является причиной взрывов и пожаров. Особенно многочисленны случаи с гибелью или тяжелым травмированием людей при воспламенении от разрядов статического электричества горючих сред. Были случаи загорания при наливе автомобильных топлив в небольшие диэлектрические емкости и стеклянные бутылки. Наблюдались случаи взрывов баллонов с горючими газами из-за электризации частиц окалины. Иногда воспламеняется горючая среда от искрового разряда с человека. Статическое электричество препятствует нормальному ходу технологического процесса, создает помехи в работе различных электронных приборов, вызывает преждевременное изнашивание покрышек автомобилей, оказывает воздействие на человека, вызывая угнетенное и даже шоковое состояние, приводит к заболеваниям нервной системы. Имеется большой арсенал эффективных средств защиты от опасного проявления разрядов статического электричества. Они подразделяются на коллективные и индивидуальные. К средствам коллективной защиты относятся: заземляющие устройства, централизаторы (индукционные, высоковольтные, лучевые, аэродинамические), увлажняющие устройства (испарительные, распылительные), антиэлектростатические вещества (вводимые в объем, наносимые на поверхность) и экранирующие устройства (козырьки и перегородки). В качестве средств индивидуальной защиты применяются специальные антиэлектростатические одежда и обувь, антиэлектростатические предохранительные приспособления (кольца, браслеты) и средства защиты рук. Общие технические требования к средствам защиты от статического электричества установлены ГОСТ «ССБТ. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования». Рассмотрим наиболее распространенные средства защиты на АТП. Самым простым и доступным средством защиты является заземляющее устройство. Оно позволяет отводить электростатические заряды со стенок трубопроводов, емкостей, фильтров и другого оборудования. При этом разность потенциалов между проводящим оборудованием и землей становится равной нулю. Заземляющие устройства должны применяться независимо от других средств защиты на всех объектах, на которых возможно возникновение или накопление электростатических зарядов. При выполнении заземляющих устройств необходимо соблюдать требования ГОСТ и ПУЭ. Для полной гарантии надежности заземления сопротивление заземляющего устройства, предназначенного исключительно для защиты от статического электричества, должно быть не выше 100 Ом. Его допускается объединять с заземляющими устройствами для электрооборудования и вторичных проявлений молнии. Следует отметить, что заземляющие устройства только частично обеспечивают безопасность операций с автомобильными топливами, так как эти устройства в основном предотвращают наружные разряды. Из-за низкой удельной электропроводимости автомобильных топлив (8—13 См/м) в них остается значительная часть электростатического заряда, поэтому внутри приемных емкостей возможны опасные разряды. Неметаллическое оборудование считается электростатически заземленным, если сопротивление растеканию тока на землю с любых точек его внутренней и внешней поверхностей не превышает 107 Ом при относительной влажности воздуха не более 60%. Для обеспечения пожарной безопасности необходимо заземлять тележки и электрокары, используемые для перевозки сосудов с горючими жидкостями и веществами. Для этой цели можно использовать металлическую цепочку или антистатический ремень. Можно изготавливать колеса рассматриваемых машин из электропроводной резины (например, марки КР-245). Заземлять движущуюся автоцистерну надо также с помощью металлической цепочки или антистатического ремня. В то же время следует помнить, что это заземление не является надежным на дороге с асфальтовым покрытием, где контакт между цепочкой или ремнем и дорогой отсутствует. Поэтому на месте загрузки или выгрузки автоцистерны ее необходимо заземлить до того, как будет открыт люк. Более безопасным является присоединение к заземлению проводника, постоянно закрепленного на автоцистерне. Если такого проводника у автоцистерны нет, можно использовать любой металлический провод, удовлетворяющий с точки зрения механической прочности. Подсоединять его следует вначале к автоцистерне, а затем уже к заземлителю. Если присоединить проводник сначала к заземлителю, а затем к автоцистерне, то у поверхности цистерны может произойти искровой разряд с электростатически заряженного корпуса автоцистерны на присоединенный заземленный проводник. Это может вызвать воспламенение паров горючей жидкости. При наполнении бочек, канистр, бидонов и других емкостей горючими жидкостями их следует устанавливать на заземленный металлический лист, а при опорожнении их желательно соединять с заземляющим устройством с помощью гибкого провода со струбциной. Увлажняющие устройства применяют для повышения относительной влажности воздуха, так как при относительной влажности воздуха 70 % и более на материалах скапливается достаточное количество влаги, чтобы предотвратить накопление электростатических зарядов. Можно применять общее и местное увлажнение (например, увлажнение ремня станков и машин с ременной передачей). Следует, однако, отметить, что увеличение относительной влажности воздуха дает эффект только для гидрофильных материалов, адсорбирующих на своей поверхности пленку влаги. Для устранения электростатических зарядов с гидрофобных материалов (сера, парафин, масла и другие углеводороды), не адсорбирующих водяные пары и поэтому не образующих проводящие пленки, а также с нагретых поверхностей этот способ неэффективен. Антиэлектростатические вещества используют для снижения удельного объемного и поверхностного электрического сопротивления материалов. При их использовании удельное объемное электрическое сопротивление материалов должно быть не более 107 Ом, а поверхностное электрическое сопротивление не более 109 Ом. Для снижения удельного электрического сопротивления автомобильных топлив и других углеводородных жидкостей используют антиэлектростатические присадки АСХ-2, «Сигбол», АСП-1. В жидкости для промывки деталей можно вводить присадку «Аккор-1». Снижения удельного объемного электрического сопротивления твердых диэлектриков можно добиться введением электропроводящих наполнителей (ацетиленовая сажа, графит, алюминиевая пудра и др.). Добавка 20 % ацетиленовой сажи снижает удельное сопротивление на 10—11 порядков. Широко используется сажа ДГ-100 и графит марок ЛС-1 и С-1. Для снижения поверхностного электрического сопротивления наносят электропроводящие покрытия. В качестве электропроводящих покрытий используют металлические пленки и электропроводные эмали. Удельное электрическое сопротивление эмали ХС-928 не более 10 Ом-м, эмали АК-562 не более 5—10 Ом-м и эмали ХС-5132 не более 103 Ом-м. Эмаль ХС-5132 маслобензостойкая. Она устойчива к длительному воздействию парожидкостной среды дизельного топлива, сырой нефти и других нефтепродуктов. Покрытия из этой эмали существенно не меняют своего электрического сопротивления даже при длительном пребывании в атмосфере острого пара давлением 0,29 МПа. Эмали наносят в два слоя так, чтобы общая толщина пленки составляла 100—170 мкм. Для предупреждения формирования воспламеняющих разрядов с человека уменьшают электрическое сопротивление его одежды, обуви и пола. Антиэлектростатическую специальную одежду изготавливают из материала с поверхностным электрическим сопротивлением не более 107 Ом. Электрическое сопротивление между токопроводящим элементом одежды и землей должно быть 106—108 Ом. Антиэлектростатическая обувь должна иметь электрическое сопротивление между подпятником и ходовой стороной подошвы также 106—109 Ом. Непрерывный отвод электростатических зарядов с тела человека может обеспечиваться только на электропроводном полу. Покрытие пола считается электропроводным, если электрическое сопротивление между установленным на полу электродом площадью 50 см2, прижатым к нему силой 250 Н, и контуром заземления не превышает 107 Ом. К электропроводным покрытиям относятся покрытия из бетона толщиной до 3 см, из специального бетона и пенобетона, ксилолита, электропроводной резины марок ИР-53, КР-388, антиэлектростатического линолеума и др. В тех случаях, когда обувь неэлектропроводна, для отвода электростатических зарядов целесообразно использовать антиэлектростатические кольца и браслеты, соединенные с землей. Электрическое сопротивление в цепи «человек—земля» в этом случае должно быть 106—107 Ом. При выборе средств защиты от статического электричества надо иметь в виду, что они должны исключить возникновение искровых разрядов с энергией, превышающей 40 % минимальной энергии зажигания окружающей среды, или с зарядом в импульсе, превышающем 40 % воспламеняющего значения заряда в импульсе для окружающей среды. Кроме того, необходимо соблюдать общие требования искробезопасности разрядов статического электричества, установленные ГОСТ 12.1.018 «ССБТ. Статическое электричество. Искробезопасность. Общие требования». Оценивать степень электризации можно с помощью приборов МИЭП-1, МИЭП-2, СМ-2/С-95, ИСЭП-9, П2-2, ВИНЭП и ДЭС во взрывозащищенном исполнении. https://www.youtube.com/watch?v=hjNwTuaWRY4
Контрольные вопросы 1. Какие мероприятия по обеспечению электробезопасности проводят на АТП? 2. Перечислите основные правила эксплуатации электроустановок, электроинструмента и переносимых светильников. 3. Какие существуют методы защиты от опасного воздействия статического электричества?
Домашнее задание: Изучить конспект; Ответить на контрольные вопросы; Изучить материал учебника М.В.Графкина Охрана труда. Автомобильный транспорт.-М:ИЦ «Академия», 2015 (электронный учебник) стр 154-167.
|
|||
|