Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План занятия №18. Тема: Электробезопасность автотранспортных предприятий. Вопрос 1



План занятия №18

Дисциплина:«Охрана труда»

Тема занятия: «Электробезопасность автотранспортных предприятий»

Цель занятия:изучить требования электробезопасности автотранспортных предприятий

Планируемые результаты:

- образовательные:обобщить знания, умение и навыки по электробезопасности

- развивающие:развивать самостоятельное мышление

- воспитательные: пробудить чувства ответственности и долга за жизнь работника

Вид занятия:лекция

План занятия:

1.Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности.

2. Защита от опасного воздействия статического электричества.

Оснащение: доска, презентация

Литература:М.В.Графкина Охрана труда. Автомобильный транспорт.-М:ИЦ «Академия», 2015 (электронный учебник) стр 154-167

Д.1Туревский И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте-.М:ИД ФОРУМ-ИНФА-М,2009 стр 48-66

Преподаватель:Штука Ю.Л.

 

Тема: Электробезопасность автотранспортных предприятий

 

1.Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности.

2. Защита от опасного воздействия статического электричества.

Вопрос 1

В целях обеспечения безопасности работ в действующих электроустановках принимают следующие организационные меры: назначают лиц, ответственных за организацию и произ­водство работ; оформляют наряд или распоряжение; организуют допуск к проведению работ и надзор за их проведением; оформ­ляют перерывы в работе, переводы на другие рабочие места и ус­танавливают время окончания работ.

Право выдачи нарядов на производство работ в действующих электроустановках предоставляется электротехническому персо­налу, имеющему квалификационную группу не ниже IV (элек­троустановки до 1000 В), на основе распоряжения главного ме­ханика АТП.

Без наряда, по распоряжению, переданному непосредствен­но или по телефону, могут выполняться работы без снятия на­пряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, кратковременные и небольшие по объему работы со снятием и без снятия напряжения с электроустановки, выпол­няемые оперативным персоналом или под его наблюдением. Распоряжение фиксируется в оперативном журнале.

При работах со снятием напряжений в действующих элек­троустановках или вблизи них должны выполняться следующие технические мероприятия:

• отключение всей или части электроустановки от источни­ка питания электроэнергией;

• механическое запирание приводов отключенных коммута­ционных аппаратов, снятие предохранителей, отсоедине­ние концов питающих линий и другие мероприятия, обес­печивающие невозможность ошибочной подачи напряже­ния к месту работы;

• установка знаков безопасности (смысловые значения, изо­бражение и места установки знаков безопасности даны в ГОСТ 12.4.026) и ограждений, остающихся под напряже­нием токоведущих частей, к которым в процессе работы можно прикоснуться или приблизиться на недопустимое расстояние;

• наложение заземлений и ограждение.

­Работы на токоведущих частях, находящихся под напряже­нием, и вблизи них должны проводиться по наряду не менее чем двумя лицами под непрерывным надзором. При выполнении ра­бот необходимо обеспечить безопасное расположение работаю­щих. Они должны обязательно пользоваться защитными средст­вами и приспособлениями и иметь одежду с опущенными и за­стегнутыми у кистей рук рукавами и головной убор.

При наложении переносного заземления необходим ряд под­готовительных работ: выбор места наложения заземления; про­верка отсутствия напряжения; очистка места наложения зазем­ления от краски. Кроме того, перед накладкой заземляющих проводников на отключенные токоведущие части электрообору­дования необходимо их предварительно присоединить к стацио­нарному заземляющему устройству. Наложение переносных за­землений должно производиться с помощью оперативной штан­ги. В электроустановках до 1000 В операции наложения и снятия заземления могут выполняться без использования оперативных штанг, но при этом персонал должен пользоваться диэлектриче­скими перчатками.

Снимают переносное заземление после окончания ремонт­ных работ в обратном порядке, т. е. сначала необходимо снять заземляющие проводники с токоведущих частей, а затем отсо­единить их от стационарного заземляющего устройства.

https://www.youtube.com/watch?v=k2KkrE6jjgs

 

 

Вопрос 2

На АТП электростатические заряды возникают при операци­ях с автомобильным топливом, работе станков и машин с ремен­ной передачей, при обработке диэлектрических материалов и во многих других случаях. Статическое электричество часто являет­ся причиной взрывов и пожаров. Особенно многочисленны слу­чаи с гибелью или тяжелым травмированием людей при воспла­менении от разрядов статического электричества горючих сред. Были случаи загорания при наливе автомобильных топлив в не­большие диэлектрические емкости и стеклянные бутылки. На­блюдались случаи взрывов баллонов с горючими газами из-за электризации частиц окалины. Иногда воспламеняется горючая среда от искрового разряда с человека.

Статическое электричество препятствует нормальному ходу технологического процесса, создает помехи в работе различных электронных приборов, вызывает преждевременное изнашива­ние покрышек автомобилей, оказывает воздействие на человека, вызывая угнетенное и даже шоковое состояние, приводит к за­болеваниям нервной системы.

Имеется большой арсенал эффективных средств защиты от опасного проявления разрядов статического электричества. Они подразделяются на коллективные и индивидуальные.

К средствам коллективной защиты относятся: заземляющие устройства, централизаторы (индукционные, высоковольтные, лучевые, аэродинамические), увлажняющие устройства (испари­тельные, распылительные), антиэлектростатические вещества (вводимые в объем, наносимые на поверхность) и экранирую­щие устройства (козырьки и перегородки).

В качестве средств индивидуальной защиты применяются спе­циальные антиэлектростатические одежда и обувь, антиэлектро­статические предохранительные приспособления (кольца, брас­леты) и средства защиты рук.

Общие технические требования к средствам защиты от ста­тического электричества установлены ГОСТ «ССБТ. Средства защиты от статического электричества. Общие технические тре­бования».

Рассмотрим наиболее распространенные средства защиты на АТП. Самым простым и доступным средством защиты явля­ется заземляющее устройство. Оно позволяет отводить элек­тростатические заряды со стенок трубопроводов, емкостей, фильтров и другого оборудования. При этом разность потен­циалов между проводящим оборудованием и землей становит­ся равной нулю.

Заземляющие устройства должны применяться независимо от других средств защиты на всех объектах, на которых возмож­но возникновение или накопление электростатических зарядов. При выполнении заземляющих устройств необходимо соблюдать требования ГОСТ и ПУЭ.

Для полной гарантии надежности заземления сопротивле­ние заземляющего устройства, предназначенного исключитель­но для защиты от статического электричества, должно быть не выше 100 Ом. Его допускается объединять с заземляющими устройствами для электрооборудования и вторичных проявле­ний молнии.

Следует отметить, что заземляющие устройства только час­тично обеспечивают безопасность операций с автомобильными топливами, так как эти устройства в основном предотвращают наружные разряды. Из-за низкой удельной электропроводимо­сти автомобильных топлив (8—13 См/м) в них остается значи­тельная часть электростатического заряда, поэтому внутри при­емных емкостей возможны опасные разряды.

Неметаллическое оборудование считается электростатически заземленным, если сопротивление растеканию тока на землю с любых точек его внутренней и внешней поверхностей не превы­шает 107 Ом при относительной влажности воздуха не более 60%.

Для обеспечения пожарной безопасности необходимо зазем­лять тележки и электрокары, используемые для перевозки сосу­дов с горючими жидкостями и веществами. Для этой цели мож­но использовать металлическую цепочку или антистатический ремень. Можно изготавливать колеса рассматриваемых машин из электропроводной резины (например, марки КР-245). Заземлять движущуюся автоцистерну надо также с помощью металли­ческой цепочки или антистатического ремня. В то же время сле­дует помнить, что это заземление не является надежным на до­роге с асфальтовым покрытием, где контакт между цепочкой или ремнем и дорогой отсутствует. Поэтому на месте загрузки или выгрузки автоцистерны ее необходимо заземлить до того, как будет открыт люк. Более безопасным является присоедине­ние к заземлению проводника, постоянно закрепленного на ав­тоцистерне. Если такого проводника у автоцистерны нет, мож­но использовать любой металлический провод, удовлетворяю­щий с точки зрения механической прочности. Подсоединять его следует вначале к автоцистерне, а затем уже к заземлителю. Если присоединить проводник сначала к заземлителю, а затем к автоцистерне, то у поверхности цистерны может произойти ис­кровой разряд с электростатически заряженного корпуса авто­цистерны на присоединенный заземленный проводник. Это мо­жет вызвать воспламенение паров горючей жидкости.

При наполнении бочек, канистр, бидонов и других емкостей горючими жидкостями их следует устанавливать на заземленный металлический лист, а при опорожнении их желательно соеди­нять с заземляющим устройством с помощью гибкого провода со струбциной.

Увлажняющие устройства применяют для повышения отно­сительной влажности воздуха, так как при относительной влаж­ности воздуха 70 % и более на материалах скапливается достаточ­ное количество влаги, чтобы предотвратить накопление электро­статических зарядов. Можно применять общее и местное увлажнение (например, увлажнение ремня станков и машин с ре­менной передачей). Следует, однако, отметить, что увеличение относительной влажности воздуха дает эффект только для гидро­фильных материалов, адсорбирующих на своей поверхности пленку влаги. Для устранения электростатических зарядов с гид­рофобных материалов (сера, парафин, масла и другие углеводоро­ды), не адсорбирующих водяные пары и поэтому не образующих проводящие пленки, а также с нагретых поверхностей этот способ неэффективен.

Антиэлектростатические вещества используют для снижения удельного объемного и поверхностного электрического сопро­тивления материалов. При их использовании удельное объемное электрическое сопротивление материалов должно быть не более

107 Ом, а поверхностное электрическое сопротивление не более 109 Ом.

Для снижения удельного электрического сопротивления ав­томобильных топлив и других углеводородных жидкостей ис­пользуют антиэлектростатические присадки АСХ-2, «Сигбол», АСП-1. В жидкости для промывки деталей можно вводить при­садку «Аккор-1».

Снижения удельного объемного электрического сопротивле­ния твердых диэлектриков можно добиться введением электро­проводящих наполнителей (ацетиленовая сажа, графит, алюми­ниевая пудра и др.). Добавка 20 % ацетиленовой сажи снижает удельное сопротивление на 10—11 порядков. Широко использу­ется сажа ДГ-100 и графит марок ЛС-1 и С-1.

Для снижения поверхностного электрического сопротивле­ния наносят электропроводящие покрытия. В качестве электро­проводящих покрытий используют металлические пленки и электропроводные эмали. Удельное электрическое сопротивле­ние эмали ХС-928 не более 10 Ом-м, эмали АК-562 не более 5—10 Ом-м и эмали ХС-5132 не более 103 Ом-м. Эмаль ХС-5132 маслобензостойкая. Она устойчива к длительному воздействию парожидкостной среды дизельного топлива, сырой нефти и дру­гих нефтепродуктов. Покрытия из этой эмали существенно не меняют своего электрического сопротивления даже при длитель­ном пребывании в атмосфере острого пара давлением 0,29 МПа. Эмали наносят в два слоя так, чтобы общая толщина пленки со­ставляла 100—170 мкм.

Для предупреждения формирования воспламеняющих разря­дов с человека уменьшают электрическое сопротивление его оде­жды, обуви и пола. Антиэлектростатическую специальную одеж­ду изготавливают из материала с поверхностным электрическим сопротивлением не более 107 Ом. Электрическое сопротивление между токопроводящим элементом одежды и землей должно быть 106—108 Ом.

Антиэлектростатическая обувь должна иметь электрическое сопротивление между подпятником и ходовой стороной подош­вы также 106—109 Ом.

Непрерывный отвод электростатических зарядов с тела че­ловека может обеспечиваться только на электропроводном полу. Покрытие пола считается электропроводным, если электриче­ское сопротивление между установленным на полу электродом

площадью 50 см2, прижатым к нему силой 250 Н, и контуром заземления не превышает 107 Ом. К электропроводным покры­тиям относятся покрытия из бетона толщиной до 3 см, из спе­циального бетона и пенобетона, ксилолита, электропроводной резины марок ИР-53, КР-388, антиэлектростатического линоле­ума и др.

В тех случаях, когда обувь неэлектропроводна, для отвода электростатических зарядов целесообразно использовать анти­электростатические кольца и браслеты, соединенные с землей. Электрическое сопротивление в цепи «человек—земля» в этом случае должно быть 106—107 Ом.

При выборе средств защиты от статического электричества надо иметь в виду, что они должны исключить возникновение искровых разрядов с энергией, превышающей 40 % минималь­ной энергии зажигания окружающей среды, или с зарядом в им­пульсе, превышающем 40 % воспламеняющего значения заряда в импульсе для окружающей среды. Кроме того, необходимо со­блюдать общие требования искробезопасности разрядов стати­ческого электричества, установленные ГОСТ 12.1.018 «ССБТ. Статическое электричество. Искробезопасность. Общие требо­вания».

Оценивать степень электризации можно с помощью прибо­ров МИЭП-1, МИЭП-2, СМ-2/С-95, ИСЭП-9, П2-2, ВИНЭП и ДЭС во взрывозащищенном исполнении.

https://www.youtube.com/watch?v=hjNwTuaWRY4

 

Контрольные вопросы

1. Какие мероприятия по обеспечению электробезопасности проводят на АТП?

2. Перечислите основные правила эксплуатации электроустановок, элек­троинструмента и переносимых светильников.

3. Какие существуют методы защиты от опасного воздействия статиче­ского электричества?

 

Домашнее задание:

Изучить конспект;

Ответить на контрольные вопросы;

Изучить материал учебника М.В.Графкина Охрана труда. Автомобильный транспорт.-М:ИЦ «Академия», 2015 (электронный учебник) стр 154-167.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.