|
|||
Тематика семинарских занятий:Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тематика семинарских занятий: Тема 1. Наука и философия в культуре современного общества. 1. Наука как система знаний, как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. 2. Специфика научного познания. Наука и ненаучные формы знания. Наука и философия. 3. Функции науки в обществе. 4. Наука в контексте техногенной цивилизации. 5. Проблемы развития науки в работе В.И. Вернадского «Научное мировоззрение» (из лекций о научном мировоззрении)// На переломе. М., 1990. 6.Фрейд З. О мировоззрении. 35 лекция//Введение в психоанализ. Лекции. М.,1989.
Тема 2. Предмет и основные концепции современной философии науки. 1. Предмет и значение современной философии науки. 2. Эволюция философских подходов к анализу науки. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. 3. Карнап Р. «Философские основания физики. Введение в философию науки». М., 1971. С.253-263. Или в : «Мир философии». М., 1991. Ч.1., С.343-350. 4. Кун Т. «Дополнение 1969 г.» // «Структура научных революций». 2-е изд., М., 1977. С.227-273. 5. Интернализм и экстернализм, кумулятивизм и антикумулятивизм как основные подходы к исследованию динамики науки. Социокультурная концепция науки. 6. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции.
Тема 3. Структура научного знания. 1. Проблема истины в философии и науке. Диалектика абсолютного и относительного в научном познании. Современные подходы к проблеме истины. 2. Уровни научного познания: эмпирический, теоретический, метатеоретический (предпосылочный), их различия по гносеологическим функциям, объектам, методам и формам знания. a) Факт как форма научного знания. Теоретизм и эмпиризм в понимании фактов. b) Идеальный объект в системе научной теории. c) Роль философских идей и принципов в развитии научного знания. 3. Соотношение теории и метода. Классификация методов научного познания. 4. Роль гипотетико-дедуктивной теории в современном научном познании. 5. Маритен Ж. «О человеческом знании». // «Вопросы философии», 1997. N 5.С.106-117. 6. Хендлер Ф. Зачем нам нужна наука. 7. Хайек Фр. фон. Нужны ли экономической науке философские знания?
Тема 4. Научные традиции и научные революции. 1.Научные революции как перестройка оснований науки и как коренные преобразования основных научных понятий и концепций. Типы научных революций. 2. Научные традиции, их виды. 3. Взаимодействие традиций и новаций в развитии научного знания. 4. Значение мировоззренческих и философских принципов в кризисные периоды развития науки. 5. Современная научная картина мира. Системность как одно из базовых понятий современной научной картины мира. Берталанфи Л. фон. «История и статус общей теории систем».// «Системные исследования» Ежегодник. М.,1973. С.20-36 или в: «Мир философии». М.,1991. Ч.1. С.286-296. 6. Характерные черты современной научной картины мира в работе И. Пригожина и И. Стенгерс «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой». С.34-37, 47-50, 53-61, 65-66, 357, 363. Или в: «Хрестоматия по истории философии». Уч. пособие. 2-е изд. М., «Гардарика».,1997. С.492-503. 7. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы.
Тема 5. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. 1. Теоретические основания, идеалы и ценности постнеклассической науки. 2. Человек и техника в условиях современной техногенной цивилизации. 3. Перспективы научно-технического прогресса. Сциентизм, технократизм, гуманизация и экологизация научно-технического прогресса. 4. Проблемы компьютерной революции. 5. Эйнштейн А. Физика, философия и НТП. 6. Закссе Х. Антропология техники. 7. Рополь Г. Является ли техника философской проблемой? Тема 6. Этические проблемы науки и техники. 1. Этика науки и общечеловеческая нравственность: коллизии сциентизма, технократизма и гуманизма. 2. Проблема соотношения свободы научного и технического творчества и нравственная ответственность ученого. 3. Возможности экологической и социально-гуманитарной экспертизы научно-технических проектов. 4. Экологическая этика и ее философские основания. Швейцер А. «Культура и этика». М.,1973. С.315-323 или в: «Мир философии». М., 1991., Ч.2.С.366-374. 5. Смит Р. Человек между биологией и культурой. 6. Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция.
|
|||
|