Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Правовое регулирование отношений в сфере образования



Правовое регулирование отношений в сфере образования

Нормы права, регулирующие отношения в сфере образования, содержатся в Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в РФ», иных нормативно-правовых актах. Цель правового регулирования отношений в сфере образования – установление государственных гарантий, способов реализации прав и свобод человека в этой сфере, создать условия для развития системы образования, для защиты прав и интересов участников отношений в этой сфере.

Согласно Конституции РФ каждый человек имеет право на образование, признается обязательность основного общего образования (до 9 класса); гарантиями права человека на образование является общедоступность и бесплатность. По Федеральному закону «Об образовании» запрещается любая дискриминация (ущемление) в праве на получение образования. Получение образования на различных уровнях (дошкольное, начальное, основное, среднее общее, среднее профессиональное) является бесплатным. При этом в законе указывается, что речь идет об общеобразовательной подготовке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного, начального, основного, среднего общего и иных уровней образования. Гарантируется на конкурсной основе и бесплатность высшего образования. По итогам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) происходит отбор лиц, принимаемых в вузы на платной или бесплатной основе.

Федеральный закон «Об образовании» определяет государственную итоговую аттестацию (ГИА) как форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы (способ проверки усвоения учебного материала). Итоговая аттестация, завершающая освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования (после 9 и 11 классов соответственно) является обязательной. После 11 класса ГИА проходит в форме ЕГЭ, являющегося одновременно выпускным и вступительным экзаменом в вузы. Особые формы аттестации предусмотрены для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Обязательными экзаменами являются экзамены по русскому языку и математике, другие экзамены выбираются в зависимости от требований вузов. Традиционно около половины выпускников выбирают экзамен по обществознанию. Для проведения ГИА создаются контрольно-измерительные материалы (КИМы) – комплекты заданий стандартизированной формы. ЕГЭ по обществознанию включает разные типы заданий на проверку различных элементов содержания учебного курса, а также умений. Для успешной сдачи экзамена требуется систематическое изучение предмета в единстве его компонентов, активная работа и в классе и дома по осмыслению учебного содержания.

Закон предусматривает разнообразные права для обучающихся: выбор образовательной организации, возможность обучения по индивидуальному учебному плану, выбор факультативных и элективных курсов из предлагаемого перечня, отдых во время каникул, бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами организации, поощрение в учебной, общественной организации. К обязанностям обучающихся относятся: добросовестное освоение образовательной программы, выполнение индивидуального учебного плана, посещение учебных занятий, выполнение учебных заданий; выполнение требований образовательной организации (школы), правил внутреннего распорядка; забота о сохранении и укреплении своего здоровья; уважение чести и достоинства обучающихся, работников школы; бережное отношение к школьному имуществу. Нарушение правил влечет определенные санкции, меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление. Отчисление применяется к несовершеннолетним, достигшим 15 лет за неоднократное совершение ими дисциплинарных проступков с учетом мнения родителей ребенка, не получившего общее образование, с согласия комиссии по делам несовершеннолетних в случае, если другие меры воздействия не дали результата.   

   

  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.