|
||||||||
Сольфеджио, 3 класс к 27.04.2020 г.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сольфеджио, 3 класс к 27.04.2020 г. IV четверть, 4 урок Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, не забывайте пересылать свои сообщения с выполненным домашним заданием. I. Продолжаем работать с тетрахордами. Задание. Предлагаю вам 5 вариантов, в которых нужно определить тональность и при необходимости /в минорном ладу / и вид – гармонический, мелодический или
В каждом такте можно рассматривать 4 варианта ответа, но правильный из них лишь один. Вспомните, если тоника в тетрахорде находится наверху, то это – верхний тетрахорд, если же внизу, то это – тетрахорд нижний. Значит, тоникой в задании может быть или нижняя нота тетрахорда, или верхняя. На примере 1-го такта поищем правильный ответ. Если предположить, что тоника в тетрахорде находится наверху, то в этом случае у нас два варианта: нота «ре» может быть тоникой тональностей Ре-мажор (D-dur) или Ре-минор (D-moll). В Ре-мажоре ключевые знаки: фа-диез и до-диез, а в Ре-миноре: си-бемоль. Выходит, что обе тональности нам не подходят, так как при ключе стоят 3 диеза (фа-диез, до-диез и соль-диез). Остаётся ещё два варианта. Тоника должна находиться внизу тетрахорда, значит, он однозначно будет нижним. Нота «ля» может быть тоникой Ля-минора (A-moll) или Ля-мажора (A-dur). В Ля-миноре ключевых знаков нет совсем, поэтому эта тональность нам не подходит, значит остановимся на одном-единственном варианте: это нижний тетрахорд в Ля-мажоре. Для помощи в определении других тетрахордов прилагаю небольшую вставку (на случай, если под рукой у вас нет таблицы «Кварто-квинтовый круг»). Напоминаю, что в гармоническом виде минора на полтона повышается VII-я ступень (и в восходящем, и в нисходящем движении), а в мелодическом – и VI-я, и VII-я ступени (в восходящем движении). II. Интервальный диктант (из 10 тактов), в котором либо в верхнем, либо в нижнем голосе будет звучать нота «соль». III. Продолжим работать с трезвучиями и их обращениями. Задание. Из предложенных аккордов, являющихся либо трезвучиями на главныхсту- пенях лада (на тонике – I, субдоминанте – IV, доминанте – V), либо их обращениями,
в До-мажоре (С-dur) нужно построить 3 цифровки (последовательность аккордов). Необходимо учитывать, что цифровки ещё и поют, раскладывая на голоса, поэтому голосоведение должно быть плавным, у каждой партии (в верхнем, среднем и нижнем голосах) движение мелодии идёт на секунду или терцию. Никакие огромные скачкѝ в другую октаву не допускаются! IV. Пение в тональности Ми-бемоль – мажор (Es-dur). При ключе – три бемоля (си, ми, ля). В канун Дня Победы вспомним о людях, которые не только в Великую Отечественную войну сражались за Родину, но и защищали свои земли от врагов на протяжении многих веков. Поучим русскую народную песню под названием «Славны были наши деды» (№ 96). После 4-х тактов следует реприза с другим текстом (будем считать эти 8 тактов припевом). Далее споём 2-ю и 3-ю строки нотного стана, а потом ещё раз повторим припев. Напоминаю, что четверть с точкой равна трём восьмым. Она везде встречается в начале такта; значит счёт на неё будет приходиться «раз-и-два». V. Следующий номер – весёлый, в подвижном темпе. Это – песенка под названием «Сапожник» (№ 93). Она тоже написана в Ми-бемоль – мажоре (Es-dur). При воспроизведении ритма третий вариант шумового сопровождения, где изображён треугольник, отстукивать не будем из-за его лёгкости, а первый (с ложкой) и второй (с бубном) постучим поочерёдно.
|
||||||||
|