Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Понятия групповой динамики



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

                                    Кафедра «Психология»

 

Реферат на тему:

«Понятия групповой динамики»

 

 

 

Студента 3 курса ПСД/с-17-1-о группы

Направление подготовки 37.05.02 «Психология

служебной деятельности»

Профиль: «Психологическое обеспечение служебной

 деятельности в экстремальных условиях»

Эмирусеинов.Э.Э.

                                                 Руководитель: доцент кафедры «Психология»                 

Чабаненко С.В.

 

                                         

                                

 

г. Севастополь – 2020 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

1. Понятия групповой динамики……………………………….…..4

2. Механизмы групповой динамики………………………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….15

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная психология, с отечественной точки зрения, это отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Объектам исследования этой науки является группа. Социальные группы представляют собой общность людей, имеющих "мы – чувство".

Исследование групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой "статики" группы: определение ее границ, состава, композиции.

Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения:

во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, с другой стороны, необходимо показать, как развивается группа, какие этапы она проходить в своем развитии, как модифицируется на каждом из этапов.

Одна из самых актуальных в психологии управления тем это тема групповой динамики, поскольку всякая организация неизбежно имеет в своем составе самые различные группы. Любая организация - это целенаправленно созданные структуры, находящиеся под контролем ее руководителя. Каждая организация, в которой происходит непосредственное взаимодействие работников, может рассматриваться как малая социальная группа.


1. Понятия групповой динамики

 

В социальной психологии термин "групповая динамика" имеет несколько значений:

направление исследования малых групп в социальной психологии, посвященных проблемам формирования и развития малых групп;

вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов;

набор методик, которые можно использовать при изучении малых групп (ролевые игры, группы встреч, групповая терапия, тренинг сенситивности и подобные методики в своей совокупности);

совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые означают движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Термин "групповая динамика" ввел К. Левин. Школа "групповой динамики" представляет собой наиболее "психологическое" направление в исследовании малых групп. Американский период деятельности К. Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального Центра по изучению групповой динамики. Направление исследований в этом центре опиралось на ряд теоретических идей К. Левина: о природе групп, условиях их формирования, взаимосвязи их с индивидами и другими группами, об условиях их успешного функционирования. Большое внимание было уделено исследованию таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад.

Состав, композиция, структура - составляющие характеристики некоторой "статики" малой группы.

Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы:

как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются в малой группе;

каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности всю систему общественных влияний, в частности содержание ценностей, норм, установок, сформированных в больших группах;

каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния группы и осуществляет определенную отдачу;

как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы.

Рассмотрим процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, то и способы их образования различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. В более широком смысле можно сказать, что образование малой группы обусловлено определенной потребностью общественного разделения труда и функционирования общества. Например, производственная бригада создастся в связи с возникновением нового производства, школьный класс - в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда - в связи с развитием спорта в каком-то учреждении и т.д.

Развитие малой организованной группы идет от низших уровней к высшим. Высшим уровнем развития группы считается коллектив. От момента, когда ряд незнакомых людей собирается вместе для совместной деятельности, до периода, когда малую организованную группу можно назвать коллективом, проходит иногда значительное время. На пути становления коллектива группа сплачивается, развиваются внутригрупповые связи, соответствующие развитию групповой деятельности.

В зависимости от характера совместной деятельности, степени внутреннего единства при ее выполнении в социальной психологии выделяют уровни развития группы: ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.

1. Ассоциация. Люди объединены общей целью, но не все в равной мере принимают ее, деятельность группы осуществляется, хотя действия ее членов разобщены. Группа постоянно нуждается во вмешательстве руководителя, актив с только начинает складываться. Личностные отношения устанавливаются довольно быстро, но в форме приятельских компаний, они не определяются делом.

2. Кооперация. Более выражено единство действий членов группы, существуют общие взгляды на основные ее ценности, стремление к ним. Группа обладает реально и успешно функционирующей организованной структурой. Личностные отношения и общение имеют деловой характер, подчинены достижению общих целей. Однако на этом уровне еще не очень значима направленность деятельности группы, и поэтому возможно, как положительное ее движение - к коллективу, так и отрицательное – к корпорации.

3. Коллектив. Характерная черта коллектива - сплоченность. Она проявляется в том, что все мысли, чувства и усилия ее членов объединены стремлением к достижению общей цели. Групповые нормы и ценности реализуются в практических действиях при выполнении совместной деятельности. Деловые отношения максимально слаженны, четки, обеспечивают взаимодействие всех членов группы. Личностные отношения, с одной стороны, опосредованы делами, с другой - достаточно широки, гуманны, характеризуются чуткостью и внимательностью, доброжелательностью членов коллектива друг к другу. Каждый член группы чувствует себя ее частицей, удовлетворен своим положением в группе, готов к самоотдаче ради общих интересов дела.

4. Корпорация. Группа характеризуется организационной сплоченностью, четким взаимодействием, но замкнута, оторвана от других групп, ее деятельность направлена на узкогрупповые цели. В корпорациях нет согласованности цели с целями и задачами общества. Групповые цели могут быть даже антисоциальными (например, в религиозных сектах).

Динамика малой группы отражает и сложность каждой личности, входящей в ее состав, и наличие такого группового свойства, как синергизм на основе взаимодействия этих личностей, вследствие чего возникает целостность, которая представляет собой нечто большее, чем просто сумму ее отдельных членов. Даже если взять самую элементарную группу - диаду, то в ней мы можем выделить влияние "Я-концепции" одной личности, "Я-концепции" другой личности и взаимоотношения данных людей. Таким образом, каждая группа будет характеризоваться неповторимым своеобразием своей динамики.

Контролировать и направлять групповые процессы возможно при условии знания механизмов и особенностей оптимизации работы с ними (табл.5).

Отношение членов группы к общему делу, друг к другу, самим себе определяет ее психологический климат. При здоровом психологическом климате деловые отношения являются ведущими. Они обеспечивают нужное взаимопонимание, сочетаются с высокой дисциплинированностью, ответственностью, взаимной требовательностью, взаимопомощью, товариществом и поддержкой. Личностные отношения характеризуются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций.

групповая динамика социальный психологический анализ




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.