Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диффузионизм



 

1. Трактовки понятия «социальные изменения»

Социальные изменения – это:

· преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении.

· переход социального объекта из одного состояния в другое;

· существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др;

· масштабные изменения организации общества, его структуры.

 

Примеры соц. изменений в России – (начвало 1990-х гг.) — внедрение рыночных отношений и осуществление реального процесса демократизации, которые привели и продолжают приводить к глубочайшим переменам в жизни практически всех социальных систем и подсистем, социальных общностей и институтов, социальных организаций и структур.

2. Теории социальных изменений

Несмотря на революционный характер современных социальных изменений и на большое количество существующих теорий, для анализа можно использовать и подходы, сложившиеся в классической социологии. К ним относятся эволюционизм, диффузионизм, теории исторического круговорота, исторический материализм

 

Эволюционизм

Представители: О. Конт, Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис.

Суть: обоснование социальных изменений общества от простого к сложному.

О. Конт подразделял «cоциальную физику» на социальную статику и социальную динамику. Задачей социальной динамики было изучение процесса трансформации общества с течением времени. Главный вопрос социальной динамики звучал следующим образом: «Какою должна быть природа социального изменения?». Главный закон социального изменения (прогресса) у Конта – это «закон трех стадий» (теологической, метафизической и позитивной). Эволюция здесь представляет собой эволюцию методов получения и накопления знаний.

 Герберт Спенсер считал, что социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении к всё более разнообразным и взаимозависимым. Он считал «борьбу за существование» и «выживание наиболее приспособленных» основными законами природы и приравнивал эту борьбу к «свободной конкуренции». При условии невмешательства извне, особенно со стороны государства, самые «приспособленные» индивиды и социальные институты выживут и придут к процветанию, а «неприспособленные» с течением времени отомрут. Эмиль Дюркгейм основное направление эволюции усматривал в том, что с течением времени в обществе все более углубляется разделение труда, усиливается дифференциация задач, обязанностей и ролей по роду занятий. Он ввел понятие «моральная плотность», повышение которой ведет к изменению структуры общества. Ф. Ф.Теннис -  «Община и общество». Личные, интимные, первичные социальные связи, характерные для «общины», превращаются в безличные, опосредованные, вторичные и чисто инструментальные контакты в современном «обществе». Уникальность подхода Ф. Тенниса заключается в его критическом отношении к современному обществу, в ностальгии по утерянной общинной жизни. В отличие от других эволюционистов он не отождествлял эволюцию с прогрессом.

Диффузионизм

Представители:Л. Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Копперс, У. Риверс, Г. Чайлд и др.

Суть: объяснение социальных изменений в культуре отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов.

Радикальные сторонники диффузионизма стремились свести всю историю человечества к контактам, столкновениям, заимствованиям и переносам культур. Понятие эволюции, а тем более прогресса, отвергалось. Везде и всюду его представители видели лишь пространственные перемещения культурных явлений. В той или иной степени близкими теориям диффузионизма можно рассмотреть теории исторического круговорота.

 

Теории исторического круговорота

Представители: О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин

Суть: сравнение социальных изменений разных обществ, чтобы  найти сходства стадий их роста и упадка.

Освальд Шпенглер утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закат и, наконец, смерть.

Арнольд Дж. Тойнби утверждал, что цивилизация возникает в ответ на какой-то «вызов». Таким вызовом может стать воздействие природных сил, например сурового климата, или человеческих факторов, например воинственных соседей. Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам.

По П. Сорокину, история человечества есть цикл изменений культурного менталитета: от умозрительного (идеационального) через идеалистический к чувственному (сенситивному) и обратно – от чувственного через идеалистический к умозрительному (идеократическому).

Таким образом, теории исторического круговорота представляют собой одну из теорий, объясняющих развитие общества и культуры. Общим недостатком всех этих теорий (пожалуй, кроме теории П. Сорокина) является отрицание диалектической преемственности в жизни культуры, механическое объяснение развития – по замкнутому кругу, подход к человеческой истории как к локальным культурам, не связанным (или связанным незначительно) друг с другом цивилизациям. Несмотря на это, теории исторического круговорота демонстрируют один из методологических подходов к исследованию общественного развития и в свое время стали серьезной альтернативой существующим линейным, однонаправленным теориям развития общества и культуры.

 

Теория исторического материализма

Представители: К. Маркс, Р. Дарендорф.

Суть: согласно теории исторического материализма К. Маркса, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своих недрах внутренние противоречия, или слабые места, способствующие упадку этого строя. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений, и Маркс считал его ключом к пониманию истории человечества.

 

Во второй половине ХХ в. в западной социологии начинается современный период развития науки, который берет начало с творчества американского социолога Т. Парсонса. Он создал функциональную теорию социальных изменений. Рассматривает развитие общества как эволюционный процесс, включающий в себя структурную дифференциацию и взаимодействие систем и подсистем действия.

Особое внимание ученый уделяет эволюции современного общества, которое в процессе развертывания, перехода от одного этапа к другому испытывает на себе последовательную смену революций. Т. Парсонс говорит о трех революциях современного общества: промышленной (начальный этап капиталистического развития, его зарождение и становление), демократической (этап развитого капитализма) и образовательной (вторая половина XX в.).

 

В современной социологии формируются новые подходы к социальным изменениям, прежде всего постмодернизм и теории социально-исторического развития общества. Именно они сформировали представление о том, что главным фактором социальных изменений в современном мире выступают институты образования, университет как основной институт современного общества.

3. Основные причины и факторы социальных изменений

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие причины социальных изменений.

Основные типы причин социальных изменений:

1. Природные причины – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины – колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины – конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины – привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…». Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

 

Факторы социальных изменений.

· прогресс в научных знаниях (О. Конт);

· усложнение и усиление дифференциации (Г. Спенсер);

· разделение труда и социальная дифференциация (Э. Дюркгейм);

· рост производительных сил общества, приводщи    к смене способа производства и общественно-экономической формации (К. Маркс);

· идея прогрессирующей рациональности, которая вопреки воли и желанию людей пробивает себе дорогу (М. Вебер);

· зарождение, развитие и упадок социальных систем происходит в результате взаимодействия двух основных факторов: 1) влияние окружающей природной и социальной среды ("вызов"); 2) способность и возможность общества находить адекватные ответы на каждый очередной вызов (А. Тойнби);

· биологические и социальные потребности людей (Ю.В. Яковец);

· вторжение извне (И. Валлерстайн).

 

4. Основные формы социальных процессов

Процессы в своем развитии могут приобретать следующие формы: направленные и ненаправленные, обратимые и необратимые, восходящие и нисходящие, линейные, ступенчатые, циклические, спиралевидные и др.

· Направленные процессы предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении. Они являются предсказуемыми или явными (например, процесс создания единого европейского сообщества, процесс глобализации, процесс реформирования экономики, бракоразводный процесс).

· Ненаправленные процессы носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер. Например, процессы возбуждения, охватывающие толпу, процессы мобилизации в социальных движениях, эмоциональные семейные конфликты.

· Обратимые процессы приводят систему к определенного рода изменениям (даже радикальным), но потом происходит возврат к прежнему состоянию. Например, Французская революция 1789 г. свергла монархический режим и провозгласила Францию республикой. Однако в 1815 г. (после окончательного поражения войск Наполеона) династия Бурбонов была восстановлена, т. е. произошел возврат к монархии. В 1861 г. в России было отменено крепостное право и крестьяне стали свободными гражданами, но коллективизация крестьянских хозяйств в СССР (1929—1932) по сути снова сделала их крепостными.

· Необходимо учитывать, что возврат к прежнему состоянию не означает, что система возвращается к своей полной идентичности. Восстанавливаются только основные структурные элементы, тогда как многие частные аспекты изменяются безвозвратно.

· Необратимые процессы отражают тот факт, что происходящие изменения нельзя повернуть вспять (например, процесс старения человека, распад Советского Союза, процесс урбанизации населения).

· Восходящие процессы предполагают развитие системы. Если это развитие существенное, то его отождествляют с прогрессом. Эволюционные теории характеризуют развитие социума на протяжении последних 10 тыс. лет как восходящий прогрессивный процесс.

· Нисходящие процессы приводят систему к негативным дисфункциональным изменениям — регрессу.

· Линейные процессы — это постепенные, непрерывные восходящие или нисходящие изменения в системе.

· Ступенчатые процессы предполагают постепенное наращивание количественного потенциала изменений, который в определенный момент приводит к качественному скачку или прорыву. Например, в СССР многие десятилетия накапливались противоречия, которые весьма неожиданно трансформировались в перестройку и демократизацию общества.

· Циклические процессы — это периодическое повторение определенных фаз развития системы. Например, процесс экономического роста сменяется спадом, за которым следует очередное оздоровление экономики; выборы и перевыборы президента и других органов власти также представляют собой циклические процессы. Такие процессы можно рассматривать как круговые или замкнутые.

· Спиралевидные процессы представляют собой восходящее или нисходящее циклическое движение. Изменения, совершив круг, возвращают систему в исходное состояние, но уже на качественно ином уровне (например, последовательное продвижение из класса в класс или студента с курса на курс).

В социуме все перечисленные и иные формы социальных процессов могут чередоваться, сменяя друг друга, или протекать параллельно; могут накладываться друг на друга или противоречить (противостоять) друг другу; могут охватывать основные элементы системы (доминировать) или проявляться в многочисленных ее фрагментах. При этом, как правило, одни процессы выступают в качестве предпосылок социальных изменений, другие — остаются нейтральными к этим изменениям, третьи — способствуют воспроизведению (сохранению), а не трансформации системы.

5. Значение реформ в социальных изменениях

Реформа — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они, как правило, проводятся "сверху" с помощью законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений. Например, реформы Петра I коренным образом изменили систему государственного управления страной, но основы самодержавия остались неизменными.

Однако существует опасность быстрых и радикальных реформ, которая заключается в том, что они могут выйти из-под контроля "реформаторов" и общественности и приобрести непредсказуемый характер. Так, например, перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г. с целью реформирования социалистического строя, вышла из-под контроля партийно-политической элиты и привела к развалу Советского Союза.

Под реформами обычно понимают эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. Например, переход Китая от государственной плановой экономики к рыночной проводится методами реформ, которые продолжаются более 20 лет. Начав с приватизации мелких крестьянских хозяйств, рыночные отношения постепенно распространялись на средние и крупные предприятия. В результате постепенных и последовательных реформ Китай за последние десятилетия превратился в одну из стабильно развивающихся социальных систем. Ежегодный прирост ВВП в Китае составляет 10-12%.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.