Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Функции синкопирования



 

Работа над ритмом.Работа с метрономом. Синкопы и их виды.

 

Метроном(от греч. metron - мера и nomos - закон) представляет собой особый прибор, используемый для определения темпа. Темп в музыке играет очень важную роль, организуя ее во времени, придавая определенный характер, настроение тому или иному произведению. Но, что есть музыкальный темп? Очень часто понятие темпа заменяют понятием ритма. Делать этого не стоит, поскольку речь идет о совсем разных вещах. В то время, как ритм определяет последовательность длительностей звуков в том или ином музыкальном произведении, темп означает скорость, с помощью которой данное произведение исполняется. Но почему же такую важность приобретает определение скорости исполнения? Дело в том, что в музыке существует более 30 видов темпа, каждый из которых имеет свое название. Некоторые виды темпа на слух едва отличаются друг от друга. Так, к примеру, советский композитор Лео Исаакович Мальтер писал о том, что темп andante con moto («непринужденно, не спеша») быстрее andante con troppo («небыстрым шагом») всего лишь на 4-6 ударов в минуту. Мало кто сможет различить эти два вида без подручных средств. А в тех случаях, когда требования к четкому определению скорости исполнения высоки, на помощь исполнителю как раз и приходит метроном. Кроме всего прочего, метроном позволяет музыканту не сбиваться с указанного темпа. Даже если исполнитель достаточно опытен и хорошо чувствует музыку, он никогда не сможет быть точен настолько же, насколько специально созданный для этого прибор. Человек – не машина, и в определенный момент может начать ускоряться или замедляться. Именно поэтому даже многие профессиональные музыканты стараются пользоваться метрономом во время репетиций. Метроном во многом выполняет дисциплинирующий характер, приучая музыканта к четкому и ровному исполнению. Таким образом, это именно тот инструмент, который может помочь не только определить темп, но и наиболее точно организовать музыку во времени.

Разбирая сложные табулатуры или ноты имеет смысл проанализировать размер вещи и её ритмический состав.
Сначала следует определить длительность ноты, которая встречается в этом треке или пьесе чаще всего! Затем отметить для себя, где в данной пьесе сколько тактов, какой длинны у нас фразы и предложения - короче говоря, разобраться во всей ритмической структуре!
После того, как мы примерно разобрались с тем, что собираемся играть и даже выучили несколько тактов и фраз - можно подключать метроном!

Работа с метрономом будет сводится к двум большим частям: разбор отдельных фраз или даже мотивов с использованием метронома, и игра всего произведения целиком.

 

Поверьте, чем чётче вы осознаете, когда играется каждая нота по отношению к ударам метронома, тем лучше вы будете знать вашу пьесу или трек, и тем лучше вы выступите на концерте или сделаете запись.

 

Главное правило работы с метрономом - это больше метронома!

 

Как правило, фраза сыгранная под метроном от 3 до 5 раз - уже не забывается, и прочно "оседает" в памяти и пальцах.

 

Конкретно: берём распечатку ваших нот или табов и карандаш. Слушаем пьесу или трек и делаем пометки, разбиваем произведение на смысловые кусочки - и начинаем играть под метроном 3 раза с листа, и 3 раза уже по памяти.
Разучиваем так каждую часть произведения, не забывая соединять их вместе - и вот, Вы уже очень неплохо знаете текст.


Как дробить произведение на части? Очень просто! Там, где у нас возникает ощущение, что началась другая часть или что завершилась текущая - с высокой вероятности именно так и есть. Поставьте в этом месте цифру 1, 2,3 и так далее - до конца текста.


Темп метронома нужно выставлять по началу очень медленный - скажем 50 % от целевой скорости. Если ваше произведение играется в темпе 108 BPM - поработайте с ним в темпе 54 BPM - это точно не будет лишним. Запомните: мы не можем сыграть быстро то, что мы не умеем играть медленно!
Как только вы справитесь с произведением в данном темпе - прибавьте 5 единиц и продолжайте заниматься.

 

Купить метроном можно как электронный, так и механический - главное, чтобы устройство было хорошо слышно.

И помните, пока вещь не разобрана под метроном - едва ли вы знаете свою пьесу на отлично.

 

Синкопа– это ритмическая фигура, нарушающая нормальное течение метра смещением акцентов с сильного времени на слабое. Проще говоря, синкопа – это несовпадение реальных акцентов с метрическими.

Синкопы и их виды.

Каждая доля такта, независимо от того сильная эта доля, относительно сильная или слабая, имеет сильное и слабое время.

Сильное время – это начало каждой доли. Это то время, на которое приходится удар метронома (реального или воображаемого). Остальное время доли – слабое.

 

 

Синкопы делятся на два вида:

 

Междутактовую и внутритактовую.

 

Внутритактовая синкопа делится на междолевую и внутридолевую.

 

Междутактовая синкопа появляется, когда нота, звучащая в одном такте, продолжает своё звучание в следующем такте, т.е. звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле.

 

Несовпадение ритмического и метрического акцентов называют синкопой. Что значит «несовпадение ритмического и метрического акцентов»? Всё очень просто: нота взята на слабой доле и продолжает звучать на сильной доле. В результате этого акцент сильной доли смещается на слабую долю, ритмический и метрический акценты не совпадают.

Синкопа может быть как внутри одного такта, так и между тактами. Т.е. взяли ноту в одном такте, а её звучание продолжается в следующем такте. Оба вида синкоп встречаются довольно часто. Их называют «основными» синкопами:

Оба вида синкоп (в зависимости от длительности ноты) могут быть двухдольными или трёхдольными.

Обратите внимание на применение различных способов синкопирования, как за счет увеличения,так и за счет пауз. Кроме того, синкопированными оказываются различные доли такта: не только метрические, но и слабые восьмые.

Таким образом, эффект синкопы основан на нарушении естественных метрических акцентов. В такте появляется непредусмотренное его структурой ударение, которое может быть очень сильным. Такие неметрические акценты называют эпизодическими или динамическими.

В классической музыке синкопа применялась, как прием создающий обострение, встряску, которая непременно должна быть уравновешена равномерным метрическим движением.

Также эффект синкопы очень часто сравнивают с пружиной. Это наиболее распространенное восприятие синкопы.

Функции синкопирования

Первая уже нами рассмотренная функция синкопы это обострение.

Другая часто встречающийся тип синкопирования — смягчающее.

Смягчающее синкопирование возникает в том случае,когда противоречие синкопы метрическому акценту маскируется. Очень часто при маскирующем синкопировании ни один голос фактуры не обозначает сильную долю такта,что создает особый эффект скольжения мелодии сквозь метр.

Еще одна функция синкопирования — связующая.

Можно выделить три типа связующего синкопирования. Первый — непрерывные группы синкоп

Второй — оттягивание доли «влево», так называемое «упреждение». К третьему типу относится подчеркивание кульминации посредством синкоп.

Синкопирование, как я уже упоминал является основой современной музыки от джаза до металла и применяется в самых различных музыкальных ситуациях.

В эстрадной музыке различают два типа синкопирования — простое синкопирование и основанное на полиритмии.

В обычном рабочем процессе джазмены называют второй тип синкоп «ритмическим смещением». Например, на любой простой четырехдольный рисунок следует играть остинатный синкопированный ритм, занимающий три доли.

Контрольные вопросы

1. Что такое метроном?

2. В каких единицах измеряется темп работы метронома?

3. Что такое «синкопа»?

4. Какие бывают синкопы?

5. Что такое «ритмическое смещение»?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.