Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муз лит 4 класс 4 четверть 6 урок



Муз лит 4 класс 4 четверть 6 урок

Группы по расписанию понедельник 17-40, четверг 15-35

Урок 6.Тема: Музыка в театре («Опера»)

1. Прочитайте материал, сделайте записи в тетради (обратите внимание на текст, выделенный курсивом) и посмотрите видео-фрагменты:

Опера в XIX веке

Если в ХVIII веке главной «оперной страной» была Италия, то в следующем столетии такими странами кроме Италии стали Германия, Франция и Россия.

Италия

Итальянские композиторы ХIХ века восстали против... певцов. Дело в том, что по старинной традиции композиторы не выписывали в нотах вокальные украшения — колоратуры. Их импровизировали сами певцы. Если композитор ставил над нотой формату, это означало, что певец может делать с этой нотой всё, что угодно. Если он писал только ноту, то это… ровным счётом ничего не означало, И он мог ждать любых сюрпризов на спектакле. Если композитору нужна была простая и выразительная мелодия без украшений, то у него не было гарантии, что певец не испортит её колоратурами.

В 1815 году ещё совсем молодой Джоаккино Россини нашёл остроумный выход. В своей опере-сериа «Елизавета, королева английская» он просто выписал все нужные украшения точными нотами (а где не надо, естественно, не выписал). Это было начало «войны» с произволом исполнителей. Многие композиторы тут же последовали примеру Россини.

Джоаккино Россини, итальянский композитор

Россини не был реформатором в области оперных жанров. Он писал традиционные итальянские оперы-сериа и оперы-буффа. Но он вносил в эти жанры маленькие, по существенные изменения. В опере «Отелло» он обратился к трагедии Шекспира, а не к древнему мифологическому сюжету. Оперы-сериа у Россини приобретают черты народно-героической драмы.

Но наивысшие достижения Россини - в опере-буффа. После его знаменитой оперы «Севильский цирюльник» никто из композиторов уже не рисковал писать оперу в этом жанре. Казалось, Россини достойно завершил классическую итальянскую традицию.

☼ Дж.Россини опера «Севильский цирюльник» Смотреть каватина Фигаро

Но «последним итальянским оперным классиком» обычно называют Джузеппе Верди- композитора второй половины ХIХ века.

Джузеппе Верди, итальянский композитор.

 В ХIХ веке усилился интерес композиторов к внутреннему миру отдельного конкретного человека (и не только в операх).

Верди был самым ярким представителем итальянского оперного романтизма. Он написал 26 опер. 25 из них —трагические или героические. И только в конце жизни, в возрасте 79 лет (1892), он написал единственную комическую оперу «Фальстаф» по комедии Шекспира.

Лучшие оперы Верди населены не условными оперными персонажами, а живыми людьми с яркими характерами и сильными чувствами. Как и в жизни, в его операх сплетается трагическое и комическое.

Большинство опер Верди делится на традиционные номера, но часто эти номера не завершаются, а плавно перетекают друг в друга, образуя большие сквозные сцены.

В последних операх Верди вообще отказался от номерной структуры. В некоторых операх композитор применяет лейтмотивы - музыкальные темы, повторяющиеся в опере несколько раз и характеризующие героев или их чувства.  

Лучшие и известнейшие оперы Верди — «Риголетто» (по мотивам романтической драмы Виктора Гюго), «Травиата» (по роману на современный сюжет Александра Дюма-сына)‚ «Аида» (романтическая трагедия из времён Древнего Египта)‚ «Отелло» и «Фальстаф» (обе по Шекспиру: трагедия и комедия).

☼Дж.Верди Песенка Герцога из оперы «Риголетто» Смотреть

Даже из этого небольшого списка видно, насколько разнообразны были сюжеты его опер и как они отличаются от оперных сюжетов ХVIII века. А трагедия на современный сюжет — вещь до Верди неслыханная. Да и после него все оперы на современные сюжеты можно пересчитать по пальцам,

Германия

Родоначальником немецкой романтической оперы был Карл Мария фон Вебер, живший и творивший примерно в то же время, что и Россини.

Карл Мария фон Вебер, немецкий композитор.

Но самым крупным оперным композитором и самым смелым новатором стал Рихард Вагнер.

Рихард Вагнер, немецкий композитор 

Вагнер оказал огромное влияние на все жанры европейской музыки, хотя сам почти ничего, кроме опер, не писал.

Как и Глюк, Вагнер не только писал новаторскую музыку, но и излагал свои музыкальные взгляды в печати. Он даже построил свой оперный театр в Байрейте, где ставились только его оперы, и ставились именно так, как он этого требовал.

Вагнер придавал большое значение сценическому действию. Все либретто для своих опер он писал сам. В зрелые годы Вагнер отказался от определения «опера» и называл свои произведения музыкальными драмами.

Вагнер боролся за создание немецкой национальной оперы.  

Великие европейские музыканты критиковали оперную драматургию Вагнера, восхищаясь его музыкой.

Франция

В ХIХ веке во Франции было немало крупных оперных композиторов: Джакомо Мейербер, Франсуа Обер, Шарль Гуно, Жюль Массне. Но самым гениальным был Жорж Бизе.

Жорж Бизе, французский композитор.

В 1875 году в парижском театре «Опера комик» состоялась премьера оперы Бизе «Кармен». Опера провалилась со скандалом — настолько непривычной показалась она публике. Провал оперы подорвал и без того слабое здоровье композитора, и через три месяца он умер в возрасте 37 лет, так и не узнав, что через три—четыре года «Кармен» начала завоёвывать мировое признание.

А ведь на первый взгляд там всё традиционно: номерная структура, арии, ансамбли, разговорные диалоги, как и положено во французской комической опере Да, но только опера-то трагическая! Но всё в музыке брызжет весельем и жизнерадостностью.  

☼Ж.Бизе опера «Кармен» Увертюра Смотреть

Несмотря на то, что Бизе написал немного опер, и на то, что во Франции было много хороших оперных композиторов, творчество Бизе осталось самой яркой страницей в истории французской оперы.  

На рубеже ХVIII—ХIХ веков появились некоторые разновидности арии со специальными названиями: ариетта, каватина. В ХIХ веке эти виды не только прижились, но и дополнились новыми. Их названия уточняют характер или жанр сольного номера.

Ариетта (то есть «маленькая ария») —- небольшая ария простого песенного характера, чаще всего лирическая.

Ариозо (то есть «вроде арии») — небольшая ария свободного, часто безрепризного строения. В более поздних операх иногда так называли большой раздел ансамбля, в котором солирует один из его участников.

Каватина — 1) выходная, то есть самая первая, ария героя; 2) примерно то же, что ариетта.

Романс — лирическая ария в духе романса.

Песня — ария в духе народной песни.

Монолог — развёрнутое сольное высказывание в свободной форме с чередованием речитативных и напевных эпизодов, слияние речитатива и арии в одно целое.

А в середине ХIХ века у оперы появилась «младшая сестра» — оперетта. Это слово означает «маленькая опера», иногда так и раньше называли небольшие комические оперы с разговорными диалогами.

Парижский музыкант Жак Оффенбах, виолончелист, дирижёр, сочинитель модных танцев и остроумных музыкальных пародий, в 1855 году открыл собственный театр «Буфф Паризьен». На сцене этого театра в 1857 году появилась его оперетта «Орфей в аду» — пародия на «большую» оперу.

В популярном классическом сюжете зрители угадывали едкие сатирические намёки на современную парижскую жизнь.

Жак Оффенбах, французский композитор.

Оперетты Оффенбаха строились по законам настоящей оперы, но вместо арий в них были куплеты, похожие на уличные песенки, а оркестрово-балетные кульминации обрушивались разудалыми звуками галопов и канканов. В опереттах обязательны разговорные диалоги.

Вслед за сатирическими появляются и лирические оперетты Оффенбаха. Их яркие, запоминающиеся мелодии подхватывал весь Париж.

Парижская оперетта быстро перешагнула границы Франции. Её хорошо знали и в Вене. Под влиянием Оффенбаха оперетты начинают писать австрийские композиторы Франц Зуппе и Иоганн Штраус-сын, уже известный вам своими вальсами. В опереттах Штраус возродил стихию оперы—буффа.

Штраус отказался от злободневной сатиры, свойственной Оффенбаху. Его оперетты лиричны, окрашены мягким юмором, сюжеты изобилуют забавными ситуациями, недоразумениями.

Самые известные оперетты Штрауса — «Летучая мышь» и «Цыганский барон».

В ХХ веке традицию венской оперетты продолжили венгерские композиторы Ференц Легар, автор известной оперетты «Весёлая вдова», и знаменитый Имре Кальман.

Всемирную известность получили его оперетты «Сильва», «Марица», «Принцесса цирка» и другие.

В наше время по многим опереттам Штрауса и Кальмана поставлены фильмы.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.