![]()
|
|||
Классическая музыка 20-го века
Уважаемые студенты, продолжаем разговор об искусстве начала ХХ века. Наша сегодняшняя встреча будет состоять из двух частей. В первой части урока мы поговорим о тенденциях развития классической музыки начала XX века. Во второй части урока вы выполните самостоятельную работу, которая будет посвящена «Искусству переходного периода». Итак, начинаем:
Классическая музыка 20-го века Модернизм Музыка в период 1910 - 1960 гг. Мы уже с вами говорили, что ХХ век - время, когда технологии изменили мир. Музыка как неотъемлемая часть человеческой жизни также претерпела глобальные изменения. Композиторы опрокинули многие музыкальные правила прошлого и нашли новые, смелые темы и новые способы их выражения. Конечно же, появились имена композиторов, творчество которых формировало музыкальную культуру этого времени. Давайте вспомним некоторых из них. Одной из значительных фигур, изменивших музыку в первой половине столетия, был Арнольд Шёнберг. Посмотрите на его портрет: Это австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед. Возглавляемая им группа музыкантов решила, что тональная музыка (логическое построение соразмерных аккордов) исчерпала себя, и они предложили так называемую атональную музыку и 12-тоновой систему композиции (известную как "додекафония" или "серийная техника"). Такая музыка перестала быть мелодичной и гармоничной, не все композиторы восприняли их идеи. Сергей Рахманиновпродолжал сочинять в своем собственном богатом, романтическом стиле. Другие композиторы, например Ян Сибелиус, чувствовали себя отставшими от времени и просто прекратили сочинять музыку. Успешными стали те композиторы, которые сумели найти золотую середину. Например, Рихард Штраус. Он начинал в 1890-ых в романтическом стиле, но стал одним из первых крупных композиторов, перешедших к модернизму. Игорь Стравинский, один из самых успешных композиторов двадцатого века, потрясал и восхищал зрителей на протяжении всей своей 70-летней карьеры своими неистовыми "механическими" ритмами и новым типом гармонии. Многие не смогли показать весь свой потенциал, например Дмитрий Дмитриевич Шостакович - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, крупнейший композитор XX века, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры, который несмотря на все свои заслуги, имел очень сложные отношения с властью и вынужден был писать в двух стилях - симфонии для власти и более мелкие работы, такие, как струнные квартеты, в которых проявлял собственные взгляды и стиль. Вторая мировая война, Холокост, Хиросима убедили многих послевоенных композиторов, что они должны были оставить прошлое позади и находить все более прогрессивные методы и идеи. Модернизм в музыке был в том, что впервые музыканты и слушатели поняли, что музыка не должна быть ограничена традиционными направлениями, а может быть совершенно различной, и каждая имеет право на существование. А теперь, учитывая направленность вашей подготовки, предлагаю посмотреть фрагменты из известных балетов композиторов первой половины XX века.
https://www.youtube.com/watch?v=B19raqrqd-I Фрагмент балета И. Стравинского «Весна священная» https://www.youtube.com/watch?v=FlViAzWBzOo Фрагмент балета И. Стравинского «Петрушка»
https://www.youtube.com/watch?v=eTnoNxhc2Dc Фрагмент балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Фрагменты можете выбрать по желанию.
|
|||
|