|
|||
Ролевой набор. Смена ролей ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Ролевой набор Мы уже сталкивались с понятием статусного набора, которое было введено в научный оборот Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Р. Мертон предложил еще одно понятие, которое, по известным причинам, тесно связано с первым. Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний др. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора – преподаватели и наставника – предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Смена ролей Традиционная роль мужчины – кормилец семьи, а женщины – хранительницы очага. Однако в силу крупных структурных сдвигов в обществе такое распределение ролей может в незначительной либо очень значительной степени поменяться. Так произошло и в России: женщина постепенно и в силу разных обстоятельств принимала на себя помимо своих собственных еще и мужские роли. Исторически эти метаморфозы прошли в пять этапов. Первый этап – конец ХIХ – начало ХХ в., когда бурное развитие промышленности выталкивало из деревни огромные массы крестьян и они уходили на отходные промыслы. Отходничество – это поиски временной работы в городах и промышленных центрах. На долгое время реальной хозяйкой в доме оставалась женщина. Второй этап – сталинская индустриализация 30-х гг. Экстенсивное развитие народного хозяйства, возведение огромного числа промышленных объектов увеличили потребность в рабочей силе. Но мужской рабочей силы явно не хватало. В экономику активно втягивается неквалифицированное пополнение женщин – работниц. Государство пошло на соответствующие идеологические коррективы: женщина и мужчина были уравнены практически во всех правах. Третий этап – Великая Отечественная война и послевоенное возрождение народного хозяйства. Огромные потери на фронтах мужского населения России привели к тому, что в массовых количествах женщины стали заменять выбывших мужчин на чисто мужских, нередко физических тяжелых работах. Четвертый этап - становление мускулинного типа женщины – добавил в социальный портрет россиянки новые черты. Они определились исходя из высокого уровня разрядов, массового алкоголизма мужчин, их пассивности в помощи женщине по домашнему хозяйству и, наконец, низкой заработной платы мужчин, которая обрекала российскую семью на так называемые двухкарьерную и с двумя кормильцами модели семьи. Пятый этап наступил недавно в связи с переходом к рыночным условиям. Крупные структурные сдвиги в экономике привели к разорению целых отраслей хозяйства, некогда благополучных. Мужчины – кормилицы, особенно из материально обеспеченного оборонного комплекса, либо частично, либо полностью лишились заработка. В еще большей степени безработица коснулась женщины. В новых, более жестких социально – экономических условиях формируется и новый тип женщины: исчезает традиционная мягкость и свойственный ей от природы оптимизм, их место занимают резкость, авторитарность.
|
|||
|