Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





выявление потребности в создании норм права;



II

Наиболее распространенным источником права в нашей стране считается нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт – это важный юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом.

В них четко и конкретно прописаны правила поведения. Нормативно-правовые акты делятся на законы, принимаемые высшим представительным и законодательным органом государства и обладающие высшей юридической силой подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти в развитие законов. К ним относятся указы президента, постановления Правительства, приказы министерств.

Высшей юридической силой в стране обладает Конституция– Основной Закон государства. С юридической точки зрения конституция имеет определенные признаки:

1. Конституция обладает высшей юридической силой. Все нормативно-правовые акты должны строго соответствовать ей.

2. Конституция носит основополагающий, учредительный характер. Она устанавливает основы государственного и общественного строя, свободы и обязанности граждан, систему органов власти, порядок их образования и компетенцию.

3. Конституция служит базой для текущего законодательства. На ее основе принимаются все другие законы.

4. Конституция отличается стабильностью, а потому предусмотрен усложненный порядок ее пересмотра.

По степени стабильности конституции бывают гибкие (могут быть изменены путем принятия обычного закона), жесткие (изменение конституции требует квалифицированного большинства голосов членов парламента), особо жесткие (внесение поправок в конституцию включает дополнительную стадию ратификации, которая осуществляется путем референдума, двойного голосования в парламенте или утверждения субъектами федерации).

В развитие Конституции РФ государственные органы принимают различные нормативно-правовые акты. Федеральные законы принимаются Государственной Думой и проходят сложную процедуру законотворческого процесса. Глава государства – президент – может издавать указы по различным вопросам внутренней и внешней политики.

Осуществляя исполнительную власть, правительство может издавать постановления и распоряжения по текущим важным вопросам жизни общества. Министерства и ведомства издают приказы и инструкции по различным вопросам их компетенции.

Нормативно-правовые акты вступают в действие с даты, указанной в самом нормативно-правовом акте, либо с момента наступления определенных обстоятельств. Если же никакое из названных обстоятельств не указано, законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, а нормативно-правовые акты президента или правительства – по истечении 7 дней.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие: по истечению срока, на который они были приняты; при отмене специальным актом; при принятии нового нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию; при исчезновении обстоятельств, которые регулировал нормативно-правовой акт.

Принцип римского права «закон не имеет обратной силы» прочно закрепился в современной юриспруденции. В соответствии с ним закон регулирует только те отношения, которые имеют место на момент его принятия и сохранятся в будущем, если Закон продолжает действовать. Закон не распространяется на те отношения, которые существовали в прошлом. Однако он может регулировать отношения, которые существовали в прошлом в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость.

Таковы правила действия закона во времени. Существуют также и определенные правила действия закона в пространстве. Этим термином обозначают территорию, на которую распространяется действие закона.

Законы действуют и по кругу лиц, т.е. они имеют определенного адресата или распространяются на всех граждан страны, на лиц без гражданства, юридических лиц.

В любом государстве действует множество законов их систематизации.

 

 


В современной науке выделяют различные виды систематизации, среди которых большую роль играет кондификация, в результате которой создается единый систематизированный законодательный акт, способный заменить множество нормативных актов. Такой законодательный акт называется кодекс.

В других случаях нормативно-правовые акты объединяются в месте без изменения содержания. В результате появляются сборники законов. Такая систематизация называется инкорпорация. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация, которая осуществляется путем издания сборников нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. Эти сборники имеют официальный характер.

Неофициальная инкорпорация проводится организациями или отдельными гражданами. Такие сборники не имеют официального характера и создаются для специальных целей (например, справочных).

Если объединяемые акты регулируют однородный тип общественных отношений, то юристы говорят о консолидации, в результате которой создается единый сводный нормативно-правовой акт, действующий в одной области общественных отношений.

Особая деятельность по созданию и изменению правовых норм известна как правотворчество, субъектами которого могут быть отдельные государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления и даже народ (на референдуме).

Основные стадии законотворческого процесса заключаются в следующем:

- выявление потребности в создании норм права;

- внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.