Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Второй акт (действие).



 

Билет №1

1.Иоганн Себастьян Бах ( 1685-1750) родился 31 марта в маленьком местечке в Тюрингии - Эйзенахе. С раннего детства он готовился к профессии музыканта. Первым его учителем был папа - скрипач городской музыкант. Как и все Бахи он был скромен, трудолюбив, горд. В десять лет мальчик остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Его взял на воспитание старший брат Иоганн Христоф. Он серьезно учил Баха музыке. Стремление к личной свободе побудило пятнадцатилетнего мальчика покинуть дом брата. Так как у него был прекрасный голос, он играл на скрипке, органе, клавесине, его приняли старшим хористом в монастырскую школу в городе Люнебурге в 1700 году. Здесь же Бах закончил школу. В 1708 году бах переехал в Веймар. Служит придворным музыкантом и органистом. К этому периоду относятся его лучшие органные произведения: токката и фуга ре минор и пассакалия до минор. В этом городе он прожил около 10 лет. В 1717 году с семьёй переезжает в Кётен. Здесь он писал в основном оркестровую музыку. Именно в этот период были созданы такие вершины его творчества как двухголосные и трёхголосные инвенции. (Латинское слово означает изобретение, выдумка). В это время был написан монументальный его труд, состоящий из 24 прелюдий и фуг - «Хорошо темперированный клавир». В 1723 году переехал в Лейпциг. Где и провёл всю свою оставшуюся жизнь. Он стал кантором при церкви Святого Фомы. Произведения, написанные в этот период: «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си минор. Старшие сыновья еще при жизни его стали знаменитыми композиторами и педагогами. Музыкально одарённой была и вторая жена Баха Анна Магдалена, для которой он написал сборник фортепианных пьес «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», а так же и его дочери. Последние годы жизни были омрачены серьёзной болезнью. Врачи предложили ему операцию, но она прошла неудачно и Бах потерял зрение. Но это не остановило его творчество. Он продолжал сочинять музыку, диктуя свои произведения. 28 июля 1750 года не стало величайшего музыканта той эпохи. Но смерть его осталась практически незамеченной.

2.Опера «Иван Сусанин» Глинки – героическая народная музыкальная драма. Премьера оперы состоялась осенью 1836 года в Большом театре, на которой присутствовал царь со своей семьёй. Первое название оперы - «Жизнь за царя». Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. В опере 4 действия и эпилог. Действующие лица оперы: Иван Сусанин, его дочь – Антонида, приёмный сын Ваня, Собинин – жених Антониды. Начинается опера увертюрой. 1 действие. Происходит в селе Домнино, где готовится свадьба Антониды и Собинина. Сусанин благословляет их. Первое действие начинается с хоровой интродукции (введение, предваряющее действие). Звучит 2 хора: мужской и женский. Это характеристика русского народа, мелодия мужественна, патриотична: «Родина моя! Русская земля!» Далее звучит каватина и рондо Антониды: «Ах, ты поле, поле ты моё» Задумчивая каватина сменяется изящным оживлённым рондо – мир девичьих мечтаний. Трио «Не томи, родимый» передаёт грустные переживания Антониды и Собинина. 2 действие. Бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси. Но вот появляется гонец, он сообщает о тяжёлом положении польского войска и о том, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы окончательно разгромить врага. Поляки в смятении. Тут же созревает план нового захватнического вторжения. Большой отряд собирается в поход. Второе действие ярко контрастирует с первым. Звучит четыре танца, следующие один за другим: блестящий польский полонез, краковяк, вальс и мазурка. 3 действие происходит в доме Ивана Сусанина, где готовится свадьба. Внезапно появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает сына Ваню предупредить русские отряды об опасности, а сам решается завести поляков в непроходимую лесную глушь. С пением свадебной величальной приходят подружки Антониды. Они находят невесту в слезах: девушка опасается за жизнь отца. Появляется Собинин. Вместе с крестьянами он решает отправиться на поиски сусанина и польского отряда. Открывает 3 действие песня Вани «Как мать убили» - простая и задушевная песня. Далее следует квартет Сусанина, Вани, Антониды и Собинина. Но вот тихая и мирная беседа дружной семьи нарушается приходом поляков – в музыке прорывается тема полонеза из 2 действия. Сцена Сусанина с поляками. В реплике Сусанина «Велик и свят наш край родной» зарождается тема хора «Славься» из финала оперы. Ответ Сусанина полякам – «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь» основан на теме мужского хора из интродукции. Перед уходом Сусанин прощается с дочерью. Музыка полна скорби и тревоги. Свадебный хор «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» звучит ярким контрастом. Песня-романс Антониды «Не о том скорблю, подруженька» задушевна и поэтична, в ней слышатся трогательные интонации причитаний.

4 действие. Собинин со своими людьми с трудом пробирается по засыпанному снегом лесу, разыскивая следы польского отряда. Ворота монастыря, где находятся ополченцы и посадские люди заперты. Поздней ночью прибегает сюда Ваня и долго стучится в запертые ворота. Волнением проникнут речитатив Вани «Бедный конь в поле пал». За ним следует небольшая певучая ария. Наконец ворота открываются. Ваня сообщает о польском отряде. Воины выступают на поиски врага.

Непроходимая лесная глушь. Морозная ночь. Сюда Сусанин завёл поляков. Хор поляков «Устали мы, продрогли мы» в ритме мазурки хорошо подчёркивает угнетённое состояние врагов. Они засыпают. Сусанин предчувствует смерть и готов к ней. Поднимается метель. Поляки просыпаются. Они поняли наконец, что Сусанин умышленно завёл их сюда, и убивают его. Речитатив и ария Сусанина – один из наиболее напряжённых и драматических эпизодов оперы. Речитатив «Чуют правду!» и ария «Ты взойдёшь, моя заря» - мелодия арии проста, выразительна и напевна. Развязка наступает в тот момент, когда Сусанин твёрдо и мужественно отвечает полякам: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал».

Эпилог. В Москве, на красной площади народ празднует победу над врагом. Появляются Антонида и Ваня вместе с Собинином. Они рассказывают о трагической гибели отца. В заключительном хоре «Славься!» народ славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу России. Музыка хора величава и торжественна, и это придаёт ей черты гимна. Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Опера «Иван Сусанин» Глинки – великое сокровище русской музыки.

 

3. Полифония. Инвенция

Полифония в переводе с греческого языка означает многоголосие, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию. Инвенция - слово означает выдумка, изобретение.

 

Билет№2

1.Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791.

В.А Моцарт родился в 1756 году в семье музыканта и его отец, Леопольд Моцарт сам мог дать ему хорошее музыкальное образование. Мальчика называли чудом, волшебником. В четыре года он уже сочинял свои собственные пьесы. К шести годам стал уже виртуозным клавессионистом. В этом возрасте он совершил первую концертную поездку, где вскоре стал известен во многих странах Европы. Слава пришла к Моцарту очень рано. Семья Моцартов отправилась в концертное турне: Мюнхен, Вена, Париж, Лондон, Амстердам и др. Концерты проходили с триумфом. На концерты его одевали в настоящий придворный костюм. В общем. Они возвратились на родину в 1766 году, завоевав Европу. Маленького Моцарта называли Чудом 18 века. Поездка в Италию завершила его детство и юность. По возвращении в Зальцбург началась взрослая жизнь. Как и отец, он получил место музыканта при дворе архиепископа в Зальцбурге. В последние годы жизни из-под пера гениального композитора выходят произведения: оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан». «Волшебная флейта». В этот период он активно занимается исполнительской деятельностью. Но постоянно испытывает материальные лишения. Последнее произведение Моцарта- «Реквием», похоронная месса. Он писал её будучи тяжело больным. Лежа в постели. Он умер, не дожив до 36 лет и похоронен в общей могиле для бедняков.

2.Обзор творчества Чайковского

Среди своих современников Пётр Ильич Чайковский занял особое положение благодаря удивительной способности к широкому охвату многообразных явлений действительности, проницательности и отзывчивости к наиболее сложным проблемам современной жизни. Гениальный дар Чайковского проявился прежде всего в отражении процессов внутренней жизни человека, в обращении к кардинальным вопросам бытия. Именно поэтому Чайковского справедливо ставят в один ряд с корифеями русской культуры – Пушкиным, Толстым, Мусоргским.

Наследие: творчество Чайковского было универсальным в жанровом отношении: оперы (10); балеты (3); симфонические произведения: 6 симфоний, симфония «Манфред», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», фантазии «Фатум», «Буря», «Франческа да Римини», 5 увертюр, «Итальянское каприччио», «Серенада для струнного оркестра», 4 сюиты, 3 фортепианных концерта, 1 скрипичный, 1 виолончельный («Вариации на тему рококо»); хоровые произведения: кантата «Москва», «Всенощное бдение», «Литургия св. Иоанна Златоуста», хоры a cappella; камерно-инструментальный жанр: 3 струнных квартета, ф/п трио, струнный секстет, свыше 100 пьес для фортепиано, сонаты, цикл «Времена года»; камерно-вокальный жанр: свыше 100 романсов.

 

3.Фуга. Канон.

Фуга- это одна из вершин полифонической музыки. Этим словом называют многоголосное произведение, построенное по строгим законам. Фуга может быть 2х. 3х, 4х и многоголосной. В основе лежит яркая запоминающаяся тема. Основным принципом её строения является имитация (латинское слово, означающее «подражать»). Имитация - повторение мелодии в другом голосе. По строению делится на три части: первая часть - экспозиция. Вторая часть разработка и третья часть - реприза. Фуга, как высшая форма полифонической музыки сформировались у Баха, Генделя. Эту традицию продолжили и русские композиторы Шостакович и Щедрин.

Канон - В музыке кано́ном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени после её начала. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой, а голоса, вступающие позже, — риспостами

Билет№3

1.Л.Бетховен. Биография.

Родился в декабре 1770 года в городе Бонне. Музыкальные способности проявились рано. И отец решил сделать из него «второго моцарта». Он будил его среди ночи и вёл к клавесину, заставляя играть по многу часов. Это называлось урок музыки. В одиннадцать лет Людвиг пошёл работать. В 14 получил место органиста при княжеском дворе. Об образовании Бетховена никто не заботился. Суровое детство повлияло на характер музыканта. Он был замкнутым. Стремился к уединению. Серьёзные занятия Бетховена начались в 1782 году переломным моментом в его жизни стала встреча сНефе, который стал его первым настоящим учителем. В 1787 году.накопив немного денег. Бетховен отправился в Вену к Моцарту. Бетховен мечтал учиться у великого Моцарта. Но судьба распорядилась иначе. Заболела его мама и он вернулся в Бонн. Мать умерла и все семейные заботы легли на плечи юноши. Надо было воспитывать и содержать 2х младших братьев. За 10 лет творческой работы он создал около 50 сочинений. Композитора поразило страшное несчастье- глухота. Композитор долго скрывал свою трагедию от друзей. Важным его сочинением явилась «Героическая» симфония. Поражали огромные масштабы симфонии, смелость и новаторство формы.Бетховеным так же написаны опера «Фиделия» и 4 увертюры к ней. Фортепианные сонаты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной», Девятая симфония. Умер композитор в 1827 году.

2.Кантата «Александр Невский»

Написана для хора. Меццо- сопрано и оркестра. Кантата возникла на основе музыки к одноименному фильму, созданному в 1938 году.выдающимся режиссером Сергеем Эйзенштейном. В кантате семь частей:

1 «Русь под игом монгольским»

2 «Песня об Александре Невском»

3 «Крестоносцы во Пскове»

4 «Вставайте, люди русские»

5 «Ледовое побоище»

6 «Мертвое поле»

7 «Въезд Александра во Псков»

Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к родине, о победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками.

3.Соната. Строение сонаты.

Слово «соната» происходит от итальянского - играть на каком-либо инструменте. Это крупное произведение. Классический тип сонаты сложился в творчестве венских мастеров Гайдна, Моцарта и Бетховена. Первая часть –быстрая, живая. Композитор знакомит нас с действующими лицами - темами. Этот раздел называется экспозиция. Первую тему называют главной, вторую - побочной. Между ними может быть связующая партия. Далее идет разработка. Затем реприза. Вторая часть классической сонаты обычно пишется в медленном темпе. Финал (третья часть) в быстром, стремительном.

Первая часть цикла – обычно Allegro - выражение противоречивости жизненных явлений. Она пишется в сонатной форме. В основе сонатной формы – сопоставление или противопоставление двух музыкальных сфер, выраженных главной и побочной партиями. Ведущее значение закрепляется за главной партией. Первая часть состоит из трёх разделов: экспозиция – разработка – реприза.

 

Вторая, медленная часть сонатно-симфонического цикла (обычно Andante, Adagio, Largo) - контрастна первой части. Она раскрывает мир внутренней жизни человека, либо мир природы, жанровые сцены.

 

Менуэт – третья часть четырёхчастного цикла (симфоний, квартетов) – связана с бытовым проявлением жизни, с выражением коллективных чувствований (танец, объединяющий общим настроением большие группы людей). Форма всегда сложная трёхчастная.

 

Финал – не только последняя, но итоговая часть цикла. В нём общность с другими частями. Но есть черты, присущие лишь финалу – много эпизодов, в которых участвует весь оркестр, как правило, пишется в форме рондо (многократное повторение главной мысли – рефрена создаёт впечатление законченности высказывания). Иногда для финалов используется сонатная форма

 

 

Билет №4

1.Михаил Иванович Глинка. Биография.

Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.

После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.

В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь

в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.

2Обзор творчества В.А.Моцарта

Его произведения охватывают все без исключения музыкальные жанры. Творчество было для Моцарта жизненной потребностью. Он одинаково свободно владел формами светской и духовной, вокальной и инструментальной музыки. Многогранен гений композитора: это оперы «Свадьба Фигаро», зингшпили (разновидность комической оперы), симфония «Юпитер», опера «Дон-Жуан», «Реквием».

3.Опера. Увертюра.

Опера- это жанр синтетический. Появившийся из содружества различных искусств (от итальянского слова означает – труд, дело, сочинение.) Сегодня опера один из популярных жанров искусства. Начинается с либретто - полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Имена выдающихся либреттистов: Метастазио, Бойто, Мельяк, Чайковский.

 Когда созданно либретто, композитор пишет музыку, включающую много голосов: солисты, хор, инструменты оркестра. Получается партитура. Начинается опера увертюрой. Важную роль в опере играет ария (от итальянского «Песня»). Они бывают разными. Лирическими и драматическими,  но все они характеризуют героя. Рисуют его музыкальный портрет. Ещё один важный компонент оперы - ансамбли. Самый большой ансамбль в опере - хор. Важную роль играют танцевальные сцены. В них важную роль играет оркестр.

Инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа.

Билет №5

1Петр Ильич Чайковский. Биография.

Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции.

В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

2Обзор творчества И.С.Баха.

Одна из главных особенностей музыки Баха- её глубокая человечность. Любовь композитора к людям. Творческое наследие его необъятно. Это полифонические произведения- инвенции, маленькие прелюдии и фуги, симфонии, «Хорошо темперированный клавир»(ХТК). Фуги. Сюиты. Органные произведения.

3.Симфония. Строение классической симфонии.

Симфонии принадлежит одно из главных мест среди различных жанров. В переводе с греческого означает созвучие. Симфония - один из сложных жанров в музыке, не связанных с другими искусствами. Классическая симфония сформировалась как цикл из четырех частей. Первая часть- быстрая, активная. Пишется в форме сонатного аллегро. Вторая часть медленная, задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвященная мирным картинам природы, мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие. Третья часть- менуэт. Финал- итог всего цикла, отличается торжественным, победным, праздничным характером.

Билет№6

1.С.С.Прокофьев. Биография.

Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии. Отец работал управляющим этого имения. Мать занималась воспитанием сына. В 13 лет мальчика повезли в Петербург поступать в консерваторию. Весной 1909г. заканчивает консерваторию как композитор, представив на экзамене шестую сонату и финал оперы «Пир во время чумы». Но образование на этом не заканчивается. Он поступает в класс фортепиано профессора Есиповой. Весной 1914г. заканчивает её. Ему была присуждена первая премия имени Рубинштейна- прекрасный рояль. Со временем он стал одним из крупнейших пианистов – виртуозов. Среди ранних произведений- симфония ми минор, шесть сонат для фортепиано, множество пьес. Опера «Маддалена», Второй концерт. Летом 1917 поехал на курорт в ессентуки. Там пишет концерт для скрипки с оркестром, третья и четвёртая фортепианные сонаты, цикл «Мимолётности» и «Классическая симфония» После революции выезжает за рубеж. Жизнь вне России не была лёгкой. Его музыку не всегда принимали. В 1933 вернулся на родину. Резко изменилась тематика его творчества. Были написаны музыка к кинофильму «Александр Невский», оперы «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке», оратория «На страже мира» и др. Когда началась великая отечественная война, был эвакуирован на Кавказ. Только в 1943 вернулся в Москву. Всё это время работал над оперой «Война и мир». Прокофьев умер 5 марта 1953 года.

2.Л. Бетховен сонаты.

Бетховен был гениальным пианистом- виртуозом. Фортепианные сонаты Бетховена можно назвать маленькими симфониями. По фортепианным сонатам можно проследить путь становления композитора. 32 сонаты написаны Бетховеном на протяжении его жизни, в разные этапы его творчества. Ярким образцом является «Патетическая соната2 до минор. Это произведение было создано в 1798 году и сразу было воспринято как сочинение смелое и новаторское.

3.Импровизация.прелюдия.

 Импровизация – Простыми словами это умение называют так – способность создавать музыку в реальном времени без нот, то есть из собственных мыслей. Импровизацию в музыке называют еще одним из самых загадочных умений, ведь далеко не каждому дано из нескольких знакомых аккордов сваять неожиданную мелодию, но при этом не лишенную смысла и логически законченную. Итак, импровизация в музыке – это моментальное создание произведения без подготовки с одновременным его исполнением

Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление».В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному. С течением времени стали появляться самостоятельные прелюдии.

Билет №7

С. Рахманинов. Биография.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943). Родился 20 марта 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. Родители мальчика были людьми музыкально одарёнными. Музыку в доме любили и посвящали ей часть семейного досуга. Первой учительницей стала мама. Она учила его на фортепиано с пяти лет. Когда Серёже было 7 лет семья переехала в Петербург. Мальчику решено было дать музыкальное образование. И вскоре он был принят в Петербургскую консерваторию. Учился он не прилежно и его перевели по совету брата Сергея Васильевича в Московскую консерваторию. Учителем его стал Зверев. Это был одарённый педагог. Под его руководством и железной дисциплиной мальчик начал совершенствовать своё мастерство. С 1887 года начинает записывать свои сочинения. Потом его учителем становится Танеев. Рахманинов заканчивает консерваторию по двум классам. На старшем отделении он перешел в класс фортепиано А.Зилоти. Незадолго до окончания консерватории Зилоти ушел из нее. Не желая менять педагога Рахманинов самостоятельно подготовил выпускную программу .Это было в 1891 году, а спустя год он закончил консерваторию по классу композиции. Дипломной работой стала опера «Алеко».  С 1897 началась его профессиональная дирижерская деятельность. В Московской частной русской опере Мамонтова. Им написаны второй фортепианный концерт и вторая сюита для фортепиано, кантата «Весна», романсы, прелюдии , оперы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини». Женился на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной. Молодые поселились в Москве. ШУ них родились две дочери. В это время Рахманинов много выступал. Через некоторое время переехал в Америку. Вдали от Родины ничего не написал. В 1931 году Рахманиновы купили небольшой участок земли в Швейцарии. Именно там были написаны истинные вершины его творчества – Рапсодия на темы Паганини. Третья симфония. Последним крупным произведением были симфонические танцы. Умер 28 марта 1943 года.

2.Л.Бетховен симфонии.

Первая симфония Бетховена появилась в 1800 году. Пятую начал в 1805 и закончил в 1808, девятую вынашивал почти десять лет. Положение этого жанра в творчестве Бетховена – показатель нового по сравнению с предшественниками отношения к нему. Изменилось содержание симфонии. Композитор перешел от жанрово – бытовой тематики к большим идейным, социальным, героико – философским проблемам.

3.Ария, каватина. Ариозо.

Ария – это вокальное произведение. В опере играет роль монолога. Это слово от итальянского означает «песня». Но еще означает «воздух», «ветер». Арии присуща широкая распевность.

Ариозо – небольшая ария свободного построения( по итальянски ариозо – вроде арии). Обычно имеет лирический характер.

В первой половине 19 века выходную арию, то есть ту, с которой герой впервые появлялся на сцене, называли «Каватина» -(извлекать).

 

Билет №8

1.М.П.Мусоргский

Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии. Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.

Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой.

С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк (во время службы он познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.

В краткой биографии Мусоргского Модеста Петровича, написанной для детей, упоминается, что в 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.

В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по произведению Софокла), «Саламбо» (по произведению Флобера), «Женитьба» (по пьесе Н. Гоголя)

2.Обзор творчества И.С.Баха.

3.Кантата. Оратория Жанр оратории зародился в церкви. В конце 16 века в Риме верующие католики стали собираться в специальных помещениях в церкви – ораториях (от латинского» красноречие»). Для чтения и толкования Библии Обязательным участником была музыка. Она сопровождала проповеди и чтение. Так появились особые духовные произведения для солистов, хора и оркестра, которые называли ораториями.

В последние годы жизни Мусоргский тяжело переживал распад «Могучей кучки», непонимание и критику со стороны музыкальных чиновников и коллег (Кюи, Балакирева, Римского-Корсакова). На этом фоне у него развилась тяжелая депрессия, он пристрастился к алкоголю. Музыку стал писать медленнее, с работы уволился, потеряв маленький, но постоянный доход. В последние годы жизни его поддерживали только друзья.

Последний раз он публично выступил на вечере памяти Ф. М. Достоевского 4 февраля 1881 года. 13 февраля он умер в Николаевском госпитале в Санкт-Петербурге от приступа белой горячки.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Но на сегодняшний день сохранилось только надгробие, так как после масштабной реконструкции старого некрополя (в 30-ых годах) его могила была утрачена (закатана в асфальт). Сейчас на месте захоронения композитора находится автобусная остановка.

Билет №9

1.А.П.Бородин

Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге.
Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина.

Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.

В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшегося М. А. Балакиревым.

В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями — Второй симфонией («Богатырская», 1876 г.) и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Работа над оперой затянулась на целые 18 лет, и произведение так и не было закончено. Уже после смерти автора её дописали по оставшимся материалам Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. «Князь Игорь» был поставлен в Петербурге в 1890 г. Музыку оперы отличает яркий героико-эпический характер.

Но и тонкий лиризм не был чужд творчеству Бородина. Образцом могут служить его романсы на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне и собственные. Романс «Для берегов отчизны дальной» — одно из лучших вокальных воплощений пушкинской лирики.

Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение — истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» — так отозвался о композиторе Ф. Лист.

Умер 27 февраля 1887 г. в Петербурге

 

2.Обзор творчества В.А.Моцарта

Родился он 27.01.1756 г. в семье скрипача и композитора Леопольда Моцарта. Его родным городом был Зальцбург, в котором его родителей считали самой красивой супружеской парой. Мать, Анна Мария Моцарт, родила семерых детей, из которых выжили двое – дочь Мария Анна и Вольфганг. Способность к музыке проявилась у мальчика с трех лет. Он любил играть на клавесине и мог подолгу подбирать созвучия. Отец начал заниматься с мальчиком с четырех лет, поскольку у него была ярко выраженная способность запоминать услышанные мелодии и воспроизводить их на клавесине. Так и началась музыкальная биография Моцарта, кратко о которой писать сложно, настолько она богата событиями. К пяти годам Моцарт мог сочинять небольшие пьесы. На бумагу их записывал отец, ставя на полях дату создания. Помимо клавесина, Вольфганг научился играть на скрипке. Единственным инструментом, который наводил на юного музыканта ужас, была труба. Он не мог слушать ее звучание без сопровождения других инструментов.Не только Вольфганг в семье Моцартов виртуозно играл. Его сестра была не менее талантлива. Первые концерты они давали вдвоем и вызывали восторг у слушателей. В Вене они были представлены императрице Марии-Терезии, которая слушала их концерт несколько часов.С отцом они путешествовали по Европе, давая концерты знатным вельможам. Лишь на короткое время они возвращались домой. В 1791 году Моцарту заказали «Реквием», который ему не довелось завершить. Сделал это его ученик Франц Ксавер Зюсмайер. В ноябре композитору стало очень плохо, он не мог ходить, потребовалась помощь врачей.Они констатировали у него острую просовидную лихорадку. От нее в то время умерло много жителей Вены. Болезнь осложнилась общим ослаблением организма.К 4 декабря состояние композитора стало критическим. 5 декабря скончался Моцарт. Биография (краткая) композитора, оставившего потомкам множество прекрасных произведений, на этом заканчивается. Похороны состоялись 6 декабря 1791 года в присутствии только близких друзей. Затем его тело отвезли на кладбище для погребения. Где оно находится, неизвестно, но предположительно на том месте со временем был поставлен памятник "Плачущий ангел".

3Сюита.

Сюита –циклическая музыкальная форма. Состоящая из нескольких контрастных частей. Слово произошло от французского – последовательность. Форма сюиты возникла в 16 веке как объединение медленного танца паваны и быстрого – гальярды. Такие сюиты писали для самых различных инструментов. Но уже к началу 18 века сложилась форма старинной сюиты, состоящей из 4 танцев: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.

Билет №10

1. Н. А. Римский – Корсаков – биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в семье, абсолютно не связанной с художественной деятельностью. Семейной традицией была служба на флоте. Несмотря на то, что музыкальные способности проявились еще в раннем детстве, Римский-Корсаков получил образование в морском кадетском корпусе. В Тихвине, где будущий музыкант был рожден, не было возможности профессионально заниматься музыкой. Николай Андреевич Римский-Корсаков Особое влияние на дальнейшую композиторскую деятельность Римского-Корсакова оказал М.А. Балакирев, с которым тот познакомился в Санкт – Петербурге. Именно в этот период были написаны «Сербская фантазия», 1-я симфония и несколько романсов. Тогда же был образован кружок музыкантов «Могучая кучка». В 1871 году Николай Андреевич был приглашен на должность профессора инструментовки и свободного сочинения в консерваторию Петербурга, а в 1873 он получает должность инспектора военных оркестров флота. В это же время на сцене Мариинского театра была впервые представлена опера «Псковитянка». На дальнейшее творчество Римского-Корсакова серьезное влияние оказало изучение фольклора и творчества Глинки. Именно опера «Иван Сусанин» Глинки оказала на композитора ключевое воздействие. Любовь к народным песням и обрядам была воплощена в операх «Снегурочка» и «Майская ночь». В 80-е годы Римский-Корсаков состоял на службе в Придворной певческой капелле, а плодами его творчества становятся симфонии «Сказка», «Испанское каприччио», «Шахерезада», Симфониетта. Но главный труд Николая Андреевича в те годы состоял в подготовке к исполнению опер Мусоргского «Хованщины» и Бородина «Князя Игоря». И все же основное направление творчества Римского-Корсакова это опера. В 1892 году выходит в свет опера «Млада», в 1895 «Ночь перед Рождеством», а в 1896 году по былинным мотивам была написана опера «Садко», которая сразу обрела любовь публики. В революционный период выходят оперы «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок», которые, по мнению многих критиков, носили обличительный для политического строя характер. 37 лет своей жизни Римский-Корсаков посвятил преподаванию. У него получили образование И. Стравинский, А. Аренский, А. Глазунов, С. Прокофьев и другие. Кроме того, Николай Андреевич является автором нескольких учебников и большого количества статей на музыкальные темы. Римский-Корсаков по праву признан создателем такого жанра, как опера – сказка. Создавая собственные произведения, композитор еще и донес до слушателя не одно произведение своих погибших товарищей. Сам Николай Андреевич скончался 21 июня 1908 года от сердечного приступа, который последовал после инфаркта. Похоронен он был в Новодевичьем монастыре, но 30 лет спустя его прах перенесли в Александро-Невскую лавру.

 

2 «картинки с выставки» Мусоргский

3.Балет, па-де-де, па-де-труа, дивертисмент.

 

 

Билет №11

1.Д.Д.Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября 1906 году в Петербурге в интеллигентной семье. Мама мальчика имела музыкальное образование и даже думала посвятить себя музыке профессионально. Ему было 12 лет, когда появились первые его сочинения. Это было сложное время. После революции в городе царил настоящий беспредел. Не было про



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.