Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Психология»

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Общие тренинговые методы и их характеристика»

 

Студента 3 курса ПСД/с-17-1-о группы

Направление подготовки 37.05.02 «Психология

служебной деятельности»

Профиль: «Психологическое обеспечение служебной

деятельности в экстремальных условиях»

Дорноступ В.Д.

Руководитель: доцент кафедры «Психология»

Чабаненко С.В.

 

 

Севастополь – 2020

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 3

ГЛАВА 1 ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ?........................................................................ 5

1.1 Определение понятия тренинга.......................................................................... 5

ГЛАВА 2 ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ..................................................... 8

2.1 Групповая дискуссия.......................................................................................... 8

2.2 Игровые методы.................................................................................................. 9

2.3 Методы направленные на развитие социальной перцепции............................. 10

2.4 Методы телесно-ориентированной психотерапии............................................. 10

2.5 Медиативные техники......................................................................................... 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 13


 

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к применению активных групповых методов воздействия все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, "недружественным" условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той "палочкой-выручалочкой", которая поможет решить многие из актуальных проблем, как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом. За последние 10-15 лет тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.
Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов психологического воздействия, прежде всего, связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Многие психологи с тревогой пишут, что в практическую психологию приходит большое количество дилетантов, не имеющих специального образования и подготовки. Всеобъемлющие знания по групповой динамике, психологии воздействия, психологии личности и другим важнейшим механизмам, которые задействованы в процессе тренинга, подменяются отрывочными сведениями из какой-либо популярной психологической теории.
В связи с этим мне кажется, что последние достижения теоретической психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления тренингового воздействия.
В последнее время особую востребованность приобретают исследования, где ведется поиск закономерностей динамики личности участников в процессе психологического тренинга. Поиск базовых механизмов осуществления группового воздействия важен не только для психологической практики, но и для развития и углубления наших теоретических представлений. В настоящий момент среди практикующих специалистов преобладает подход, при котором тренер устанавливает монологичные отношения с членами группы, скорее самопроявляется, чем дает проявиться участникам. Резко лимитируется возможность участников влиять на выбор методов и длительности воздействия, на сценарии встреч. Однако без опоры на личность самого участника, без постоянного отслеживания его внутренних трансформаций нельзя рассчитывать на полноценный эффект психологического воздействия.
В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы:
- выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;
- построение модели идеального поведения во внешнем плане;
- модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.


 

ГЛАВА 1 ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ?

1.1Определение понятия тренинга

В последнее время все больше руководителей приходят к выводу, что в нашем мире высоких технологий и информации, когда с технической стороны практически все возможно и доступно, компетентные, инициативные и мотивированные работники являются самыми ценными ресурсами любой компании. Ведь положение на рынке конкуренции и прибыль предприятия направления зависят от того, какой персонал воплощает стратегии бизнеса в жизнь. Другими словами, выигрывают те, кто развивает творческий потенциал и инициативу своих работников. Именно поэтому интерес к тренингам, как формы учебы и развития персонала, постоянно увеличивается.
Практика показывает, что в большинстве случаев, тренинги действительно оказались эффективнее, чем традиционные формы учебы — лекции и семинары. Интенсивная работа во время тренинга помогает организации достичь высоких результатов за короткий срок, а последующая система после тренингового сопровождения обеспечивает надежное закрепление материала. Так что же такое тренинг? В чем заключаются его особенности и отличия от привычной формы учебы, которая использовалась в течение многих лет? Хорошо знакомая классическая учеба построена на том, что мы читаем, слушаем, говорим или пишем о предмете изучение. Как правило, не сталкиваясь с ним направлению в процессе получения знаний. Например, если мы посещаем лекцию "Как руководить автомобилем", то почему мы научимся? Правильно, научимся читать лекции, о том, как руководить автомобилем. Возможно, даже очень хорошо читать. Однако, с практикой вождения у нас, скорее всего, возникнут трудности. Потому что для того, чтобы уметь водить автомобиль, нужно садиться за руль и ездить. Отсчетный момент в такой учебе конкретный опыт. В основу современных тренингов положенная идея о том, что учеба должна опираться на собственный опыт участника. Вот почему во время тренинга мы активно практикуемся, экспериментируем и проверяем свои представления и выводы в разнообразных мнимых и смоделированных ситуациях. В результате формируются и закрепляются навыки эффективного поведения. Это позволяет избежать ошибок в реальных условиях и помогает быстро принимать оптимальные решения. Кроме того, каждый тренинг максимально конкретизирован и направлен на повышение эффективности работы предприятия в четко определенной сфере. Материал, который выкладывается, имеет не общий (общеобразовательный или профессионально образовательный) характер, а прикладную направленность, это способствует созданию системы учебы и подготовки кадров, характерной для конкретных видов профессиональной деятельности. В результате участники получают знание и способность (способы) их использовать, приобретают и совершенствуют определенные навыки. Существуют тренинги, которые охватывают еще одну важную область - ценности и подход к жизни. Каким же образом прибегают достичь намеченных результатов? Тренинг ради тренинга - это рецепт катастрофы. Профессионально подготовленный тренинг представляет собой длительный процесс. Он начинается с диагностики - определение того, какая именно учеба, необходимо. Для этого, кроме четкого определения области тренинга, обязательно учитываются: во-первых, опыт работы участников и их положения в организации, во-вторых, уровень разрешимых проблем в компании или же вопросы стратегического развития организации. После этого формулируются задачи учебы, и подбирается нужный арсенал развивающих технологий. Следующий этап — проведения тренингов, во время которых проходит передача знаний, развитие и совершенствование определенных навыков, создания условий, для самостоятельного поиска участника способов решения заданий, которые стоят перед ним. Диапазон используемых методов очень широкий и включает интерактивное взаимодействие "тренер-участник", упражнения в парах и малых группах, ролевой и деловые игры, групповые дискуссии, индивидуальные письменные задания, технику "мозговой атаки", видеотренинг, анализ конкретных случаев. Завершается этот цикл подведением итогов и анализом результатов тренинга.
По мнению специалистов, именно благодаря такому комплексному подходу тренинг является инструментом, главное задание которого заключается в содействии повышению эффективности деятельности компании. "Однажды мужчина, через 20 лет по окончании университета, вернулся в город, где провел студенческие годы. Он узнал, что его ближайший товарищ тех лет в настоящий момент выкладывает в этом университете. Конечно же, он решил использовать возможность посетить своего давнего приятеля прямо на рабочем месте в альма-матер. Тот именно готовился принимать экзамены у студентов и раскладывал на столе билеты. Прежний его однокурсник взял несколько билетов и, прочитав их, воскликнул: - А вопрос все те же! На что его приятель-преподаватель университета отозвался с улыбкой: - Вопрос те же. Ответы - другие. Следовательно, вопросы, которые стоят перед современными руководителями и их работниками, - те же. Способы их решения - другие. А для того, чтобы понять, что же такое тренинг, все-таки лучшее побывать на тренинг.                                  В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная данной проблеме, начинается с определения понятия тренинга. В наиболее широком контексте термин "тренинг" используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Как справедливо замечает И.В.Вачков в своей книге "Основы технологии группового тренинга", доходит до того, что группы одного и того же вида у разных авторов названы по-разному.
Определяя границы понятия "психологический тренинг", И.В.Вачков пишет: "Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах".


 

ГЛАВА 2 ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ

2.1 Групповая дискуссия

       Групповая дискуссия в психологическом тренинге - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.                                                                          Групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

Классификация форм групповой дискуссии в тренинге:

· структурированные дискуссии, в которых задается тема для обсуждения, четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"),

· неструктурированные дискуссии, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.

· тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

· биографические дискуссии, ориентированные на прошлый опыт;

· интеракционные дискуссии, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.

 

2.2 Игровые методы

Игровые методы – включают:

· ситуационно-ролевые,

· дидактические,

· творческие,

· организационно-деятельностные,

· имитационные,

· деловые игры.

Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Э. Берна.

Достоинство игровых методов в тренинге:     

· способ преодоления скованности и напряженности участников на первой стадии групповой работы, как условие безболезненного снятия "психологической защиты".

· инструмент диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.

· интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.

· создание условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.

· игра мощный психотерапевтический и психокоррекционный средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых метод в тренинговой работе.

2.3 Методы направленные на развитие социальной перцепции

Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу.                                                                                                             С помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное само восприятие.

2.4 Методы телесно-ориентированной психотерапии

Методы телесно-ориентированной психотерапии (основатель - В. Райх (I960). Три основные подгруппы приемов:

· работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),

· чувственное осознание,

· нервно-мышечная релаксация,

· восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).                                                 

2.5 Медиативные техники

Медитативные техники - используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. На первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.          Некоторые из специалистов используют на тренингах трассовую суггестию - "погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Комплекс суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем -8-10 дней по 18-20 часов)". Возможен вред участникам группы - неосторожное или злонамеренное внушение, любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низко квалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим.Отсюда - высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс.               Важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют различные тренинги и на разную проблематику. Также есть тренинги  экстремального вида. Экстремальные тренинги, прежде всего, хороши тем, что их действительно трудно забыть. Непросто забыть, если однажды участника тренинга заставят вскарабкаться на скалу или заживо похоронят в земле. Экстремальные тренинги не так давно появились на рынке тренинговых услуг. За счет своей нестандартности экстремальные выездные тренинги могут представлять интерес, как для отдельных слушателей, так и для целой фирмы. С их помощью можно быстрее и эффективнее достигнуть формирования команды и сплочения коллектива.
Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.
Значительную пользу тренинг может принести тем фирмам, которые готовятся к серьезным изменениям, или перед проведением крупномасштабных мероприятий.
При правильной организации и проведения тренингов даже малое количество профессионалов может сделать наше общество здоровее и лучше.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. - М., 2005.

2. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян. - М., 2006.

3. Пузиков, В. Г. Технология ведения тренинга / В. Г. Пузиков. - СПб., 2005.

4. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. - СПб., 2006.

5. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - М., 2006.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.