|
|||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра «Психология»
РЕФЕРАТ На тему: «Общие тренинговые методы и их характеристика»
Студента 3 курса ПСД/с-17-1-о группы Направление подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности» Профиль: «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях» Дорноступ В.Д. Руководитель: доцент кафедры «Психология» Чабаненко С.В.
Севастополь – 2020
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 3 ГЛАВА 1 ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ?........................................................................ 5 1.1 Определение понятия тренинга.......................................................................... 5 ГЛАВА 2 ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ..................................................... 8 2.1 Групповая дискуссия.......................................................................................... 8 2.2 Игровые методы.................................................................................................. 9 2.3 Методы направленные на развитие социальной перцепции............................. 10 2.4 Методы телесно-ориентированной психотерапии............................................. 10 2.5 Медиативные техники......................................................................................... 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 12 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 13
ВВЕДЕНИЕ Интерес к применению активных групповых методов воздействия все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, "недружественным" условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той "палочкой-выручалочкой", которая поможет решить многие из актуальных проблем, как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом. За последние 10-15 лет тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.
ГЛАВА 1 ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ? 1.1Определение понятия тренинга В последнее время все больше руководителей приходят к выводу, что в нашем мире высоких технологий и информации, когда с технической стороны практически все возможно и доступно, компетентные, инициативные и мотивированные работники являются самыми ценными ресурсами любой компании. Ведь положение на рынке конкуренции и прибыль предприятия направления зависят от того, какой персонал воплощает стратегии бизнеса в жизнь. Другими словами, выигрывают те, кто развивает творческий потенциал и инициативу своих работников. Именно поэтому интерес к тренингам, как формы учебы и развития персонала, постоянно увеличивается.
ГЛАВА 2 ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ 2.1 Групповая дискуссия Групповая дискуссия в психологическом тренинге - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Классификация форм групповой дискуссии в тренинге: · структурированные дискуссии, в которых задается тема для обсуждения, четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"), · неструктурированные дискуссии, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. · тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы; · биографические дискуссии, ориентированные на прошлый опыт; · интеракционные дискуссии, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.
2.2 Игровые методы Игровые методы – включают: · ситуационно-ролевые, · дидактические, · творческие, · организационно-деятельностные, · имитационные, · деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Э. Берна. Достоинство игровых методов в тренинге: · способ преодоления скованности и напряженности участников на первой стадии групповой работы, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". · инструмент диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. · интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. · создание условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. · игра мощный психотерапевтический и психокоррекционный средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых метод в тренинговой работе. 2.3 Методы направленные на развитие социальной перцепции Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное само восприятие. 2.4 Методы телесно-ориентированной психотерапии Методы телесно-ориентированной психотерапии (основатель - В. Райх (I960). Три основные подгруппы приемов: · работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), · чувственное осознание, · нервно-мышечная релаксация, · восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо). 2.5 Медиативные техники Медитативные техники - используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. На первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии. Некоторые из специалистов используют на тренингах трассовую суггестию - "погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Комплекс суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем -8-10 дней по 18-20 часов)". Возможен вред участникам группы - неосторожное или злонамеренное внушение, любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низко квалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим.Отсюда - высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс. Важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Существуют различные тренинги и на разную проблематику. Также есть тренинги экстремального вида. Экстремальные тренинги, прежде всего, хороши тем, что их действительно трудно забыть. Непросто забыть, если однажды участника тренинга заставят вскарабкаться на скалу или заживо похоронят в земле. Экстремальные тренинги не так давно появились на рынке тренинговых услуг. За счет своей нестандартности экстремальные выездные тренинги могут представлять интерес, как для отдельных слушателей, так и для целой фирмы. С их помощью можно быстрее и эффективнее достигнуть формирования команды и сплочения коллектива.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. - М., 2005. 2. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян. - М., 2006. 3. Пузиков, В. Г. Технология ведения тренинга / В. Г. Пузиков. - СПб., 2005. 4. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. - СПб., 2006. 5. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - М., 2006.
|
|||
|