Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство науки и высшего образования РФ



Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

 

Доклад

на тему:

«Влияние миграции на экономику России»

 

 

Выполнил:

Ст. гр. ГМУ/б-19-1-о

Поцелуева Е. О.

Проверил:

Доцент Бунецкий Л. Л.

 

Севастополь, 2020

Введение

Сегодняшний мир - мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Однако существует и множество побочных отрицательных эффектов. Грамотное решение проблем миграции рабочей силы очень актуально в наше время, так как от правильности выбранной миграционной политики зависит не только современное социально-экономическое и демографическое положение в стране, но и положение в ближайшие десятилетия.


 

Виды и причины миграции рабочей силы

Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.

Миграция рабочей силы делится на множество видов, классификаций и потоков. Во-первых, она делится на два основных вида: международная переселенческая и международная трудовая миграция.

Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения по экономическим причинам, т. е. в поисках заработка. А международная переселенческая миграция предполагает постоянную связь мигранта со своей родиной.

Так же международная миграция рабочей силы включает в себя два встречных потока: эмиграция (для долговременного или постоянного проживания в другой стране) и иммиграция (просто въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов).

Еще выделяют два вида трудовой миграции в зависимости от места пребывания: внутренняя (перемещение в пределах страны), внешняя (перемещение за пределы страны).

Нельзя оставить без внимания миграцию высококвалифицированных кадров, или как ее называют «Утечка мозгов».

По правовому статусу миграцию классифицируют на регистрируемую (легальную) и нерегистрируемую (нелегальную).

Помимо вышеперечисленных видов следует выделить добровольную и вынужденную миграцию.

К вынужденной миграции относятся беженцы, покинувшие свою страну исключительно по политическим причинам, либо из-за тяжелого экономического положения в стране.

Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:

1. различия в уровне экономического развития отдельных стран;

2. наличие национальных различий в размерах заработной платы;

3. существование органической безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах);

4. международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

Миграция по экономическим причинам поддаётся анализу тем же методом и теми же способами, что и любые другие инвестиции. То есть: миграция, так же как и любой другой тип инвестиций, имеет свои выгоды и издержки. Издержки включают в себя затраты на переезд и потерю заработка на время переезда и поиска работы в новой стране. Более того, есть и другие, менее ощутимые неудобства, как отдаление от родственников, друзей и привычной обстановки, необходимость приспосабливаться к новым обычаям и учить язык, а также риск, связанный с поиском работы, обустройством на новом месте и т.д. Необходимо отметить, что многие внеэкономические издержки во многом снижаются за счет того, что миграция обычно происходит повторяющими волнами: многие люди эмигрируют вместе и/или в те районы, где уже находится большое количество эмигрантов из той же страны.

Можно понять причины миграции трудового населения из развивающихся стран в развитые или миграции из менее экономически-развитых европейских стран в более индустриально-развитые. Но какие экономические основы действуют на миграцию населения между экономически развитыми странами, находящимися на «одном уровне» с точки зрения социальных, культурных, бытовых условий жизни населения? По всей видимости, есть такие факторы гуманитарного, культурного, экологического, психологического, правового порядков, которые влияют на миграционные процессы. Все это делает проблему международной миграции рабочей силы в развитых странах сложной, связанной отнюдь не только с собственно экономическими факторами, но и возрастания значения таких понятий, как «социальный комфорт», социально-политические условия, социально-культурные, психологические и т.д.

Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только «выжить». Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы.

В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

Помимо экономических, миграция обуславливается также политическими религиозными, расовыми, национальными, семейными и другими причинами.

 

Масштаб и направления международной миграции рабочей силы

Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало из страны в страну в поисках работы около 20 млн человек в год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитывается не менее 3 млн нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в 4,5 млн человек. По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х гг. составляло примерно 1 млн человек, т.е. в принимающие страны приезжало в среднем на 1 млн человек больше, чем уезжало.

Основные направления миграционных потоков:

1. Между промышленно развитыми странами;

2. Между развивающимися странами;

3. Из развивающихся в промышленно развитые страны;

4. Из развитых в развивающиеся страны. Это что касается высококвалифицированных рабочих, специалистов и научных работников.

В промышленно развитых странах благодаря возможности решить комплекс социально-экономических задач сложился довольно высокий жизненный уровень населения, обладающего в основном определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень не престижных, низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

В последние годы увеличивается миграция между развивающими странами. Конечно, это прежде всего миграция между странами, достигшими в последние годы больших успехов в экономическом развитии и повышении жизненного уровня. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах-импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «новых индустриальных странах», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Помимо трудовой миграции, существует еще и проблема беженцев. В настоящие время по различным оценкам, в России проживает от500 до 700 тыс. беженцев, причем многие из них проживают незаконно.

Еще одно новое направление в миграции рабочей силы - это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др.), новыми возможностями в новых условиях работы (узнать мир, попробовать себя и т. п.)

Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1-1,5 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально.

Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно - к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, не престижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.

В настоящее время страны ЕС стремятся максимально сдерживать потоки трудовой миграции из стран, которые находятся за пределами ЕС. А делают они это по следующим причинам:

1. Большинство мигрантов за пределами ЕС являются не высококвалифицированными и это вызывает определенные недовольства;

2. Западные страны стремятся внедрить трудосберегающие технологии, то есть машинизировать производства;

3. Западные страны опасаются перемещения производств, из неразвитых стран в развивающиеся.

Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным группам. Так, в соответствии с законодательством США 1990 г. ежегодно на работу в страну допускается 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированные специалисты, ученые редких специальностей.


 

Экономические мотивы миграции

Каковы же мотивы экономических миграций? Известно, что миграция населения в далеком прошлом выступала в формах работорговли, кочевничества, военных и колониальных переселений. Однако с образованием мировой системы хозяйства возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства и ищущих свободных рабочих мест за пределами родной страны. Миграция охватила все континенты, весь мир и приобрела поистине глобальный характер

В современном этапе международной миграции появилась характерная особенность, в отношениях между капиталом, трудом и иностранной рабочей силой стало все более активное вмешательство государственного аппарата:

1. Оно вмешивается в международные сделки рынка рабочей силы;

2. Дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов;

3. Оно занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для эксплуатации иностранных рабочих.

Но стремление к экономическому благополучию было и остается причиной наиболее массовых и устойчивых миграционных потоков.

Существуют две стороны в потенциальных мигрантах, хорошая и плохая. К хорошей стороне относится то, что они сопоставляют дисконтированные реальные доходы и доступность их источников на родине и за рубежом. А с другой стороны, не всякий перепад доходов создает достаточный мотив для трудовой миграции. Так же люди руководствуются такими соображениями как: образ жизни, родные связи, привычная культура и т. д. Эти сдерживающие факторы уравновешивают экономические мотивы выталкивания.

Однако, из-за усиления неравномерности экономического развития, глобальное информационное поле будет более настойчиво формировать миграционные установки и это приведет к тому, что сумма миграционных потоков в мировом масштабе убывать не будет.

Таким образом, можно сделать вывод, что доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический. Он преобладает над всеми другими причинами - политическими, военными, религиозными, стихийными и т.д.


 

Особенности миграционных процессов в России

В условиях нестабильности и снижения темпов роста мировой экономики обостряются прежние и возникают новые, связанные с международной миграцией противоречия на рынке труда, в социальной сфере, в отношениях между коренным населением страны и иммигрантами.

Ситуация усложняется для всех сторон, интересы которых затрагиваются под влиянием миграционной составляющей общественных процессов - для коренного населения страны и иммигрантов, для субъектов хозяйственной деятельности и структур государственной власти.

На фоне общемировых тенденций в каждой стране складываются свои специфические механизмы и закономерности миграционных процессов. Особенности миграции в России заключаются в следующем:

-Наиболее интенсивные миграционные связи сложились со странами СНГ.

- Подавляющую часть миграционных потоков составляют временные трудовые мигранты, не имеющие, в отличие от иммигрантов в Европе и США, намерения переселиться с семьями в принимающую страну.

- Профессионально-образовательный уровень иммигрантов в России не только намного ниже, чем у россиян, но и ниже в сравнении с населением своих стран.

Таким образом, иммиграция является фактором роста объема трудового потенциала, но снижающим его качественный уровень в среднем по стране.

Тем самым усиливается дисбаланс между двумя процессами: предпринимаемыми государством мерами по наращиванию качества рабочей силы и сохранением (а иногда и ростом) сегмента рынка малоквалифицированного труда иммигрантов. Такая ситуация вступает в противоречие со стратегической целью - модернизацией экономики и ее переводом на инновационную модель развития.

Сравнительно слабый поток эмигрантов из России в экономически развитые страны представлен наиболее активными и профессионально подготовленными категориями населения, что также снижает качество трудового потенциала России.

 

Особенности международной миграции: иностранная рабочая сила в экономике России

Заметное и с тенденцией к расширению использование иностранной рабочей силы - одна из характерных черт занятости в современной российской экономике.

Зарубежная рабочая сила оказывается в России по двум каналам. Первый из них - это официальное ее привлечение российскими предприятиями и организациями, осуществляемое, как правило, при посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится в ведении Министерства внутренних дел.

Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин:

Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны.

Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала.

В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров Подряда

Учет официального привлечения иностранной рабочей силы ведется с 1994 года. Его сведения дают представление, сколько привлекается работников, из каких стран, каков их половозрастной состав, как они распределяются по отраслям экономики и территории России. Рабочая сила в эти годы привлекалась из более 100 стран. Из суммарного числа привлеченных (1,9 миллиона человек) 48,8% составили граждане стран - участников СНГ и 51,2% - из других государств.

Крупнейшими импортерами рабочей силы являются 5 регионов России (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Приморский край и Московская область), на которые в последние годы приходится более половины общего привлечения.

Иностранная рабочая сила привлекается почти из 120 стран. Соотношение стран СНГ и дальнего зарубежья при этом оставалось примерно одинаковым. Подавляющая часть среди трудовых мигрантов - мужчины (около 90%), большинство из них - в возрасте от 18 до 39 лет.


 

Факторы, влияющие на миграционные процессы в России

Миграция как сложный социально-экономический процесс определяется совокупностью объективных и субъективных причин. В научной литературе существуют различные подходы к их определению и классификации факторов миграции населения, широко представлены их группировки и структура.

Специалисты выделяют следующие факторы, влияющие на принятие решения о миграции: возраст, семейное положение, моральные издержки, качество информации о новом месте (в большинстве случаев чем меньше информации, тем ниже вероятность миграции), уровень безработицы, институциональные барьеры (миграционная политика, лицензирование занятости).

Политические факторы неразрывно связаны с факторами правовыми. Миграции, возникающие как следствие политических процессов, порой требуют особого подхода в рамках правового регулирования. Вместе с тем миграционные процессы сами могут менять политическую ситуацию в стране и ее регионах, вызывая необходимость корректировки всей нормативно-правовой системы принимающего государства

К группе наиболее заметных внешних факторов относится политическая ситуация, в которой пребывают потенциальные мигранты.

Политическая ситуация может выступать и как причина индивидуальной миграции тех, кого не устраивает правящий режим.

Как правило, политический фактор обусловливает миграцию межгосударственную. В мотивационной структуре многих сегодняшних вынужденных мигрантов мы наблюдаем преобладание политических мотивов.


 

Влияние миграции на экономику страны

Значение миграционных процессов в социально-экономической и общественно-политической жизни страны не вызывает сомнений.

Миграция влияет на демографическую ситуацию, развитие производства, рынок труда, а также на социально-экономические характеристики уровня жизни.

Мобильность населения способствует ее обоснованному перераспределению между индустриальными центрами и осваиваемыми территориями, что крайне положительно отражается на уровне экономического развития страны.

Поскольку наиболее подвижной частью населения является население в трудоспособном возрасте, то в районах выезда сокращаются темпы прироста населения за счет оттока и за счет «старения» населения.

В районах значительного притока мигрантов население растет более высокими темпами; возможна маскулинизация некоторых районов, увеличивается количество трудоспособного населения.

Даже вызывающие опасения потоки нелегальных мигрантов приносят определенную выгоду, так как их готовность работать за минимальную оплату без социальных гарантий экономит бизнесу существенные средства.

Иммигранты (за исключением высококвалифицированных специалистов) не влияют на уровень безработицы среди коренного населения, в связи с тем, что занимают рабочие места, невостребованные местными жителями. Более того, выполняя «черную работу» они содействуют улучшению социально-статусной структуры занятости в стране.

В Российской Федерации достаточно остро стоит проблема контроля и использования иммиграционных потоков из стран бывшего Советского Союза. Анализ их влияния на развитие России позволил выделить ВВП на душу населения, уровень промышленного производства и производство продукции сельского хозяйства как наиболее зависимые факторы.

В условиях модернизации экономики и ее ухода от ресурсной направленности доля вклада человеческих ресурсов в ВВП будет увеличиваться, а следовательно, изменятся и другие показатели.

Слабая связь миграции с таким фактором, как уровень безработицы (0,04%), подтверждает выводы об отсутствии конкуренции между местными работниками и мигрантами.

Несмотря на то, что взаимосвязь миграции и основных показателей экономического развития страны слабая, в условиях трансформации российской экономики и инновационной направленности трудовые ресурсы будут играть важную роль в будущем экономическом развитии страны.

Кроме того, в условиях продолжающегося демографического кризиса мигранты выступают основным источников трудовых ресурсов, а задача России заключается в отборе наиболее квалифицированных из них.

Максимизировать выгоды от использования труда мигрантов российской экономике поможет ряд государственных программ, направленных:

Во-первых, на привлечение квалифицированных специалистов, что позволит экономить на затратах на их обучение и получать эффект за счет улучшения качественной структуры занятых.

Во-вторых, необходимо привлекать и неквалифицированную рабочую силу в отрасли, испытывающие ее дефицит.

Следует также разработать программу адаптации иностранной рабочей силы на территории России, включающей возможность получения гражданства, обучение, предоставление жилья и социального пакета иммигрантам и членам их семей.

Несомненную пользу принесет комплекс мер, направленный на ужесточение контроля нелегальной иммиграции, а также на мотивирование работодателей использовать труд легальных мигрантов.

В результате продуманной миграционной политики страна получит следующие преимущества:

1. повышение уровня концентрации трудовых ресурсов и получение положительного эффекта от кластеризации экономики и развития территориально-производственных комплексов;

2. увеличение числа рабочих мест, поскольку трудовые мигранты одновременно выступают и как потребители;

3. повышение уровня требований к работнику, а следовательно, рост образовательной и профессиональной подготовки, снижение уровня издержек производства, повышение конкурентоспособности предприятий в частности и национальной экономики в целом;

4. повышение территориальной мобильности трудовых ресурсов;

5. развитие внешнеэкономических связей;

6. привлечение иностранного капитала, эффективных технологий, методов производства и использование зарубежного опыта.

В стратегической перспективе динамика производительности национальной экономики будет зависеть как от качества, так и количества используемых человеческих ресурсов.

Для реализации сравнительных преимуществ российской экономики необходимо осуществлять динамические и структурные изменения национального хозяйства в контексте иммиграционного вызова и возрастания роли иммиграционного ресурса в его развитии.

В связи с этим в целях формирования результативного механизма социально-экономической адаптации иммигрантов требуется предусмотреть необходимые изменения в миграционной политике, формировании социальной инфраструктуры, системы общего и профессионального образования и т.д.

 


 

Заключение

Миграция населения как один из самых многоаспектных социальных процессов, стала одним из характерных признаков современного образа жизни, его неотъемлемой чертой и необходимым элементом. Ни один воспроизведенный процесс в реальном современном экономически развитом и сильно интегрированном обществе не проистекает без воздействия на него тех изменений, которые происходят в населении стран и регионов в связи с миграционными процессами, так как миграция способствует передаче самого ценного ресурса - человеческого капитала.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.