![]()
|
|||
Тестовые заданияТестовые задания
1. Продолжите перечень показателей качества образования: а) состояние материально-технической базы учебного заведения; б) мотивация преподавательского состава; в)… Ответ: в) качество учебных программ; г) качество студентов; д) качество инфраструктуры; е) качество знаний; ж) инновационная активность руководства; з) внедрение процессных инноваций; и) востребованность выпускников; к) конкурентоспособность выпускников на рынке труда; л) достижения выпускников.
2. Продолжите перечень направлений, по которым в педагогике могут проводиться инновационные преобразования: а) совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом; б) обновление содержания образования; в) улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации; г)… Ответ: г) проектирование новых моделей образовательного процесса; д) обеспечение психологической, экологической безопасности обучающихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения; е) обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития обучающихся; ж) разработка учебников и учебных пособий нового поколения.
3. Почему целевой установкой реформирования современной высшей школы является личностный подход в образовании? В чем его суть? Раскройте его методологический потенциал. Ответ: 1) Именно на основе личностного подхода оказывается возможным осуществление личностно значимых и общественно приемлемых умений и средств самоопределения, самореализации и самоутверждения. В условиях, когда содержание и формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям и интересам, учёт своеобразия личности обогащает коллектив и других его членов. 2) Личностный подход в образовании – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. 3) Личностный подход способствует: – осознанию каждым воспитанником себя как личности; –выявлению, раскрытию своих возможностей; – становлению самосознания.
4. Почему в трансформирующемся обществе возрастает роль исследовательского обучения? Какие составляющие оно включает? Дайте характеристику различных видов этой аналитической образовательной деятельности. Ответ: 1) Современная высшая школа главным своим заданием считает «вооружение» будущих специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества охватывает, прежде всего, открытия нового: новых объектов, знаний, проблем и методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс является процессом решения нестандартных научных и учебных задач нестандартными методами. Проблемное обучение способствует развитию исследовательского обучения. 2) Проблемное обучение включает в себя следующие составляющие: · проблемный вопрос (готового ответа нет, поэтому нужно искать и предлагать разные варианты); · проблемная задача (это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения); · проблемная ситуация (так как данных для решения задачи не хватает, нужно искать их самому). 3) Как аналитическая образовательная деятельность исследовательское обучение включает в себя следующие составляющие: 1) проблемный анализ – осуществление проблемного структурирования, которое предусматривает выделение комплекса проблемных ситуаций, их типологии, характеристик, последствий, путей решения; 2) системный анализ – определение характеристик, структуры ситуации, её функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой; 3) причинно-следственный анализ – исследование причин, которые привели к появлению данной ситуации и развертывания её последствий; 4) праксиологический анализ – диагностика содержания деятельности, её моделирование и оптимизация; 5) аксиологический анализ – построение системы оценок ситуации, её составляющих, условий, последствий, действующих лиц; 6) прогностический анализ – подготовка предвидений относительно вероятного, потенциального и возможного будущего; 7) рекомендационный анализ – выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц; 8) программно-целевой анализ – разработка программы деятельности в данной ситуации.
5. Используя сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений, определите, являются ли известные Вам вузы действительно инновационными. Ответ: 1) Тамбовский государственный университет им. Г. В. Державина: университет как центр кластера инновационно-образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона. 2) Саратовский государственный университет им. Чернышевского: формирование и реализация инновационных научных и образовательных программ подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов в регионе на базе университетского комплекса. 3) Московский педагогический государственный университет: подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения в педагогическом университете как фактор инновационного развития образовательной системы. 4) Санкт-Петербургский государственный университет: «инновационная образовательная среда в классическом университете». 5) Томский государственный университет: «инновационная образовательная программа в классическом (исследовательском) университете как базовой институциональной структуре национальной инновационной системы».
6. Обоснуйте, что преподавательская деятельность в высшей школе имеет, прежде всего, организующий характер. В чем это проявляется? Ответ: Преподавательская деятельность в высшей школе имеет, прежде всего, организующийхарактер. Это проявляется в том, что педагог: 1) организовывает осмысливание учебной информации; 2) организовывает обобщение знаний; 3) организовывает закрепление учебного материала путем повторения, разъяснения затрудняющих моментов, контроля; 4) обеспечивает применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий.
7. Продолжите перечень требований, которые включает модель личностно-ориентированного обучения: а) увеличение объемов самостоятельной и индивидуальной работы студента; б) реализация индивидуальных графиков и планов обучения; в)… Ответ: в) полный учет личностных, индивидуальных и психологических особенностей каждого студента; г) качественное и эффективное информационно-методическое и нормативно-правовое обеспечение учебного процесса; д) современное техническое оснащение учебного процесса; е) продуктивное сотрудничество и взаимодействие студента и преподавателя.
8. Докажите, что проблемное обучение определяется типом развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач разного уровня. Приведите примеры. Ответ: 1) Вся система методов проблемного обучения направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, поэтому оно является подлинно развивающим обучением. Проблемнымизаданиямимогутбыть: а) усвоение; б) формулировка вопроса; в) практические задания. 2) К проблемным задачам относятся, например, задачи на самостоятельное «открытие» (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) правил, законов, формул, теорем.
|
|||
|